О томском процессе, кришнаитах и гражданском обществе

В Томске завершился процесс по делу о признании экстремистским материалом кришнаитской версии индийского эпоса «Бхагават-Гиты» - «Бхагават-Гита как она есть»

Новости Москвы 
0
640
Время на чтение 6 минут

Недавно в Томске закончился процесс по делу о признании экстремистским материалом кришнаитской версии индийского эпоса «Бхагават-Гиты» - «Бхагават-Гита как она есть», сообщает пресс-служба Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС). Прокурор Томска подал апелляционное представление на решение Ленинского районного суда города, и дело будет рассматриваться вновь.

Этот громкий процесс вызвал бурю негодования целого ряда сектозащитников. Так, например, Р.Лункин пишет: «Подобную акцию нельзя расценивать иначе, как оскорбление религиозных чувств верующих - членов Общества Сознания Кришны». Защищая экспансионистски настроенные религиозные корпорации, которые сами не всегда дружат с правами человека, отдельные правозащитники превращают свою собственную деятельность в абсурд. Давайте разберемся, в чем состоит экстремизм вероучительной книги кришнаитов и, как следствие, распространяемого сектой вероучения; кто на самом деле разжигает межрелигиозную рознь - кришнаиты или Томская прокуратура?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем углубиться в содержание вероучительной книги кришнаитов. Исходный текст «Бхагават-гиты» в оригинальном, некришнаитском, варианте местами весьма метафоричен и, как любой древний текст, является лакомой пищей для любителей домыслов. Всем известно, что есть множество старых и новых сект, строящих свое вероучение на искажении Библии. Так и у Свами Прабхупады при попытке перевести традиционную для индуистов «Бхагават-Гиту» на свой манер получилась в сущности новая книга. Читая её ещё и ещё раз, находишь новые фрагменты, которые не могут не удивлять. Вот что пишут кришнаиты о людях, не относящихся к их организации:

«Есть два типа людей: преданные и демоны. Господь избрал Aрджуну, чтобы поведать ему эту великую науку, потому что Aрджуна был Его преданным. Демонические люди не способны постичь сокровенный смысл "Бхагавад-гиты". Существует много изданий этой великой книги. К одним из них написали комментарии преданные, а к другим - демоны. Комментарии преданных передают истинное содержание "Бхагавад-гиты", тогда как комментарии демонов лживы и бесполезны». (Бхагават-гита как она есть, 4:3).

Деление людей на своих, - чистых, преданных, и «демонов» - яркий пример религиозной дискриминации.

«Только глупцы и негодяи пытаются принизить Верховную Личность Бога, Господа Кришну» (Бхагават-гита как она есть, 6:47); «Кто же, кроме последнего глупца, откажется обрести сознание Кришны?» (Бхагават-гита как она есть, 9:26). То есть все люди, не имеющие отношения к организации кришнаитов, постоянно подвергаются оскорблениям и называются глупцами.

Дальше - больше. Не просто глупцами, но ворами, шарлатанами и ослами кришнаиты называют… ученых, не верящих в реинкарнацию. Вот выдержки из бесед основателя секты Прабхупады со своими учениками, изложенные в кришнаитской книге «Жизнь происходит из жизни»:

- Шрила Прабхупада: Индивидуальная душа никогда не исчезает. Она не умирает и не рождается. Она просто меняет тела, как человек меняет одежду. Это совершенное знание.
- Д-р Сингх: Но почему ученые не признают этого?
- Шрила Прабхупада: Они непорядочные люди. Они шарлатаны. Их даже нельзя назвать воспитанными людьми.

Или: «Ученые постоянно исследуют что-то, но, если вы спросите их, зачем они это делают, они ответят: «О, это для следующего поколения, во имя будущего». Но я спрашиваю: «А как же вы? … Если в следующей жизни вы станете деревом, будет ли вам дело до вашего следующего поколения?» Но он осел». Беседа названа тоже без церемоний: «Прогресс ослов». Заседающие в Нобелевском комитете ученые считаются Прабхупадой «не лучше собак, свиней, верблюдов и ослов». Тут гуру совершенно безапелляционен: «Мы вообще не считаем их людьми. Одно животное превозносит другое. Что тут хорошего? Если люди в Нобелевском комитете сами не лучше животных, то каждый, кто получает премию по науке, является первым из глупцов, потому что удостоился похвалы не людей, а животных» (Прабхупада. Жизнь происходит из жизни).

Те, кто в здравом уме распространяют такие воззвания огромными тиражами и настойчиво уговаривают прохожих ими закупаться, должны отвечать за свои слова перед обществом и перед законом. Проблемой являются не столько формальные высказывания, сколько сам менталитет, насаждаемый кришнаитами. Их идеология, помимо книжных источников, включает в себя и неписаные традиции. Наиболее критичным, по нашему мнению, участком цепочки кришнаитских идей является антипатриотизм, целенаправленно насаждаемый в организации правовой нигилизм и разрушение семейных ценностей. Вот что кришнаиты говорят о детях:

«Побочные продукты тела, а именно дети…» (Бхагават-гита как она есть, 2:20) и далее: «Человек, который отождествляет свое тело, сотворенное из трех элементов, со своей сущностью, который считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения, … должен считаться подобным ослу или корове». (Бхагават-гита как она есть, 3:40). Последнее высказывание показывает характерное для кришнаитов равнодушие к семье, детям и Родине. Насаждение таких взглядов - не просто попытка привлечь активную часть общества в секту, но и попытка отгородить её от остального социума: не нужно решать общественные проблемы, активно противостоять злу, заботиться о стране, в которой живёшь.

