В воскресенье 8 января Корабельная авианосная группа ВМФ России во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» прибыла в сирийский порт Тартус для пополнения запасов, сообщает ИТАР - ТАСС. Непосредственно в порт зашли большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», сторожевой корабль «Ладный» и танкер «Лена». Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и спасательный буксир «Николай Чикер» встали на внешнем рейде Тартуса.
В Тартусе находится пункт материально-технического обеспечения кораблей ВМФ России, который обслуживают примерно 50 российских военных моряков. Там же на постоянной основе находится плавмастерская Черноморского флота, которая обеспечивает ремонт заходящих российских кораблей.
«Корабли, пополнив запасы, покинут сирийские воды 9 января и продолжат выполнение задач дальнего похода, - сообщил сегодня представитель Управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВМФ. - Вооружение и технические средства кораблей авианосной группы функционируют в штатном режиме».
«Демонстрацией солидарности с народом Сирии» называет сирийское информационное агентство САНА состоявшийся заход группы кораблей ВМФ РФ в Тартус, передает РИА Новости. «Заход кораблей призван сблизить две наши страны и укрепить узы дружбы между ними», - цитирует сирийское агентство слова одного из российских офицеров.
Принявший участие в церемонии встречи российских военных моряков губернатор Тартуса Атиф аль-Наддаф высоко оценил «заслуживающую уважения позицию России в поддержку сирийского народа».
Межфлотская группировка кораблей вышла в поход 6 декабря и провела ряд учений палубной авиации, встретив Новый год в Средиземном море. В походе участвуют корабли Северного, Балтийского и Черноморского флота. Еще в ноябре прошлого года начальник Генштаба Вооруженных сил России Николай Макаров подчеркивал, что направление отряда российских кораблей в Средиземное море связано с учениями, а не с ситуацией в Сирии.
Сирия на протяжении девяти с половиной месяцев живет в условиях непрекращающихся антиправительственных протестов, которые все больше приобретают насильственный характер. По данным ООН, в стране уже погибло более 5 тысяч человек. Сирийские власти заявляют, что в столкновениях с вооруженной оппозицией было убито более 2 тысяч военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Сирии. Вину за это они возлагают вооруженных боевиков, получающих поддержку извне.
Запад настойчиво требует отставки президента Сирии Башара Асада в связи с подавлением массовых протестов. Россия же выступает против устрашения Сирии санкциями, считая, что нельзя повторять «ливийский сценарий», когда в Ливии с разрешения СБ ООН были начаты военные действия, вышедшие за рамки задач по прекращению насилия и защите населения.
Ситуацию вокруг Сирии и действия российского руководства прокомментировал «Русской народной линии» декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов.
Во времена «холодной войны» Советский Союз создал океанский флот, который присутствовал во всех регионах мира. Это позволяло нашей стране осуществлять функции великой державы. Правда, великодержавие
СССР было идеологически ангажировано. Преобладали не наши национальные геополитические интересы, а факторы идеологического характера, связанные с революционным процессом в мире, и т.д. Кроме того, внешняя политика СССР была очень затратной. Страны и территории, которые входили в зону советского влияния, не приносили нам дивиденды, а наоборот – на их содержание и содержание океанского флота тратились огромные ресурсы.
В начале 90-х годов некоторым людям, неискушенным в международных отношениях, не знающим азбуку мировой геополитики, но уже попавшим во власть, казалось, что избавиться от океанского флота и огромных расходов на содержание военно-морских баз за рубежом будет только благом для бюджета. Но потом выяснилось, что наряду с сокращением расходов появился и ряд негативных моментов для статуса и возможностей нашей страны. Как мы знаем из истории, все великие державы содержали огромные флота и не только считали деньги, которые тратились на них из бюджета, но и получали явные политические и геополитические выгоды от этих флотов.
Сегодня наша страна претендует на различные транзитные маршруты, например, по Северному морскому пути вокруг Евразии, на перевозку грузов из Восточной Азии в Европу и Северную Атлантику. Только один транзит из Восточной Азии в Северную и Западную Европу оценивается в 20-30 млн долларов (это стоимость только оплаты перевозчикам). Есть много других проектов, которые требуют присутствия России в мировом океане.
В настоящее время у России имеется только два авианесущих крейсера - «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». Причем это не авианосцы, как у американцев, а именно авианесущие корабли (у американцев базируется около ста самолетов, у нас же гораздо меньше). Но российский морской флаг стал появляться в различных частях мира – и в Атлантике, и в Срединоземноморье, и в Индийском, и Тихом океане. Из СМИ мы стали слышать, что к российским интересам в мировом океане стали относиться с гораздо большим уважением. Наши корабли возвращаются в мировой океан, где обозначают свое присутствие – конечно, не такое массированное, как у Советского Союза, но тем не менее.
