itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сословие или этническая группа?

По следам публикации о закладывании нерусской идентичности казаков

0
1471
Время на чтение 4 минуты

Накануне Нового Года на РНЛ было опубликовано сообщение о том, что в Постановлении, принятом Архиерейским собором РДЦ, выражалась надежда на то, что казаки «найдут в себе духовные силы восстановить в своих обществах веру своих благочестивых предков».

Кроме того, в обращении подчеркивалось, что «особенно это важно и возможно теперь, когда даже светское общество признало за казаками статус особого народа (?! – РНЛ), и у казачества нет более никаких препятствий для возвращения к историческим корням».

При этом под «признанием казаками статуса особого народа» понимался Закон РСФСР от 26 04. 1991г. за №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов».

Редакция РНЛ дала свою оценку этому документу, усмотрев в нем весьма тревожную тенденцию, работающую на раскол общерусского единства.

Материал вызвал некоторый резонанс, был републикован на старообрядческих и казачьих сайтах, вызвал ряд комментариев. В основном комментарии представляли собой обвинения в клевете и доносительстве. Имела место и откровенная демагогия.

Не хочется называть имен, но один из наших постоянных форумчан вывернул дело так, что раз уж «Патриарх Александр и его архиерейство – это ученики Духовной семинарии (никонианской)», то именно мы, никониане, дескать, и виноваты в том, что они «беглопоповское архиерейство» чему-то недоучили.

Я знаком лично с первоиерархом Русской древлеправославной церкви, и знаю, что владыка Александр является настоящим патриотом России, и нелепо подозревать его в каких-либо действиях, направленных на разрушение страны.

Однако, как известно, интерпретацию определяет контекст.

В июле прошедшего года политолог Анастасия Митрофанова дала оценку скандальной попытке провозглашения т.н. «казачьей автокефальной церкви» на «Чрезвычайном круге Союза казачьих войск России». «Мероприятие в Подольске <…> собрало представителей "вольных" казачьих организаций, которые не находятся на государственной службе. Там обсуждался вопрос, ключевой для вольного казачества: происхождение и сущность казаков.

Являются ли они сословием или этнической группой? И как эта группа возникла?

В годы гражданской войны интеллектуалы из казачьей среды сформировали идею казачьего этноса, который должен жить в собственном государстве — Казакии. Идея освобождения Казакии использовалась различными антисоветскими силами: польскими "прометеистами", нацистами. В 1959 г. Казакия была включена в число "порабощенных наций" законом США № 86-90.

То есть здесь можно найти две важные для собравшихся в Подольске идеи — антикоммунизм и этнический сепаратизм.

К ним добавилась третья: стремление создать собственную церковь.

К Русской Православной Церкви разные сепаратистские группы предъявляют две базовые претензии: сотрудничество с Советской властью и близость к современной российской власти. Обе идеи важны для вольного казачества (во всяком случае, для его части). На собрании присутствовали представители духовенства РИПЦ (катакомбной церкви), а во «временное духовное управление» казачьей церкви вошел также представитель РПЦЗ — надо полагать, одной из ее юрисдикций, не подписавших Акт о каноническом общении с РПЦ (более точной информации найти не удалось). Представляется, что "казачья церковь" будет одним из подразделений РИПЦ, поскольку самостоятельно существовать она не сможет.

Есть клубок проблем, где этнический сепаратизм сплетается с церковным.

Тревогу вызывает, что к движению могут примкнуть казаки, которые этническими сепаратистами не являются и считают себя русскими, но которые недовольны политикой РПЦ.

Добавим многочисленные конфликты на местах между казачьими организациями и епархиями, в основном связанные с тем, что казаки хотят видеть в своих организациях близких им по духу священников, а епархии, похоже, этого побаиваются и стараются не допускать. При наличии доброй воли такие конфликты можно изжить, но ее-то как раз и не видно».

И вот именно в контексте того, что в деле закладывания основ формирования новой нерусской национальной идентичности ключевую роль играет идея отождествления казачества с одной из православных церквей, пребывающих на данный момент в расколе с Московским Патриархатом, и воспринимался пассаж из Постановления Архиерейского собора РДЦ.

