Решать эту задачу В.Путин предлагает разными средствами, «от школьных пособий до исторической документалистики», а также через телевидение, кино, интернет, массовую культуру в целом. «Вспомним, как американцы с помощью Голливуда формировали сознание нескольких поколений. Причем внедряя не худшие – и с точки зрения национальных интересов, и с точки зрения общественной морали – ценности. Здесь есть чему поучиться», - отмечает премьер. – «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим».
Между тем, отмечает сайт Regions.ru, реальность далека от обрисованного Владимиром Путиным положения вещей. В обществе и близко нет единого представления о России и ее историческом пути. Связь с исторической Россией, разорванная революцией, так и не восстановилась. В связи с этим корреспондент издания попросил православных священнослужителей ответить на вопросы: Кажется ли им важной проблема привить гражданам России единую картину исторического процесса? Какой она должна быть? Что для этого нужно в первую очередь?
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата, считает поднятую премьером проблему актуальной, и указывает, что один путь ее решения уже испытан. «Я имею в виду богатейшую русскую культуру. Именно она объединяет очень многих людей, кто воспитывался в школах, в том числе национальных, кого не только школа, но и театры, музеи, музыка, живопись, т.е. все, что связано с культурой, ориентировало на высочайшие образцы», - сказал он. «Мы сейчас пожинаем плоды пренебрежительного отношения к русской культуре, которое было последние десятилетия. На протяжении последних лет о сокращении соответствующих часов в школе говорят уже все: и учителя, и деятели культуры. А воз и ныне там», - отметил отец Владимир.
«У меня нет ни одного аргумента в пользу советской власти, кроме этого вопроса. При советской власти культурная политика была идеологически ущербна, но само направление было правильным. Творились удивительные вещи - многие национальные писатели писали по-русски: Чингиз Айтматов, Фазиль Искандер – примеров множество. А потом все разрушили», - заявил протоиерей. «Дело в том, что культура, хотя и не приносит особого дохода, сама является своего рода валютой. Это визитная карточка, которая представляла и представляет Россию за границей, это самый лучший рычаг влияния на других людей и на другие нации. Увы, сейчас мы видим отсутствие какой-либо культурной политики, цементирующей то общее, что есть абсолютно для всех людей самых разных национальных и этнических групп. Сейчас все надо начинать с нуля. Но если мы этого не сделаем сейчас, то мы навсегда потеряем эту козырную карту и в межнациональных отношениях, и в сфере влияния на другие страны и другие культуры», - заключил отец Владимир.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена, согласен с Владимиром Путиным: «Народ не может жить без общей истории, без национальной идеи». «Собственно, раньше русские люди с этим и жили, пока не наступила эпоха революционных потрясений, крушения монархии и Церкви. В современной России возобладала тенденция интернационализма, которая господствует и сегодня. Мы видим в деяниях нынешнего правительства очень характерный формат работы, ориентированный на глобализм. В этом основная проблема: Россия на деле является моноэтническим и монорелигиозным государством, но ей навязан многоконфессиональный и многонациональный тип. Это приводит к ущемлению прав народов», - считает священник.
«Сейчас началось укрепление национализма – причем не только русского. Это проявляется и в политике. Режим Владимира Путина, настроенный на интернационализм, столкнулся с этим набирающим силу национализмом. И мы еще увидим последствия этой политики», - отмечает он. «Острота проблемы нарастает, правительство проводит огромными темпами разжижение нашего базового этноса, ввозя огромное количество мигрантов, что только усиливает конфликтность и вызывает отторжение. Надо строить национально-ориентированное государство, чем Россия всегда и занималась. Менять эту порочную интернационалистическую парадигму, которая привела нашу страну в бедственное состояние», - призывает отец Артемий.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, сомневается, что единство на уровне идей возможно в принципе. «Люди, живущие на уровне значимых мировоззрений, имеют вполне устойчивый набор суждений в духовно-нравственном, онтологическом, национальном и политическом аспектах. Даже незначительные на посторонний взгляд различия в рамках единой идеологической парадигмы могут стать непреодолимыми препятствиями для объединения на какой-то единой платформе», - сказал он. «Вот, например, появляются православные христианские движения, и их программы отличаются лишь несколькими словами, но они никогда не смогут объединиться», - пояснил отец Владислав. «Говоря мечтательно и отвлеченно, путинская идея сама по себе неплохая, - то есть хорошо, если бы было именно так. Но для начала неплохо бы найти способ объединить не носителей непримиримых мировоззрений, а хотя бы тех, кто не сильно разделен», - заключил он.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) напомнил, что Владимир Путин уже поднимал этот вопрос четыре года назад, но за прошедший период так ничего и не было сделано. «Выстроить единую картину исторического процесса для всей России – задача высокая и трудноосуществимая, поскольку не может опереться на единое мировоззрение. Мы помним, как в период СССР в основе всех процессов лежала идеологическая составляющая. Не секрет, что идеология эта была лживая, не только антихристианская, но и античеловеческая. Возможно ли политическими способами или воспитательными сейчас привить нашему народу единое мировоззрение - вопрос большой, но решать его надо», - говорит отец Лука.
