Сердечно поздравляю читателей с Рождеством Христовым, в том числе уважаемого о. Андрея Кураева, несмотря на то, что он
предлагает очередное нововведение – праздновать Рождество Христово 31 декабря.
Честно говоря, к этой новой инициативе я отношусь с глубочайшим сожалением и некоторым разочарованием. О. Андрей – глубокий мыслитель, серьезный богослов. На что он сейчас разменивает свое первородство? На какую мелочь? На очевидную чечевичную похлебку дешевой популярности и легкого успеха. На постмодернистскую игру в бисер. На попытку эпатировать, удивить, предложить нечто явно невыполнимое. Он удивил бы нас гораздо больше, если бы высказал и совершил нечто в духе традиционном, православном, праведном. Ведь в нынешнее время на такие поступки большой дефицит.
Спаситель в разговоре с Пилатом сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). Мы не обязаны подчиняться диктату мира сего, его новогодней индустрии. Не обязаны упаковывать наши праздники по коммерческому принципу «три в одном»: пожалуйста – вот тебе в один день и Рождество, и Новый год, и все 33 удовольствия – только без Христа...
Теперь к сути вопроса. Почему мы празднуем Рождество 25 декабря? Это прекрасно изъяснил преподобный Ефрем Сирин в своем толковании на Диатессарон (Евангельская гармония, четыре Евангелия, соединенные в одно). Он говорил, что Дева Мария зачала в Благовещение, 25 марта, и родился Спаситель через 9 месяцев – 25 декабря. Что же касается даты Благовещенья, то она была установлена еще в доникейскую эпоху во II-III веке, поскольку среди ранних христиан существовало глубокое убеждение, что Спаситель был распят в тот же день, что Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии.
Близкую к этому представлению точку зрения, в частности, исповедовал Святитель Викторин Петавский, пострадавший, по некоторым сведениям, в 284 году.
Зависимость Рождества от даты Благовещения очевидна тем более, что весьма древнее доникейское церковное предание считает, что дата Благовещения и зачатия Девы Марии практически совпадают, и, соответственно, 9 месяцев от 25 марта автоматически приводят нас к 25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю).
Кроме того, существовало предание, опять-таки отраженное у Ефрема Сирина, которое помещает явление Архангела Гавриила Захарии в Йом Киппур, День Очищения, праздник, который праздновался в конце сентября (22-25 сентября). Как раз к двадцать пятому марта приводят нас шесть месяцев после него, упомянутые в Евангелии от Луки: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария».
Таким образом, Рождество в своем происхождении не зависит от праздника Непобедимого Солнца (Sol invictus), который праздновался в Риме и был связан с культом солнечного бога Митры. Но сама связь Рождества с солнцеворотом глубоко символична: мы поклоняемся родившемуся Христу - Солнцу правды, пришедшему на землю в ночи мира, чтобы, как пророчествовал Исаия, просветить людей, сидящих во тьме и сени смертной.
Что же касается даты празднования Нового года, то почему-то для о. Андрея церковная дата празднования Рождества Христова святыней не является, а вот 1 января для него – священная и неприкосновенная корова, что в высшей степени странно для православного христианина. Ведь 1 января – это дата, взятая из языческого римского календаря. В это время, как известно, праздновались торжества в честь двуликого «бога» Януса. Не хочется обижать дорогого о. Андрея, но невольно в душу закрадывается смутное подозрение: а не близок ли ему этот двуликий Янус в силу двусмысленности многих речей досточтимого отца протодиакона?
Предложение о. Андрея Кураева совместить Рождество Христово и Новый год, вероятно, придется по вкусу неоязычникам. В особенности - сторонникам введения и почитания новых божеств. Есть одно такое божество - очень популярное, англо-славянское - Novy God называется. От своих поклонников требует обжорства и пьянства. А еще - человеческих жертв. В период с 30 декабря по 2 января этому «богу» приносятся сотни человеческих всесожжений (жертвенниками и дровами служат дома и квартиры). В его честь убиваются, отравляются и замораживаются сотни человек. Иными словами (специально для выпускников религиоведческих кафедр), Novy God - божество синкретическое, синтез Диониса и Молоха. А если к его дню 31 декабря еще присоединить Рождество... тогда о. Андрею удастся то, что не получилось у языческого императора Александра Севера, который замыслил поставить Христа в пантеон распутных и кровожадных римских и восточных божеств.