Как показывает мировая практика, длительные походы без морских баз, на которых можно было бы провести ремонт и переподготовку кораблей, отрицательно сказываются на жизни флота и, тем более, военных успехах. Одна из причин поражения русской эскадры в русско-японской войне начала прошлого века была в том, что Россия также не имела баз по всему миру, - она была в большей степени континентальной державой. Когда наши корабли совершили большой поход из Балтийского в Японское море, то подошли утомленными и неподготовленными. Состояние наших кораблей оставляло желать лучшего.
Сейчас многие базы и пункты советского времени закрыты. База на территории Сирии – единственный оставшийся крупный морской объект Срединоземноморья. Этот регион – средоточие крупнейших морских коммуникаций, центр европейской и ближневосточной геополитики. Достаточно сказать, что в Средиземноморье США имеют свой отдельный, 6-й флот, который вошел в Средиземное море в ходе
«холодной войны» и так его и не покидает.
У Советского Союза в годы «холодной войны» была в Средиземном море отдельная эскадра, которая находилась на постоянном дежурстве. Потом Россия надолго покинула Средиземноморье, и возвращение туда (пусть не флота, не эскадры, пусть не на постоянной основе, а временно) группы кораблей - это движение по направлению восстановления позиций России в мировом океане. Понятно, что эти позиции должны соответствовать статусу нашей страны, ее экономическим возможностям. Создать огромный флот путем мобилизации всей экономики, как в советские времена, сегодня невозможно. Исключить присутствие России в мировом океане было бы неправильно. Поэтому российское политическое и военное руководство нашло компромиссный вариант, сделав такой ассиметричный ответ на присутствие других держав в Средиземном море, который соответствует сегодняшним экономическим возможностям России.
Бесспорно, этот поход планировался заранее. Такие операции готовятся достаточно долго, поскольку затрагивают очень много технических, политических, военных, дипломатических факторов. С учетом ситуации, которая складывается вокруг Сирии, это, конечно же, политическое решение. Думаю, что гласно или негласно этот поход согласован с Китаем, позиции с которым по Сирии у нас совпадают (КНР – также член Совета Безопасности ООН). Это определенный сигнал нашим западным партнерам. Россия сегодня не противопоставляет себя Западу, о чем говорит заявление, что этот поход кораблей носит технический, а не политический характер. Но все прекрасно понимают, что это именно политический шаг. Это, конечно, не значит, что ситуация может привести к серьезному обострению отношений между Россией и Западом или, не дай Бог, к новой «холодной войне». Существуют противоречия регионального характера, но Россия свою позицию не заостряет, и все проходит в рамках «политического процесса».
Что Россия хочет показать таким шагом? Во-первых, он обозначает, что наша страна возвращается в морскую мировую геополитику. Во-вторых, подчеркивает, что та политика, которую проводит Запад в регионе большого Ближнего Востока (Египет, Ливия), не находит поддержки в России, как в свое время – действия в Ираке в 2003 году. Сегодняшние силовые действия против Сирии, да еще и с санкции Совбеза ООН, могут полностью дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, а это тот регион, который непосредственно примыкает к СНГ, к южным границам России и Европы, где у нас всегда были серьезные интересы в сфере геополитики и безопасности. В-третьих, недопустимость вмешательства во внутренние дела страны, где, с одной стороны, есть серьезный протестный потенциал в населении, и, с другой стороны, применяются технологии экспорта «цветных революций».
Наконец, последний знак, который мне видится наиболее важным и весомым, не имеющим непосредственного отношения к Сирии, заключается в том, что обострились отношения между США и Ираном. Американцы подталкивают Евросоюз вмешаться и еще более усугубить ситуацию. Многие серьезные аналитики говорят, что нельзя исключить вариант войны США с Ираном. Как известно, американские политики нередко используют метод победоносных войн для стабилизации своей экономики и валюты.
По оценкам специалистов, в случае столкновения с США сопротивление Ирана будет гораздо более упорным и организованным, чем сопротивление Ирака. Силовое давление на Сирию и соседний Иран вызывает в России определенную озабоченность и сомнение в правильности действий американцев. Заход российских кораблей в Сирию – предупреждающий жест, говорящий о том, что наша страна предпочитает использовать военную силу для восстановления баланса интересов для дипломатической демонстрации, но не для вмешательства во внутренние дела государств и организации новых войн.
3. Re: Юрий Косов: «Заход российских кораблей в Сирию – предупреждающий жест»
2. Re: Юрий Косов: «Заход российских кораблей в Сирию – предупреждающий жест»
1. Готовим скорбную пародию на Цусиму?