Прежде всего, хочу обратить внимание читающих и спорящих, что я говорил о религиозном релятивизме современного американского общества, которое наиболее выпукло представлено таким движением как New Age. Оно опасно, ибо его учение подменяет догматы и истины православной веры неким набором религиозных символов и идей, что прекрасно встраивает религию как таковую в парадигму потребительства, делая ее саму предметом потребления. В Америке так и говорят «Spiritual shopping». Против этого и был направлен пафос этого короткого интервью.
Что касается протестантства и католичества в Америке, то прежде всего их нельзя даже ставить на одну доску. Последнее – отдельная и непростая тема для размышлений, которую надо рассматривать в отдельной статье. Что касается протестантства... На мой взгляд, на сегодняшний день оно, по существу, утратило свои христианские корни – в протестантской церкви нет апостольской преемственности и таинств как таковых, т.е. сакральность утеряна. Как следствие отсутствует мистический аспект связи с Богом, она подменена неким личным Богообщением, этаким «Богом в душе». Прошу заметить – в душе не просвещенной и не освященной Таинствами. И кто пребывает в такой душе?.. Появилось немало течений в протестанстве, отрицающих и Божественное происхождение Иисуса Христа, и Его Богосыновство, и зачатие Его Пресвятой Девой от Духа Свята. Нередко крестят не во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а просто во Христа или считают сам чин крещения просто ритуалом. Евхаристия для абсолютного большинства протестантов лишь символ (!) Тайной Вечери. Дальше не хочу перечислять...
Что касается членов протестантской церкви. Действительно есть много верующих, но я бы сказал по-своему «верующих», ибо на вопрос «Како веруеши?» вы можете очень многое и хорошее услышать, начиная от борьбы с абортами и гомосексуализмом и заканчивая вопросами социальной справедливости. Но ничего – о покаянии, посте, церковной и духовной дисциплине, я уже не говорю – о послушании или смирении. Это – в лучшем случае в собственном истолковании, в худшем – темы для богословов. Но опять же, это не подразумевает, что нет лично благочестивых протестантов. Их немного, но они есть. Они ищут Христа и приходят, конечно, в Православную или католическую церковь.
Но если для многих переход в католицизм в Америке еще понятен, то переход в Православие для окружающих – это странность, чудачество. Порой переход этот опасен. Принявших Православие американцев, я считаю исповедниками. Я лично знаю случаи, когда бывшие «братья» по протестантскому или баптистскому приходу грозили расправой тем, кто принял Православие. Им приходилось уезжать из родных мест, бывало, что даже родственники отворачивались от них и порывали с ними всякие связи. Особенно таким «рвением» отличаются так полюбившиеся некоторым православным «протестанты-фундаменталисты». Повторяю, перешедшие в православие американцы – исповедники веры.
Но загляните в календари – исповедников немного. Да, в любом православном приходе вы найдете converts, т.е. перешедших в Православие в данном случае. Но в каждом приходе их единицы в буквальном смысле слова, а сами приходы остаются на 90% этническими и не увеличиваются. Кстати, та же этническая проблема и со священниками, о чем говорят списки хотя бы той же Православной Церкви в Америке (OCA). Почему? Протестантская этика в корне противоречит духу и практике православного образа жизни даже нынешнего времени, несмотря на все усилия пригладить нас на западный манер. Перейти в Православие – подвиг, который человеку, выросшему и воспитанному в идеологии «американской мечты», порой непосилен.
Что касается борьбы за христианские ценности – ей в Америке занимаются не только традиционные протестанты, но и многие абсолютно нерелигиозные организации. К счастью, в человеке заложен нравственный принцип, его трудно уничтожить, поэтому в мире еще немало нормальных людей. Но считать борьбу с половыми извращениями или с абортами, чуть ли не признаком христианина, я бы посчитал опасным, так можно впасть в заблуждения и соблазны. Что касается социальной справедливости, – в той же Америке существует такое понятие как «социальное христианство», которое ставит во главу угла борьбу с социальной несправедливостью и помощь бедным. Да, надо помогать ближнему, ибо в мире много бедных, обездоленных, несправедливо обиженных людей. Это очень хорошо, но притча о милосердном самарянине – одна из многих в св. Евангелии и далеко не первая. Везде перед Рождеством стоят по Америке Санта-Клаусы, но природа и дух такой «борьбы с бедностью» сомнительны, – даже по официальной статистике менее половины собранного идет на помощь обездоленным...
И последнее. Некоторые комментирующие пишут, что я чуть ли не в судьи подался и пишу, чуть ли не с потолка. Сразу со второго – магистр богословия Свято-Тихоновской Православной Семинарии (США). Первое и главное. Братья и сестры, я не сужу людей, ибо сам грешен, а говорю о лукавстве и силе греха, дабы помочь избежать ловушки тем, кто думает, что можно совместить современное потребительство и православную веру, кто считает, что Бог один – значит и различия в верах не важны. Бог один, но и путь к нему один через исповедание Христа Сына Божия и следование его учению, что сохранилось во всей своей спасительной полноте только в Церкви Православной. Нам необходимо обрести на этом пути трезвение и разумность, ибо, как говорил св. Антоний Великий, «видел немало спасающихся грешников, но нигде не видел, чтобы спасались неразумные».
Всем помощи Божией во дни Великого и спасительного поста!
Иерей Валерий Буланников, клирик храма Святителя Николая в Отрадном (г. Москва)
15. Re: Иерей Валерий Буланников: О духовности американцев
14. Re: Иерей Валерий Буланников: О духовности американцев
13. потомку подданных императора Николая II
12. Re: Иерей Валерий Буланников: О духовности американцев
11. Ответ на 9., иерей Илья Мотыка:
10. Ответ на 9., иерей Илья Мотыка:
9. Re: Иерей Валерий Буланников: О духовности американцев
8. Re: Иерей Валерий Буланников: О духовности американцев
7. Спаси Господи
6. Re: Иерей Валерий Буланников: О духовности американцев