Номинация «Духовное хоровое сочинение крупной формы»
Первая премия — не присуждена.
Вторая премия – Наталия Варламова из Казани («Тебе, Господи»).
Третья премия – Дмитрий Данилов из Санкт-Петербурга (Божественная литургия).
Номинация «Хоровая миниатюра»
Первая премия — Алексей Ларин, Москва («Звонят ко всенощной», стихи Аксакова);
Вторая премия — Алексей Захаров, Санкт-Петербург («Пасха») и Владимир Беляев, Люберцы (Три русских канта).
Третья премия — Алексей Захаров, Санкт-Петербург («Псалмы Давидовы»).
Спецприз фестиваля «Академия православной музыки»
Протоиерей Кирилл Попов, София, Болгария («Приидите поклонимся»).
Премия хора Мариинского театра
Владимир Маслаков, Минск («Господи, воззвах»).
Елена Коншина, Владимир («Молю Дево»).
Приз зрительских симпатий
Иван Титов, Могилёв («Стихиры»).
Имена членов жюри тоже сохранялись в тайне до последнего дня конкурса. Ими оказались композитор Павел Карманов, главный хормейстер Мариинского театра Алексей Петренко, монахиня Иулиания (Денисова), Анатолий Гринденко, протодиакон Александр Кедров. Председателем жюри был известный композитор Алексей Рыбников.
«Посмотреть в короткий срок такое большое количество партитур – это испытание, - говорит композитор Анатолий Гринденко, художественный руководитель мужского хора "Древнерусский распев". - С другой стороны, это было для меня интересным экспериментом. Когда ты видишь одно сочинение, ты погружаешься в него целиком и находишься в мире этого композитора. Когда в течение дня ты рассматриваешь как минимум десять партитур, то начинаешь сопоставлять их, сравнивать — и перед тобой глубже раскрывается характер их авторов. И где-то через 150 партитур начинаешь по-настоящему видеть личность этих людей. Начинаешь очень хорошо понимать: врёт человек или не врёт. Пользуется ли он знаниями, полученными в Косерватории, гармоническими задачками, которые он решал, или это исходит непосредственно из его души. Часто бывает, что не очень умелые и не очень профессиональные вещи трогают своим простодушием и искренностью гораздо больше... Поэтому единственное пожелание композиторам — это, как сказано у Достоевского в "Братьях Карамазовых": "Вы только не врите". Не врать — это значит просто быть человеком и понимать, зачем ты употребляешь эти слова и богослужебные тексты. Если человек пишет и использует духовные слова — значит, его душа тянется к духовности. Но, хотя партитур было много, было достаточно мало вещей, которые я мог бы назвать духовными или околоцерковными сочинениями».
«Мы действительно погружались внутрь личности композитора, музыканта, когда начинали изучать их сочинения, - с лёгким акцентом рассказывает протодиакон Александр Кедров, главный регент собора святого Александра Невского в Париже. - Как музыкант, как человек, который любит русскую музыку, я оценил и полюбил некоторые произведения духовной музыки. В церковных песнопениях рамки и каноны не могли быть так свободны, как в духовной музыке. Я судил эти произведения строже, особенно когда мне казалось, что они далеки от церковной традиции. Тем не менее, даже если у некоторых композиторов знание церковной традиции не было таким явным, искренность и красоту души было видно...»
«Роман Сладкопевец, в честь которого назван наш конкурс, начинал с песни, гимна, а потом стал преподобным, - размышляет монахиня Иулиания, композитор и регент хора минского Свято-Елисаветинского монастыря. - В нашем конкурсе это двуединство — а иногда кажется, что антитеза — очень явно просматривается. Духовное и церковное: противоположность или союз? Наверное, церковное сообщество думает на эту тему не один век. Когда я оценивала произведения композиторов, эта мысль была постоянным фоном. Я музыковед в прошлом, и у меня есть представление о том, как должно складываться профессиональное сочинение. Как у регента у меня тоже есть определённые пожелания к церковному песнопению. Скажу откровенно: просматривая партитуры, я гораздо больше радовалась произведениям, которые не претендуют на звание песнопений. Они были более цельными, более органичными. Прекрасны песни на стихи русских поэтов. А что касается воплощения церковных текстов - здесь было больше проблем... На будущее мне бы хотелось пожелать регентам не стесняться писать для конкурса побольше. Ничего страшного, если церковное песнопение звучит на сцене, не надо этого смущаться. Хотя я и регент, причём монастырского хора, но тоже участвую в концертах, по благословению».
«Всё познаётся в сравнении, - с улыбкой вспоминает председатель жюри Алексей Рыбников. - Лет десять назад я пытался организовать фестиваль современной духовной музыки в Москве... Потом у меня эту идею перехватили, и в результате был организован фестиваль «Поющие батюшки», где батюшки под гитару пели попсу на духовные темы. Таким ужасом закончилось моё начинание. А вот теперь эта идея блестяще реализовалась здесь, чему я несказанно рад».
После оглашения результатов конкурса состоялся круглый стол на тему «Духовная и богослужебная музыка: столкновение или знак равенства?» В нём приняли участие не только члены жюри, но и другие известные музыканты и композиторы, учёные, журналисты и настоятель консерваторского храма Рождества Богородицы Виталий Головатенко. Беседа была живой и далёкой от формализма, потому что вопросы о роли авторского «я» в церковном и духовном искусстве, да и вообще — о самих понятиях «церковный» и «духовный» – близки каждому верующему творческому человеку. Из сферы музыки эти вопросы можно перенести в область живопись или литературы, и там они окажутся не менее животрепещущими.
Гала-концерт произведений-победителей конкурса «Роман Сладкопевец» состоится на Светлой седмице, 18-19 апреля.
Ольга Надпорожская