«Вы только не врите»

Подведены итоги I Международного конкурса композиторов «Роман Сладкопевец»

Новости Москвы 
0
595
Время на чтение 4 минуты
18 февраля в отеле «Амбассадор» были подведены итоги I Международного конкурса композиторов «Роман Сладкопевец». Он проходил при поддержке Министерства культуры и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Всего на конкурс было прислано 297 сочинений – из России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Франции, Латвии, Польши и США. Конкурс был окутан таинственностью: все произведения были анонимными, под ними стоял лишь псевдоним или девиз автора, написанный латинскими буквами. До финала добралось шестнадцать сочинений, а лауреатами конкурса стали девять композиторов. Вот их имена.

Номинация «Духовное хоровое сочинение крупной формы»
Первая премия — не присуждена.
Вторая премия – Наталия Варламова из Казани («Тебе, Господи»).
Третья премия – Дмитрий Данилов из Санкт-Петербурга (Божественная литургия).

Номинация «Хоровая миниатюра»
Первая премия — Алексей Ларин, Москва («Звонят ко всенощной», стихи Аксакова);
Вторая премия — Алексей Захаров, Санкт-Петербург («Пасха») и Владимир Беляев, Люберцы (Три русских канта).
Третья премия — Алексей Захаров, Санкт-Петербург («Псалмы Давидовы»).


Спецприз фестиваля «Академия православной музыки»
Протоиерей Кирилл Попов, София, Болгария («Приидите поклонимся»).

Премия хора Мариинского театра
Владимир Маслаков, Минск («Господи, воззвах»).
Елена Коншина, Владимир («Молю Дево»).

Приз зрительских симпатий
Иван Титов, Могилёв («Стихиры»).

Имена членов жюри тоже сохранялись в тайне до последнего дня конкурса. Ими оказались композитор Павел Карманов, главный хормейстер Мариинского театра Алексей Петренко, монахиня Иулиания (Денисова), Анатолий Гринденко, протодиакон Александр Кедров. Председателем жюри был известный композитор Алексей Рыбников.

«Посмотреть в короткий срок такое большое количество партитур – это испытание, - говорит композитор Анатолий Гринденко, художественный руководитель мужского хора "Древнерусский распев". - С другой стороны, это было для меня интересным экспериментом. Когда ты видишь одно сочинение, ты погружаешься в него целиком и находишься в мире этого композитора. Когда в течение дня ты рассматриваешь как минимум десять партитур, то начинаешь сопоставлять их, сравнивать — и перед тобой глубже раскрывается характер их авторов. И где-то через 150 партитур начинаешь по-настоящему видеть личность этих людей. Начинаешь очень хорошо понимать: врёт человек или не врёт. Пользуется ли он знаниями, полученными в Косерватории, гармоническими задачками, которые он решал, или это исходит непосредственно из его души. Часто бывает, что не очень умелые и не очень профессиональные вещи трогают своим простодушием и искренностью гораздо больше... Поэтому единственное пожелание композиторам — это, как сказано у Достоевского в "Братьях Карамазовых": "Вы только не врите". Не врать — это значит просто быть человеком и понимать, зачем ты употребляешь эти слова и богослужебные тексты. Если человек пишет и использует духовные слова — значит, его душа тянется к духовности. Но, хотя партитур было много, было достаточно мало вещей, которые я мог бы назвать духовными или околоцерковными сочинениями».

«Мы действительно погружались внутрь личности композитора, музыканта, когда начинали изучать их сочинения, - с лёгким акцентом рассказывает протодиакон Александр Кедров, главный регент собора святого Александра Невского в Париже. - Как музыкант, как человек, который любит русскую музыку, я оценил и полюбил некоторые произведения духовной музыки. В церковных песнопениях рамки и каноны не могли быть так свободны, как в духовной музыке. Я судил эти произведения строже, особенно когда мне казалось, что они далеки от церковной традиции. Тем не менее, даже если у некоторых композиторов знание церковной традиции не было таким явным, искренность и красоту души было видно...»

«Роман Сладкопевец, в честь которого назван наш конкурс, начинал с песни, гимна, а потом стал преподобным, - размышляет монахиня Иулиания, композитор и регент хора минского Свято-Елисаветинского монастыря. - В нашем конкурсе это двуединство — а иногда кажется, что антитеза — очень явно просматривается. Духовное и церковное: противоположность или союз? Наверное, церковное сообщество думает на эту тему не один век. Когда я оценивала произведения композиторов, эта мысль была постоянным фоном. Я музыковед в прошлом, и у меня есть представление о том, как должно складываться профессиональное сочинение. Как у регента у меня тоже есть определённые пожелания к церковному песнопению. Скажу откровенно: просматривая партитуры, я гораздо больше радовалась произведениям, которые не претендуют на звание песнопений. Они были более цельными, более органичными. Прекрасны песни на стихи русских поэтов. А что касается воплощения церковных текстов - здесь было больше проблем... На будущее мне бы хотелось пожелать регентам не стесняться писать для конкурса побольше. Ничего страшного, если церковное песнопение звучит на сцене, не надо этого смущаться. Хотя я и регент, причём монастырского хора, но тоже участвую в концертах, по благословению».

«Всё познаётся в сравнении, - с улыбкой вспоминает председатель жюри Алексей Рыбников. - Лет десять назад я пытался организовать фестиваль современной духовной музыки в Москве... Потом у меня эту идею перехватили, и в результате был организован фестиваль «Поющие батюшки», где батюшки под гитару пели попсу на духовные темы. Таким ужасом закончилось моё начинание. А вот теперь эта идея блестяще реализовалась здесь, чему я несказанно рад».

После оглашения результатов конкурса состоялся круглый стол на тему «Духовная и богослужебная музыка: столкновение или знак равенства?» В нём приняли участие не только члены жюри, но и другие известные музыканты и композиторы, учёные, журналисты и настоятель консерваторского храма Рождества Богородицы Виталий Головатенко. Беседа была живой и далёкой от формализма, потому что вопросы о роли авторского «я» в церковном и духовном искусстве, да и вообще — о самих понятиях «церковный» и «духовный» – близки каждому верующему творческому человеку. Из сферы музыки эти вопросы можно перенести в область живопись или литературы, и там они окажутся не менее животрепещущими.

Гала-концерт произведений-победителей конкурса «Роман Сладкопевец» состоится на Светлой седмице, 18-19 апреля.

Ольга Надпорожская
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06