«Мы выступаем именно за то, чтобы нам было возвращено историческое и догматическое самосознание, чтобы сызмальства все воспитывались в духе Церкви. Разумеется, делать это под копирку, инкубаторски выращивая всех в благочестии, дело неблагодарное. Начинать надо с отсекания в обществе того, что враждебно нашей национальной духовной культуре. Этого полно во внешней жизни людей, в разнузданности СМИ, в анархии интернета – мы видим неумение отсеивать антироссийские и антипатриотичные проявления, что иногда именуется толерантностью», - с сожалением говорит он. «Необходимо развивать теологическое высшее и среднее образование, установить контроль над СМИ, ограничить их деятельности теми фильмами и программами, которые информативны и полезны. Только когда поставим заслон западным идеям, несущим беспутство и разрушение семейных ценностей, наступит возвращение к духовному здоровью не только отдельных людей, но и всей нации», - убежден священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной Семинарии, назвал идеи Владимира Путина хорошими, но недостижимыми. «Как можно привить гражданам России единый взгляд и единую историческую концепцию, не прибегая к насилию? Если появятся единообразные школьные программы, то это вызовет всеобщее недовольство. У нас эта система не работает, хотя многое Владимир Путин говорит правильно», - говорит он. «И, кстати, в США с национальным единством тоже не все так гладко: например жители южных штатов до сих пор относятся к гражданской войне 1861 года, как к агрессии северных штатов, как к насильственному присоединению. Поэтому нам надо, как ни странно, привыкнуть к наличию различных взглядов», - советует священник. «Пускай мусульманин будет думать о взятии Казани иначе, чем православный – с этим надо просто смириться. В истории России, да и у любого народа, есть разные стороны, оценивающие исторические события. И наличие этих разных сторон не должно мешать единству народов», - подытожил отец Макарий.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, очень рад появлению этой статьи. «Все в ней совпадает с тем, о чем я думал многие годы, о чем много писал в статьях, опубликованных на "Русской народной линии". Слава Богу, что Путин это увидел и идет в правильном направлении», - сказал он. «Очень важно, что Путин различает и разводит патриотизм и национализм. Национализм - это сужение русского масштаба до местечковости, а русский патриотизм - наша истинная мера – это вселенский масштаб, о чем говорил великий русский патриот Достоевский, указывая на всеотзывчивость русского человека. Это основание русского патриотизма. А национализм не может быть всеобъемлющим. Его удел – ограниченность, замкнутость на своей этнической группе. Поэтому национализм несовместим с русским народом. Он губит народ и страну. Строить и возрождать страну можно только на патриотизме. Только он способен скрепить имперские пространства», - сказал священник.
«В этом ключе я воспринимаю и рассуждения Путина о едином историческом процессе. Он не закрывает советский период, признает его значение, сожалеет о распаде СССР. Для него советский период - не "черная дыра" истории. Он за единство русской истории. Это очень важно. Потому что, если отказаться от преемственности и единства русской истории и какой-то из периодов признать "черной дырой", то история распадается. И сегодняшний период со всеми его проблемами и недостатками отнюдь не «черная дыра». В русской истории вообще нет таких периодов - в каждом есть плюсы и минусы. Путин это понимает», - отметил отец Александр. «А убеждение, что советский период был однозначно плох, нам, заметьте, навязывают и либералы, и националисты - казалось бы, противоположные группы, но противоположности сходятся. Но очень важно, что оценка русской истории как единого процесса фактически совпадает у высших представителей Церкви и государства», - заключил он.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, напротив, не считает, что следует стремиться к единому для всех представлению об истории. «Шаблонное мышление, по моему мнению, не сможет привести к сплочению народов России. Единая картина исторического процесса сковывает работу исследователя, историка, искусствоведа. Печальные попытки учебников по "Истории СССР" представить историю России, которая почему-то начиналась с первобытно-общинного строя, в едином ключе показали бесперспективность единого стандартного мышления, лишающего человека права на поиск, альтернативную точку зрения, переосмысления в другом ключе реалий современности», - сказал он. «В Церкви при верности догматам остается многообразие мнений по историческим и политическим вопросам, и пусть некоторые из мнений граничат с абсурдом, сохранить разнообразие необходимо для разносторонней оценки ситуации, по принципу блаженного Августина - "в главном единство, во второстепенном многообразие и во всем любовь"», - процитировал отец Лаврентий. «В Российской империи старались сохранять религиозные и культурные особенности народов, ее составлявших, были целые исторические направления, развитие которых не мешало развитию Империи, и лишь после революции 1917 года, профинансированной извне, империя распалась», - напомнил иеродиакон.