Отождествление казаков со староверием основано на том, что основная масса казачества до вынужденного перехода в единоверие с последующей «церковной ассимиляцией» твердо придерживались старообрядчества.

Кто знаком с реальным, а не романтическим старообрядчеством, наверняка, сталкивался с тем, важным элементом самоидентификации является «потомственность», т.е. фамильная принадлежность к старообрядчеству. Зачастую люди позиционируют себя так: «мы казачьего рода, потомственные старообрядцы». В этом случае схему «старообрядец, значит, потомок казаков», несложно заменить другой схемой. «Казак, значит, старообрядец».

Конечно, если воспринять обращение Собора в ином контексте, т.е. как обращение архипастыря к тем казакам, которые готовы воспринять веру предков, то, разумеется, никакого раскалывания нет. Казаки имеют право внимать именно своим духовным наставникам. Но мы-то, как указывалось выше, имеем место с другим явлением, с процессом формирования новой нерусской идентичности. Особенность которой подчеркивается вероисповеданием, несколько отличным от вероисповедания «не казачьего остатка» русского народа.

Именно в этом контексте и комментировался один из пунктов Постановления Архиерейского собора РДЦ.

В заключение – повторю слова Анастасии Митрофановой: «Тревогу вызывает то, что к движению могут примкнуть казаки, которые этническими сепаратистами не являются и считают себя русскими, но которые недовольны политикой РПЦ».

Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

20. Знамя Ермака

Александр!О чем вы спорите?Нужно придерживаться того что говорили наши с вами(коренных,а не приписных казаков бабушки).И нечего слушать каких-то странных и непонятных людей, к нам не имеющих отношение.Правда,как умирать по концлагерям,быть расстрелянными,защищать Царя их не было.Теперь что-то доказывают
внучка / 27.10.2012, 03:36

19. Re: Сословие или этническая группа?

Артемий,согласен, сословие началось с имперских времен, а должно быть просто русский народ!
/ 05.01.2012, 12:30

18. Re: Сословие или этническая группа?

Казаки - и не сословие, и не этническая группа. Это южные русские, которые от "усредненного русского" в обычной жизни отличаются гораздо меньше, чем, например, баварец от ганноверца или миланец от неаполитанца. Попримерять красивые мундирчики, похвастаться заслугами предков, погордиться "присущей казакам лихостью" - можно, отчего нельзя. Но как только заводятся разговоры в духе Краснова и "Бычевола" - "мы особый народ, мы не русские, мы вольная нация, никогда не жившая в рабстве, в отличие от москалей" - всем должно быть понятно, что РАБОТАЕТ ВРАГ. И нужно мочить наглухо таких.
Артемий / 05.01.2012, 11:04

