Нужна ли России христианская партия?

Православные священнослужители прокомментировали призыв протоиерея Всеволода Чаплина подумать над созданием в стране православной политической силы

0
734
Время на чтение 6 минут

Как уже сообщала «Русская народная линия», глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что сейчас, когда «начинается время бурного партийного строительства», пора начать дискуссию о том, возможна ли «православная»/«христианская» партия в нынешней России.

«Возможны ли, на ваш взгляд, в России партии, ориентирующиеся на христианские ценности? Нужны ли они? Как вы относитесь к перспективе их создания?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает очень серьезной тему, поднятую прот. Всеволодом Чаплиным. «Ее, безусловно, нужно обсуждать. Уходить от этого нельзя», - сказал он.

«Раньше такой партии у нас не могло быть в силу определенных исторических условий. Сейчас время переходное, будущее неопределенное, и эта проблема становится все более актуальной. Голос христиан должен раздаваться на всех уровнях», - считает отец Александр.

«Европейская народная партия в Европарламенте, опирающаяся на христианские ценности и представляющая христиан разных национальностей и разных деноминаций - очень неплохой вариант для современной Европы, стремительно утрачивающей христианские ценности. У нас в этом смысле ситуация более своеобразная. У нас почти все христиане – православные и независимо от национальности являются чадами единой Русской Церкви. Мы, православные, должны стремиться к гармонии земного и небесного с явным предпочтением небесного. У западных христиан все-таки иная система ценностей. Поэтому копировать опыт участия протестантов и католиков в политической жизни Европы нам, думаю, не стоит. Чему мы можем научиться у тех, кто стоит на более низком духовном уровне, кто не может спасти Европу от оголтелого антихристианства? Принимать какие-либо формы деятельности, свойственные тем христианским группам, которые отошли от изначальных христианских ценностей, - дело очень рискованное», - считает протоиерей.

«Каким же должно быть участие православных в политике, которая невозможна без интриг и демагогии? У нас есть Церковь, которая отстаивает и свои интересы, и интересы народа. И наша Церковь выстояла против самых сильных безбожных гонений. Я думаю, что нам нужно скорее ориентироваться на православное представительство во всех партиях, чем на выделение в особую партию», - заключил отец Александр.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, считает, что создание партии, объединяющей единоверцев, совершенно оправданным. «Христиане вполне могут образовывать партии и представлять свои интересы на политической арене так же, как это делают и представители иных сообществ. Но православные христиане в первую очередь являются членами Церкви, для которых главное – это общение с Богом. Поэтому Церковь отдельно, партия отдельно. У партии иные цели и задачи, что и должно отражаться в ее названии», - сказал он.

«В принципе это совершенно нормальная площадка, на которой могут решаться какие-то актуальные проблемы, вноситься какие-то конкретные конструктивные предложения, касающиеся жизни Церкви и Отечества, выражающие и защищающие интересы христиан России. У этого, по-моему, есть хорошие перспективы», - добавил отец Александр.


Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, также считает создание христианских партий в России вполне возможным. «Попытки создать такую партию уже были в конце 80-х - в начале 90-х, но так и не реализовались - видимо, потому, что не было поддержки людей воцерковленных. Но тогда и Библия была еще библиографической редкостью. А в Европе в течение десятилетий сложилась уже традиция христианских партий», - сказал он.

«Создание партии, опирающейся в первую очередь на христианские ценности, должно быть очень ответственным и взвешенным шагом. Ведь в случае неудачи может быть дискредитирована и сама христианская идея. Так что трудно сказать, насколько успешными будут у нас попытки создать христианские партии», - отметил священник.

«Теоретически можно предполагать, что у существующих партий все-таки имеются какие-то нравственные ценности, осторожно говоря, созвучные христианским. Я считаю, что можно было бы работать и в этом направлении», - предложил он.

Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, отметил, что о. Всеволод призывал не к созданию такой партии, а всего лишь к обсуждению теоретической возможности ее появления. «Я считаю, что в принципе создание такой партии возможно, и, наверное, это было бы правильно. Эта партия могла бы защищать интересы большинства, как русского, так и православного, в нашей стране. Но это очень серьезное дело, которое требует очень ответственного и взвешенного подхода», - сказал он.

«Мне кажется, что это должна быть светская партия, - т.е. без участия священнослужителей. Но в нашей многопартийной политической системе такая партия должна явиться образцом нравственности. Нравственное начало, собственно, и должно лежать в основании ее деятельности. И законы она должна принимать только в соответствии с нравственным критерием, потому что построить что-то хорошее можно только на нравственном основании. А у нас сейчас нравственность, наоборот, убивается. Поэтому создание такой партии сыграло бы положительную роль в развитии нашего общества», - добавил отец Сергий.

Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский разъясняет, что по Конституции не просто так запрещается создание религиозных партий: «Это сделано для того, чтобы не вызывать разделения в обществе еще и по религиозному и национальному признаку». «Если мы начнем создавать православную партию, то это послужит поводом для создания исламских и прочих партий. Вся подобная деятельность будет направлена на разделение, а не на объединение общества», - говорит он.

«Идея партийного строительства вообще достаточно спорная. Мне более интересна идея корпоративного строительства, то есть объединение христиан для представления той или иной группы нашего общества», - предлагает священник.

«И еще: политические партии не застрахованы от ошибок и провалов. Кроме того, в трудные времена властям приходится принимать серьезные решения, которые не пользуются поддержкой большинства населения, например, повышение налогов. И если этим будет заниматься христианская партия, то неизбежно она потеряет сторонников, а, значит, их потеряет и Церковь. Поэтому религия должна быть вне политических страстей», - подытожил отец Максим.

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) напомнил, что на подобную тему уже высказывался известный миссионер протодиакон Андрей Кураев, «который содержательно и точно сформулировал все "за" и "против" по этому вопросу». «Потенциальная возможность создания такой организации не может не существовать, поскольку христианская ориентация избирателей может найти себя в партии, задачами которой будет осуществление тех действий и мер, которые согласованы с христианской нравственностью и культурой. Но насколько эта партия имеет право выступать от имени Церкви – это другой вопрос: она таких прав не имеет, ибо по целям и составу это разные организации», - считает отец Лука.

«Лично мне кажется, что не так важны христианские термины в названиях, как важны христианские личности во главе. Партию с любым пристойным и сориентированным на интересы народа названием можно сделать выразителем христианских чаяний при соответствующем руководстве. Мы знаем, что даже коммунисты в разные времена по-разному себя вели по отношению к Церкви - в зависимости от генсека. Это подтверждает мою мысль: главное – кадровая политика, целью которой должно быть назначение во главе всех организаций и партий людей со здоровой христианской позицией», - подытожил священнослужитель.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что отец Всеволод абсолютно прав, предложив увеличить присутствие православной общественности в политической жизни.

«Не надо путать призывы к созданию православной партии с предложением усилить роль православия в политике. Мы понимаем, что Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. И отсюда следует, что создание религиозной партии в нашей стране невозможно, а работа группы религиозно-ориентированной общественности вполне реальна», - говорит он.

«Будет ли успешна работа такой группы – это зависит от политической конкуренции и общей борьбы. Церковь в такой борьбе не участвует, но призывает всех своих членов активно заниматься общественной деятельностью», - подчеркнул отец Макарий.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28