Православный остров в католическом море

Игумен Кирилл (Сахаров) о Православии в Польше

0
550
Время на чтение 4 минуты
Действительно, Православие в Польше – остров, так как православных всего лишь считанные проценты населения. Несомненно, что Польша страна высокого уровня религиозности. Все знают, что католичество является преобладающей религией этой страны. Несколько сот тысяч православных верующих (от 800 тыс. до 1 млн – по разным данным) с около 500 храмов – это не капля в море.

Большие потери понесла Польша в годы Второй Мировой войны. Погибло почти четверть ее населения. Большие потери понесла и Православная Церковь. В отличие от других стран Восточной Европы униаты в Польше в значительной степени сохранили свои позиции. Их приписывали к римо-католическим приходам и там, где униатов было большинство, на таких приходах их священники занимали вторые и третьи вакансии, поэтому можно говорить, что уния здесь фактически сохранилась.

Собственно православных поляков немного – в основном православные – это белорусы, украинцы, лемки, русские. Официальное крещение Польши произошло 1966 году при князе Мешко I. Сначала, как и в случае с князем Владимиром, крестился сам Мешко (считается, что по восточному обряду), а потом и народ. Интересно, что за столетие до этого здесь проповедовали миссионеры восточного обряда из Византии. В соседней Литве преобладало Православие. Однако, после объединения Польши и Литвы в единое государство Речь Посполитая (1569 год) начинается наступление на Православие. В 1596 году в Бресте была принята уния. Она была сначала делом нескольких иерархов и не имела поддержки в народе. Распространялась она насилием. Как известно, было 3 раздела Польши – последний в конце XVIII века, когда Польша была разделена между Российской, Австро-Венгерской и Прусской монархиями. Как самостоятельное государство она перестала существовать. После этого униаты остались только на территории Австро-Венгрии, а в России их воссоединение с Православной Церковью произошло в XIX веке в 2 этапа: в 30-40-е годы (митрополит Иосиф (Семашко)) и в 70-е годы (главным образом на Холмщине). Независимость Польши была восстановлена после Первой Мировой войны и уже в 1920 году она совершила нападение на Советскую Россию. Удачные для Польши результаты войны закрепил в 1921 году Рижский мирный договор, согласно которому Западные Украина и Белоруссия были закреплены за Польским государством. Несколько десятков тысяч красноармейцев после разгрома под Варшавой попали в плен. Многие из них по причине голода и издевательств погибли.

Само собой разумеется, что положение Православной Церкви в Польше было сложным. Сразу возникли проавтокефалистские тенденции в церковной среде, активно поддерживаемые правящими кругами. Автономии, как всегда, было маловато. Противники автокефалии были лишены своих кафедр, а некоторые даже насильственно выдворены. Были даже жертвы среди сторонников канонической связи с Москвой. С другой стороны, был потрясающий случай, когда один архимандрит убил главу Польской Православной Церкви, который был склонен к автокефалии. Константинопольский Патриархат, во главе которого был известный модернист патриарх Мелетий IV, признал главой ППЦ митрополита Дионисия, который сразу начал добиваться автокефалии. Обращался он к Патриарху Тихону – тот, как и в случае с Грузинской Церковью, предлагал дождаться Собора. В сентябре 1924 года Дионисию удалось получить Томос об автокефалии от вселенского Патриарха Григория VII. Тогда же в церковную жизнь стал вводиться новый стиль.

Вспоминаю встречу в декабре 1991 года с членами православного братства из Польши. Неизбежным был вопрос к ним о календаре, по которому служат православные в Польше. Ответ был такой: 98% приходов служат по старому стилю – в основном на востоке Польши, например в Белостокской епархии. В тоже время в Варшаве, Гданьске, Люблине, т.е. в больших городах в окружении католического большинства, служат по новому стилю. В 1930 году Польская Католическая церковь возбудила иск о возврате имущества, которое потеряли униаты в XIX веке. Иск касался почти половины храмов ППЦ. В результате 500 храмов было потеряно (отстоять удалось только 200). Немало храмов было разрушено – только на Холмщине в 1938 году их было разрушено 150. Взорвали огромный собор во имя св. Александра Невского в Варшаве, вмещавший около 3000 человек (его гибель предсказывал св. праведный Иоанн Кронштадтский). Будет ли он восстановлен? Сохранились его чертежи.

В 1939 году после нападения Германии на Польшу западные части Украины и Белоруссии вошли в состав СССР. В юрисдикционном плане православные на этих землях вошли в лоно РПЦ. После оккупации немцами этого региона здесь сложились две церковные группировки – Автономная УПЦ во главе с митрополитом Алексием (Громадским), а после его убийства – Пантелимоном (Рудыком) и автокефалисты во главе с «епископом» Поликарпом (Сикорским). Первые сохраняли церковно-славянский язык в богослужении, а вторые служили на украинском языке. Автокефалию от Матери Церкви – Московского Патриархата ППЦ получила в июне 1948 года.

Интересно, что в советский период в Польше, хотя Закон Божий и не преподавался в государственных школах, но при храмах и в частных домах духовенство имело право обучать детей религии. Еще интересный факт: в Варшаве на государственные средства действовала Христианская Богословская Академия. На одной из трех её секций обучались православные. Один из немногих православных монастырей в Польше находится в Войново. Это женская обитель была учреждена на базе когда-то единоверческого прихода. Здесь мне удалось побывать в 90-е годы. В монастырском храме я совершил Божественную Литургию, а на могиле основателя прихода – литию по старому обряду. Здесь же в Войново я застал последних старообрядческих инокинь – безпоповок. Интересные воспоминания о посещении Войново оставил архиепископ Евлогий (Георгиевский). В настоящее время ППЦ возглавляет очень активный митрополит Савва.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18