Шутка, конечно. Но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки.
Что касается начала календаря, следует отметить их значительный плюрализм в Средневековье. Это, безусловно, благословенная дата 1 сентября. Это начало церковного года по антиохийской традиции, официальное начало нового церковного года в Византийской империи и Московской Руси в допетровскую эпоху. О. Андрей считает, что к 1 сентября вернуться невозможно. Почему же? Ведь, по сути дела, 1 сентября – время выхода людей из отпусков, начало нового рабочего и учебного года, время сбора урожая, подведения итогов. Честно говоря, лично для меня было бы намного радостнее праздновать Новый год вокруг яблони, налитой плодами, чем вокруг замороженной елки со снегом и сосульками.
Другая дата для начала Нового года, которая была в Средневековье, это 25 марта. 25 марта – начало Нового года по александрийской пасхалии и александрийскому летосчислению. Эта дата с астрономической точки зрения имеет глубокий серьезный смысл. Это время весеннего равноденствия, окончательной победы света над тьмой. На Руси и в ряде стран Западной Европы Новый год начинался именно с Благовещения.
Неслучайно мудрый игумен Стефан, один из героев «Горного Венца», бессмертного произведения великого черногорского митрополита и поэта Петра Негоша, задается вопросом:
Удивляюсь Новому я году.
Отчего он нынче наступает?
Отчего не с вешним половодьем,
когда солнце с юга возвратится,
когда дни становятся длиннее,
когда вещь любая получает
новый смысл и новое обличье?
И действительно – это Новый год, весна, время возрождения, новое начало жизни. Тем более в конце марта в России, когда в наших широтах жизнь начинает бить ключом. Тем паче, когда с этим связан праздник Благовещения, – «Днесь спасения нашего главизна».
Но, как сказано во Второзаконии, не будем передвигать межи, которые воздвигли отцы наши (Втор. 19,14). Если Отцам Церкви и священноначалию угодно было установить церковный Новый год 1 сентября, то да будет так. К тому же эта дата ведет от седой ветхозаветной древности.
Если в силу гражданских обстоятельств, влияния европейских стран и указа Императора Петра Великого гражданский Новый год празднуется 1 января, то да будет так. Но лишний раз подчеркну, что при установлении этой даты Петр I руководствовался вовсе не датой Рождества Христова, а чисто гражданским, светским порядком. А традиционную церковную дату Рождества Христова 25 декабря великий преобразователь России никогда не ставил под сомнение. И хотя в его время многие протестантские страны перешли на Григорианский календарь, Петр оставил в России Юлианский, который был отменен лишь советской властью, явно не благоволившей к Православию. Соответственно, празднование Рождества Христова 31 декабря было бы и духовным протестантизмом, и духовным большевизмом, и, наконец, просто данью массовому потребительству и новогодней индустрии.
Это, конечно же, ни в коем случае не вопрос раскола (о чем упомянул о. Андрей в своей заметке), потому что ни один нормальный человек на такую пошлость и секулярность не поведется. Если же о. Андрею нравится праздновать Рождество 31 декабря, то пусть его празднует со своим домашним собором, состоящим из комментаторов его «Живого Журнала», но нас пусть в свои делишки не впутывает - мы (Русская Православная Церковь) тут абсолютно не при чем.
И паки хочу поздравить читателей с Рождеством Христовым 25 декабря по старому и 7 января по новому стилю!
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
179. Ответ на 168., С. Швецов:
178. Ответ на 167., С. Швецов:
177. 168. С. Швецов : Но он весь форум наставляет. Сетевой старец седьмого уровня, ни дать ни взять.
176. Ответ на 174., С. Швецов :
175. Ответ на 172., М.Яблоков:
174. Ответ на 170., С. Швецов :
173. Ответ на 168., С. Швецов :
172. поправка
171. Ответ на 157., диакон Владимир Василик:
170. Ответ на 158., диакон Владимир Василик: