itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сотворение «юдофоба»

Самарский профессор считает «абсурдным» установку в городе памятника митрополиту Иоанну (Снычеву)

0
1573
Время на чтение 5 минут
Проект памятника митрополиту Иоанну (Снычеву) Вячеслава КлыковаПредстоящие выборы Президента страны возбудили вопрос, который настоятельно и давно требовал если не разрешения, то хотя бы внимания, однако власть его словно бы вовсе не замечала. Это национальный вопрос. И вот «кандидат №1 на президентский пост» обнародовал свои воззрения по этой, небезразличной для людей теме. Оказалось, что вопрос таки существует. Проблема его разрешения настолько назрела, что приступать к ней необходимо безотлагательно, ибо мы можем потерять страну, которая ещё недавно считалась великой.

Наконец-то о наличии национального вопроса заговорили на государственном уровне. Это отрадно, ибо, как справедливо заметил более полувека назад автор фундаментального труда «Бои за историю» Люсьен Февр: «Там, где нет вопросов, нет вообще ничего». Примечательно, что сказал он это в статье с актуальным до сих пор названием «Суд совести истории и историка». Примечательно постольку, поскольку история в нашей стране и посей день остаётся непредсказуемой. В выводе французского историка: «…история, к которой нас приучали, была, в сущности, обожествлением настоящего при помощи прошлого» я бы заменил только слово «была» на слово «есть». Мы по-прежнему приспосабливаем историю к нынешним политическим интересам.

Вот и теперь. Несть числа комментариям историков по поводу обнародованной Владимиром Путиным стратегии национальной политики. Говорится много умного, хотя и не без полемических издержек. Вот, например, в «Самарской газете» помещены размышления уважаемого и авторитетного доктора исторических наук, профессора кафедры САГМУ Глеба Владимировича Алексушина. Текст высказываний учёного свидетельствует о наличии у него выверенной позиции по этому самому «национальному вопросу», который, благодаря инициативе кандидата на пост Президента, становится ныне в числе первых повестки дня. Вот как, в частности, понимает Глеб Владимирович исторический процесс: «история существует сама по себе – её нельзя дополнить или переписать, она должна оставаться самобытной».

Должна-то должна, но остаётся ли? Сколько уж раз, говоря словами поэта Юрия Лобанцева: «Уходила история чиститься от налипшего там внутри». Налипло, к сожалению, очень много. Кстати, благодаря стараниям историков в том числе. Недаром же Люсьен Февр поставил рядом совесть истории и историка. Но совесть, если она есть, у каждого своя. Достаточно посмотреть на накал дискуссий в теледебатах «Исторический процесс». Если применить к ним старое правило, гласящее о том, что из двух спорящих один – дурак, другой – подлец, станет ясно, соображения политической конъюнктуры в полемике сторон часто перечёркивают нравственную сторону дискуссии, как говорится, начисто. Совестью историков здесь и «не пахнет». Но мы говорим о размышлениях профессора Алексушина, высокая нравственность которого сомнению не подвергается. Можно бы поспорить с ним по некоторым частностям, но они вряд ли существенны, поскольку не обладают какой-либо новизной, отличающейся от рассуждений на сходные темы других историков. Всё это мы не раз слышали и со многим согласны. Да, в Советском Союзе уровень культуры был выше. Да, благодаря чиновникам, тема межнациональных отношений в регионе становится всё более актуальной. Да, государство борется с последствиями, вместо того, чтобы решать первопричину. Тут, как говорится, спорить не о чем.

Единственное, в чём не сходится моё мнение с размышлениями профессора, это предпочтение персоналий на увековечение их в памятниках и названиях улиц. Мне было бы жаль, если проспект Мира был переименован хотя бы и «в пользу» Константина Карловича Грота. В названии «проспект Мира», мне представляется, есть нечто философическое. Вспоминаются стихи поэта Владимира Братчикова, где есть строки: «Недостроена улица Мира, предстоит нам достроить её». И в самом деле, есть ли что более важное для человечества, чем вот это созидание Мира с большой буквы? И в названии проспекта эта цель заявлена. Мы – миролюбивы. Название проспекта напоминает нам об этом, мобилизуя каждого сделать свой вклад в дело мира. Я думаю, что и мой добрый знакомый Владимир Середавин вряд ли согласился бы, чтобы проспект носил его имя. Не тщеславный он был человек, хотя и честолюбивый.

Но вот что меня побуждает на решительное несогласие с Глебом Владимировичем, так это его безапелляционное суждение следующего свойства: «И в то же время предлагать совершенно абсурдный памятник Иоанну Снычеву – юдофобу, который призывал к национальной розни». Вот уже и ярлык готов – юдофоб. Перечеркивается одним этим несправедливым словом вся многогранная и многотрудная деятельность митрополита Иоанна, которого хорошо знают и помнят в Самаре как инициатора многих социально значимых дел. Нерукотворный памятник ему уже воздвигнут в душах наших земляков. Так случилось, что у меня есть возможность изучать труды митрополита Иоанна не только по его книгам, но и по рукописям. Нигде я не нашел утверждений духовного пастыря, побуждающих причислить его к юдофобам.

