«Одним из наиболее примечательных моментов в законопроекте о возвращении выборности губернаторов, который был внесен в Думу Президентом, является вопрос о пресловутом "президентском фильтре". В тексте документа содержится положение о том, что "выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом Российской Федерации", с невнятной отсылкой на то, что порядок их проведения определяется Президентом РФ. Получается, что "президентский фильтр" будет действовать только для тех кандидатов, которые выдвигаются от партий. К тому же некоторую неопределенность этой содержащейся в законопроекте норме о новом порядке избрания высших должностных лиц исполнительной власти в регионах придает использование модального глагола "может"», - заявил в интервью порталу КМ.Ру известный политолог и публицист Андрей Паршев.
Как отмечает Паршев, «подобная неопределенность (Владимир Путин выступает за введение президентского фильтра при избрании губернаторов. – РНЛ) свидетельствует о том, что между участниками тандема есть определенные разногласия, причем даже не столько между личностями как таковыми, а скорее между аппаратами Президента и премьера». «Так или иначе некоторые инициативы действующего Президента идут вразрез с путинской политикой – например, вступление в ВТО. Противоречивость внесенного законопроекта говорит о том, что он является следствием некоего компромисса, причем, скорее всего, внутри самого руководства. Судя по всему, Дмитрий Медведев хотел обойти идею президентского фильтра и поэтому использовал модальный глагол "может". Но как участник тандема он предпочел передоверить порядок проведения консультаций следующему главе государства. Теперь остается увидеть, что будет написано по данному поводу в предвыборной программе Владимира Путина, и сравнить с предложением Медведева», - продолжил эксперт.
«Если же говорить по сути рассматриваемой проблемы, то избрание губернаторов – это, по моему мнению, не тот вопрос, который имеет большую остроту. Думаю, что не так уж много участников антипутинских демонстраций будут удовлетворены таким законом, если он будет принят. Честно говоря, это – достаточно странная "кость", непонятно кому брошенная. Не думаю, что кто-то особо сильно страдает от того, что у нас губернаторы назначаются Президентом, а не избираются. Вообще с практической точки зрения вполне понятно, что главы регионов должны назначаться Президентом. Ни один менеджер (конечно, если он не является фиктивной фигурой типа зицпредседателя) не согласится с тем, чтобы его подчиненные назначались не им, а кем-то другим, потому что в этом случае непонятно, как ими можно управлять. На мой взгляд, этот шаг может привести к ослаблению систем управления. Например, в европейской традиции (в той же Франции) нет избираемых губернаторов, при этом демократическая форма избрания осуществляется на муниципальном уровне. Даже в формально независимом княжестве Монако тамошний премьер-министр назначается князем по согласованию с французским правительством», - добавил он.
По словам Паршева, «президентский законопроект предполагает, что самовыдвиженцы будут обязаны собирать подписи в поддержку своей кандидатуры». «В принципе, это можно сделать, если ты представляешь некую политическую силу. Если же ты выступаешь как частное лицо без поддержки какой-либо реально действующей партии, то честно собрать подписи вряд ли удастся. Здесь возможны два варианта: либо ты платишь за сбор подписей (и тогда при желании эти подписи очень легко скомпрометировать), либо по какой-то причине избирательная комиссия относится к тебе снисходительно и пропускает дальше. Таким образом, процедура сбора подписей является неким аналогом президентского фильтра. В нашей истории были случаи, когда партии собирали более 50 000 подписей, но их все равно не регистрировали. В законопроекте также есть интересное положение о том, что избиратели могут через референдум инициировать процедуру отставки избранного ими губернатора. Такого института у нас еще не было. Однако инициировать подобные референдумы, по правде говоря, очень тяжело», - подчеркнул он.
«Впрочем, еще раз повторю: порядок наделения полномочиями губернаторов – это, конечно, важно, но ключевой проблемой современной России является экономика, реформирование которой должно заключаться в отказе от либерального проекта. Я думаю, мы увидим, что в предвыборных материалах относительно того, что делать с экономикой, не будет никакой конкретики, кроме каких-то общих формулировок о том, что где-то необходимо "расширить", а где-то – "углубить". Что, впрочем, неудивительно, потому что экономическая реформа – это реформа базиса. В некотором смысле это означает перечеркивание всей политики реформ, к чему сейчас не готов сам Путин. Он много говорит о том, в какой тяжелой ситуации он принял власть в 1999 году, но при этом не уточняет, благодаря кому у нас возникло такое состояние и кто должен понести за это ответственность. Критики же хотят, чтобы Путин ушел, просто потому, что он – сторонник сильного государства. Так что какие кости им ни бросай, они все равно будут настаивать на том, что "прогрессивное человечество" в лице вашингтонского обкома не хочет, чтобы Путин был в нашей стране у власти. Что бы последний ни делал, наша "демшиза" не успокоится», - заключил Андрей Паршев.