В секты часто попадают не последние люди нашего общества. Туда втягивается интеллигенция, молодёжь, люди искусства, учёные. Чтобы сделать гражданское общество слабым, нужно всего лишь растащить представителей наиболее активных социальных групп по жёстко обособленным религиозным конгломерациям. Рядовые кришнаиты в своём большинстве - обычные люди, искренне стремящиеся к духовности и добру. Нет-нет, да и задумаешься: почему само наше общество зачастую отторгает людей добрых и образованных, заставляя уходить в лоно социального отшельничества?

Предвидится реакция кришнаитов на вышесказанное: мы очень даже социальны, проводим весёлые концерты, кормим людей и даже обращаемся к ним на улицах. Но самореклама, пиар и полноценная социально полезная деятельность - это совершенно разные вещи. Подкормить и развеселить - блага, приносящие скорее нимб благодетелей их дающему, чем реальную пользу их адресату. Почему кришнаиты не заботятся об экономике страны и социальной справедливости? Кто такие кришнаитские правозащитники и защищают ли они кого-то кроме себя? Сопереживание и сострадание - базовые нравственные ценности, составляющие основу многих вероучений. К сожалению, свидетельств выхода нравственно-религиозного континуума кришнаитов за пределы собственной выгоды мы не наблюдаем. Даже благотворительность кришнаитов, такая, как раздача пищи, - ритуальный акт приобщения людей к своей религиозной идее.

Важно напомнить, что руководство Межрелигиозного совета России (МСР), объединяющего все традиционные религии народов нашей страны, считает кришнаитов «маргинальной псевдоиндуистской сектой» и возражает против того, чтобы ее программы «раздачи идоложертвенной пищи» проводились в местах проживания православных христиан, мусульман, иудеев и буддистов.

Часто приходится слышать, что выбор религии - одна из важных свобод человека. При этом записные защитники сект упускают из вида такой важный момент, как соблюдение прав человека при распространении вероучения. Именно кришнаиты являются нарушителями базовых принципов свободы выбора, за которые ратуют сами. Это проявляется как в экспансивной пропаганде кришнаитского вероучения, неизбежно связанной с нарушением закона о недопустимости конфессиональной анонимности (раздача идоложертвенной пищи под видом благотворительности), так и в психологическом давлении на адептов внутри организации.

Что касается пропаганды, то религия у кришнаитов не просто насаждается, она буквально впаривается прохожим вместе с книгами. Такое воздействие не может рассматриваться иначе как нарушение личного пространства человека. К сожалению, правоохранительные органы позволяют этому происходить, хотя за незаконную торговлю предусмотрены внушительные штрафы, а в Москве, например, приставание к гражданам запрещено в принципе. Навязывание книг, многочисленные шествия и концерты являют собой не предложение индивиду осознанного выбора, а вторжение в пространство личной свободы - то уличное пространство, по которому человек передвигается. И отношение к заполнению этого пространства - вопрос уважения к каждому из нас.

Психологическое давление на последователей у кришнаитов тоже значительно. Чтобы заполучить волю над разумом другого человека, зачастую достаточно сказать ему то, что он хочет услышать. Вы устали от злобы и уныния, возводимого в культ животного потребления? Пришедшему к кришнаитам гарантировано всеобщее внимание, умеренное вегетарианское питание, весёлые мероприятия, атмосфера доверия и любви. И это логично - без однозначного доверия со стороны адепта убеждать его в чем-либо бессмысленно. Культивирование такого почти безоговорочного доверия позволяет серьёзно манипулировать личностью. Ещё одним фактором, значительно воздействующим на психику, является многократное монотонное повторение мантр. У кришнаитов это не разовое, а системное действие. Многократное и регулярное повторение мантр способно также оказать глубокое воздействие как на сознательные, так и на бессознательные процессы, затронув и волевую составляющую, и психическое здоровье.

Когда нам говорят «экстремист», представляется человек с оружием, совершающий некие агрессивные действия. Последнее время мы не видели среди лидеров кришнаитов людей с кинжалами и взрывчаткой (хотя в 70-80 гг. целый ряд лидеров секты был осужден за незаконное хранение оружия, насилие и заказные убийства). Но еще чаще секты пользуются другим оружием - идейным, последовательно растаскивая конструктивные общественные силы и молодёжь, - главное богатство нашей страны. Томский процесс - честная, справедливая и юридически корректная попытка противостоять этому явлению. Гораздо ближе к экстремизму любые призывы перенести это разбирательство из зала суда куда-либо ещё.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49