Вообще-то это не ново. Юдофобами и антисемитами объявляли и совестливейших людей России, посмевших сказать что-то неуважительное о евреях. За это клеймили талантливейшую поэтессу Марину Цветаеву, глубочайшего философа Алексея Лосева. Перечислять можно долго. Вот и митрополит Иоанн причислен к этому списку. Вот сейчас я открыл и перелистал пухлый том рукописи митрополита Иоанна «Свет истины», где есть глава «Кратко о богоизбранных народах». Нет в этом тексте призывов, которые принято считать лозунгом юдофобов. Есть только анализ Библии с выводом: «Разность от рождения людей огромна. Преодолеть ее, соединить всех, также как и преодолеть различие народов можно только одним путем – путем знания. Но надо смотреть, что за путь объединяет народы. Горе, если он не направлен к добру, и еще хуже, если какой-нибудь народ считает себя превыше всех остальных, избранником богов, призванным властвовать над другими».

Где здесь юдофобия? Думаю, что под этими словами мог бы подписаться и профессор Глеб Владимирович Алексушин. Как, полагаю, и большинство людей в нашей стране солидарны с этой мыслью. Меня вот что настораживает. При навязших в зубах разговорах о толерантности все более заметно в обществе старая нетерпимость к мыслящим инако. К чужому мнению и чужим убеждениям. За ярлыками от «уклонистов» до «красно-коричневых» не пойдут ли в ход кулачные бои на митингах, которые вошли сегодня в моду? Не принесет пользы нашему народу подобная размашистость политических оценок. Мне кажется, что неприятие мысли о посмертном праве Иоанна Снычева на памятник себе, у Глеба Владимировича продиктовано неизвестными мне субъективными соображениями. Я тоже субъективен, но вошел в комиссию по увековечению имени митрополита посредством установки ему памятника в нашем городе. Над скульптурой работал глубоко уважаемый мною ваятель, народный художник Вячеслав Михайлович Клыков, чей монумент равноапостольным Кириллу и Мефодию украшает наш город. Он радует глаз каждого патриота нашего города. И высокомерное пренебрежение к памятникам в честь глубокоуважаемых в народе личностей, оставивших в Самаре яркий след своей деятельностью, является именно элементом той культурной среды, за создание которой ратует профессор. Не верю я, что против установки в нашем городе памятника митрополиту Иоанну выступят те, «у кого, - по словам Глеба Алексушина, - есть национальное сознание». Проведи мы по этому вопросу «референдум», он бы проиграл.

Геннадий Сюньков, кандидат филологических наук (Самара)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Ответ на 16., Юрий Серб:

фамилия Алексушин - такая же "русская", как Локшин и Лакшин. Этим и объясняется пена изо рта у профессора.

Объяснение на все случаи жизни для не обременённых... Часто бывает верным, но далеко не всегда
Антоний / 07.02.2013, 02:09

16. Прохвесор из Самары

2. Леонид Болотин Дорогой Леонид Болотин! Полностью разделяю Ваши замечания. Могу добавить лишь то, что фамилия Алексушин - такая же "русская", как Локшин и Лакшин. Этим и объясняется пена изо рта у профессора. Автор поступил бы благоразумно, не упоминая фамилии этого лукавого субъекта, а изложив и разоблачив лишь его "аргументацию".
Юрий Серб / 20.01.2013, 15:12

15. Ответ на 8., Леонид Болотин:

К 1917 году русская городская монументальная скульптура мемориального значения насчитывала менее 100 лет. Первым был Памятник Гражданину Косьме Минину и Князю Димитрию Пожарскому, открытый в 1818 году.

Первым был Медный всадник
Антоний / 20.01.2013, 13:37

14. Ответ на 13., Архивариус:

мимо памятников у нас без шуток обычно не ходят.

"у нас" - это где?
Антоний / 20.01.2013, 13:00

13. Только о скульптуре

Скульптура - это все-таки "не наше". Мало удачных памятников и редко на кого они производят сильное впечатление. Ну, стоит кто-то... хорошо если просто мимо пройдут, но мимо памятников у нас без шуток обычно не ходят. Обратное влияние скульптуры на иконописные образы тоже восторга не вызывает. Наверное, стоит подумать о более органичных нам формах памяти.
Архивариус / 10.02.2012, 07:25

12. В Самаре чтут память митрополита Иоанна!

Удивительно и радостно- сумели поставить памятник кроткому и мудрому русскому батюшке!Много им трудов было положено в этих местах,много обид вынесено.У Самары будет ещё один небесный покровитель!
Владимиръ / 08.02.2012, 21:30

11. Ник Ликашин п.7

Не согласен, уважаемый Ник. Памятник - материальный узел реальной истории. Памятник - воплощенный символ Духа Народа. Памятник - послание предков к душам потомков. Памятник - культурный якорь для менталитета поколений. Памятник - архитектурная доминанта среды обитания. Не будет памятников - не будет истории. Но мы уже знаем - нет ничего страшнее отсутствия истории. Нет истории - нет народа. Неприятие памятников сродни иконоборчеству на заре христианства. Поэтому моё мнение - памятнику Митрополиту Иоанну(Снычеву) быть!
Шмелев Михаил / 08.02.2012, 21:10

