Опрос был проведен для Big Bang UK Young Scientists and Engineers Fair. В исследовании приняли участие две тысячи родителей детей в возрасте 5-16 лет.
В десятку самых пугающих вопросов вошли: 1. Почему луну иногда видно днем? 2. Почему небо голубое? 3. Обнаружим ли мы когда-нибудь инопланетян? 4. Сколько весит Земля? 5. Как самолеты держатся в воздухе? 6. Почему вода мокрая? 7. Как делить столбиком? 8. Куда птицы и пчелы улетают на зиму? 9. Что образует радугу? 10. Почему на Земле разные временные зоны?
Исследователи обнаружили, что треть родителей будут активно искать ответы на заданные вопросы, в то время как многие из опрошенных признают, что придумают ответ или переадресуют вопрос другому родителю. Кроме того, оказалось, что 26% британских родителей вообще думают, что их дети более подкованы в вопросах математики и науки, чем они сами.
Мы попросили прокомментировать данные опроса детского врача-реаниматолога, исполнительного директора Православного фонда поддержки материнства и детства Владимира Карасева.
Возраст «почемучки» начинается с 5-6 лет, когда ребенок активно познает мир, пытаясь синтезировать какие-то знания, а также приходится на начальный школьный возраст. Пребывание в школе среди сверстников обостряет интерес к окружающему миру. Ребенок становится активным «почемучкой», ориентированным школой и какими-то внешними вещами. Он активно познает внешний мир, что активируется коллективом и принуждается школой. Этим, я думаю, вызвана тематика вопросов детей.
Если знаешь ответ на вопрос ребенка, то надо постараться ему детально все объяснить, но если вопрос сложный, то дети не дослушивают ответ до конца, но понимают суть и то, к чему это относится. А если не знаешь ответ, то надо вместе с ребенком взять книгу и уточнить ответ. Дети это нормально воспринимают.
Авторитет родителя может снижаться в том случае, если он неправильно реагирует на вопрос. Любой вопрос не является тестом для родителя, это не проверка, насколько он знает то или иное. Реакция на вопрос ребенка в первую очередь должна быть доброй. Родитель должен быть рад, что ребенок задает вопросы. А ответ можно поискать вместе. Тут не надо стесняться, учиться не стыдно в любом возрасте. Авторитет родителей в этом случае ни в коем случае падать не будет. Надо стараться давать точные ответы, привлекать к поиску ответа ребенка, посмотреть в соответствующей литературе.
1. Какая-то странная десятка