10. автору

Вы хоть немного думаете, о чем пишете?! Увязать такой мерзкий заголовок с именем Владыки Иоанна! Я вспоминаю начало 70-х годов, когда о разврате запрещено было публиковать материалы. Так вот, под видом борьбы с прогнившей моралью запада, «критики» в деталях (насколько позволяло то время) смаковали эротические сцены западных фильмов. У Вас получилось тоже самое, хотели Вы этого или нет. Я полностью согласен с претензией Леонида Болотина (2) – Вы создали рекламу «безвестному типчику». Еще хотел бы обратить внимание на оформление статьи в РНЛ. Посмотрите, что видит читатель: проект памятника Владыке, рядом название «Сотворение юдофоба» и анонс «Самарский профессор считает «абсурдным» установку в городе памятника митрополиту Иоанну (Снычеву) …» Какая первая мысль должна придти в голову читателя? А вторая, я отвечу: «Они (РНЛ) что, с ума сошли?» Так любит оформлять свои передачи Швыдкой: ставится какой-то гадкий вопрос, а потом все его начинают обсуждать. Но, как говорил Штирлиц: «запоминается первое и последнее слово».
Дмитрий 988 / 08.02.2012, 21:01

9. Простите за опечатки

Среди прочих, конечно же: "5. Святитель ПЕТР (Могила) Киевский"
Леонид Болотин / 08.02.2012, 16:51

8. Дорогим читателям РНЛ

Дорогие о ГОСПОДЕ читатели «РНЛ», не вступая в прямую полемику с почтенным участником форума из Тамбова, у меня просто нет на это времени, обращаю Ваше внимания на такие факты. К 1917 году русская городская монументальная скульптура мемориального значения насчитывала менее 100 лет. Первым был Памятник Гражданину Косьме Минину и Князю Димитрию Пожарскому, открытый в 1818 году. После 1917 года при большевиках, насколько мне известно, был поставлен единственный памятник духовному лицу — Преподобному Андрею (Рублеву) Андрониковскому, работы скульптора Коненкова. А из дореволюционной истории монументально скульптуры я приведу только один, но весьма красноречивый пример. В композиции памятника Тысячелетия России изображены следующие Архиереи в скульптурном, горельефном или барельефном виде. Можно пройтись по электронным ссылка и убедиться воочию: 1. Святые Кирилл (Константин) и Мефодий, Солунские Братья — Просветители славян. Мефодий — Архиерей. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/1000_Kirill_i_Mefody.jpg/377px-1000_Kirill_i_Mefody.jpg 2. Изображение Святителя Авраамия Ростовского на памятнике, он по левую руку Святого Равноапостольного Князя Владимира Святославича. http://img-fotki.yandex.ru/get/4418/34270.f/0_7108a_ef82e283_XXL 3. Вот Святитель Стефан Пермский. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/13/1000_Stefan_Permsky.jpg/232px-1000_Stefan_Permsky.jpg 4. А это Святитель Алексий Московский: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/81/1000_Aleksy.jpg/313px-1000_Aleksy.jpg 5. Святитель Метр (Могила) Киевский http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/1000_Piotr_Mogila.jpg 6. Святитель Иона Митрополит, Московский Чудотворец http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c1/1000_Iona.jpg/204px-1000_Iona.jpg 7. Святитель Макарий (Леонтьев), Митрополит Московский http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e5/1000_Makary.jpg/386px-1000_Makary.jpg 8. Святитель Гурий Казанский http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/df/1000_Gury.jpg/386px-1000_Gury.jpg 9. Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и Всея Руси http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/44/1000_Germogen.jpg/315px-1000_Germogen.jpg 10. Святейший Патриарх Филарет Московский http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/1000_Filaret.jpg/348px-1000_Filaret.jpg 11. Архиепископ Тверской Варсонофий http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a8/1000_Varsonofy.jpg/386px-1000_Varsonofy.jpg 12. Патриарх Никон http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/54/1000_Nikon.jpg/261px-1000_Nikon.jpg 13. Святитель Димитрий Ростовский http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/1000_Rostovsky.jpg/261px-1000_Rostovsky.jpg 14. Святитель Тихон Задонский http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bc/1000_Tihon_Zadonsky.jpg/314px-1000_Tihon_Zadonsky.jpg 15. Святитель Митрофан Воронежский http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/24/1000_Mitrofan.jpg/314px-1000_Mitrofan.jpg 16. Владыка Григорий (Конисский) Виленский и Беларусский http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7c/1000_Konissky.jpg/211px-1000_Konissky.jpg 17. Феофан (Прокопович) Новгородский Архиепископ http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/97/1000_Feofan_Prokopovich.jpg/261px-1000_Feofan_Prokopovich.jpg 18. Митрополит Московский Платон (Левшин) http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ac/1000_Platon.jpg/261px-1000_Platon.jpg 19. Святитель Иннокентий Херсонский http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/1000_Innokenty.jpg/261px-1000_Innokenty.jpg
Леонид Болотин / 08.02.2012, 16:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59