17. Re: Сословие или этническая группа?

Андрей,вот не ряженные казаки! КАЗАЧИЙ АРХИВ. О КАЗАКАХ ЕНИСЕЙСКИХ ... Многие известные в свое время казачьи фамилии енисейских казаков в настоящее время обывателями забыты совершенно и известны ныне лишь небольшому числу исследователей и краеведов. Так, среди казаков станицы Таштыпская Минусинского уезда Енисейской губернии, в частности, значатся: Участники 1-го Съезда Енисейского казачества (1917 г.) от станицы Таштыпской: 1. Шахматов Степан Ананьевич 2. Шахматов Ананий Гордеевич 3. Шахматов Никита Васильевич 4. Байкалов Федор Григорьевич 5. Еремеев Евгений Ефимович 6. В съезде принимал участие еще один уроженец станицы Таштыпской Серебренников Валериан Васильевич, он значится как представитель с фронта. На съезде был избран в члены Войскового Правления Енисейского Казачьего Войска, где занял должность начальника военного отдела. Еще одна фамилия таштыпского казака — Самарин Александр Федорович. В 50 лет погиб во время Минусинского крестьянского восстания в конце 1918 г. Он входил в отряд, который Таштыпские казаки направили в помощь гарнизону города Минусинска. Может быть у кого то есть информация об этих, или других казаках станицы Таштыпская. Шахматов Ананий Гордеевич — заметная личность среди енисейских казаков, был заместителем Председателя Войскового Управления Енисейского Казачьего Войска, на 4 Съезде ЕКВ был избран Кандидитом от казаков в Учредительное Собрание. Шахматов А.Г.погиб при взрыве поезда на станции Ачинск в декабре 1919 г. По информации советской газеты (за 1932 г.) он «при окружении красными, не сдался и взорвал эшелон...» Про взрыв поезда в Ачинске писали много, но нет полных сведений. Везде отмечают сам взрыв, но не указывают какие события этому предшествовали, не указывают причину взрыва. Кто может сказать: - Что произошло тогда в декабре 1919 г. на станции Ачинск? - Правда, что Шахматов А.Г. взорвал эшелон и что произошло в декабре 1919 г. на станции Ачинск? Этот знаменитый взрыв на вокзале в Ачинске упоминается во всех мемуарах участников Белого Движения в Сибири. Версий взрыва существует как минимум две: от диверсии до халатности. Разнятся и данные о количестве енисейских казаков, служивших в данной сотне, и о времени их нахождения в Омске (когда прибыли в Омск, когда убыли назад в ЕКВ)? Можно смело утверждать, что один енисеец в Сводной казачьей сотне служил точно, и имя его: вахмистр Иван Михайлович Бузунов, уроженец с. Бузуново, 1894 г.р., репрессированный в 1937 г.: осужден на 10 лет ИТЛ (www.memorial.krsk.ru/martirol/bub_bui.htm) Кроме Бузунова И.М. возможно, что в сводной казачьей сотне служили и другие енисейцы, которые сопровождали Адмирала во всех его многочисленных поездках на фронт и по Сибири. Известны и некоторые другие фамилии: начальник личной охраны Колчака - полковник А.Удинцов - начальник конвоя Л.И.Огрохин - старший адъютант Колчака - ротмистр В.В.Князев - адъютант Колчака - штабс-капитан В.С.Матвеев - адъютант Колчака - Г.М.Сазонов; Князев В.В. в эмиграции написал биографию адмирала "Жизнь для всех и смерть за всех". Встречаются упоминания про уральских и забайкальских казаках в составе личного конвоя Верховного Правителя. Но если были казаки этих войск, а так же - енисейские, то должны быть и казаки Сибирского и Оренбургского казачьих войск. Личный конвой — это наиболее отборная и привилегированная часть казаков. 2. Одна сотня Алтайского Туземного дивизиона, сформированного в Бийске, весной 1919 г. была отправлена в Омск в распоряжении ставки Верховного Правителя. Сводная сотня не входила в состав Особого Конвоя Верховного Правителя. Возможно была при Ставке как комендантская часть или составляла Личную охрану Колчака,что не одно и то же. Тут стоит напомнить, что енисейский казак вахмистр Федот Терских даже был в составе почётного караула, который сопровождал наследника цесаревича Николая (будущего царя) в поездке по Сибири и Дальнему Востоку (1891 г.) Ещё один интересный момент:командировка в 1830 г в северную столицу казаков-енисейцев: офицера Сипкина (фамилия традиционная, енисейская), урядника Козьмина и рядового Тетерина. Интересно, что именно это события становится чуть ли не первым упоминанием в истории енисейского казачества о том, как были одеты казаки и где дано подробное описание формы офицера, урядника и казака. Сводная казачья сотня не входила в состав Конвоя Верховного Правителя. Сначала она состояла при штабе Сибирской армии, затем – в связи с выводом в декабре 1918 г. данного штаба из Омска на фронт (на Урал) – сотня была передана штабу Омского военного округа. О личном составе сотни почти ничего не известно. В нее точно входили сибирские и енисейские казаки. Есть ещё один интересный материал о казаках станицы Монокской Минусинского уезда. Перечислены участники 1-го Съезда Енисейского казачества (1917 г.) от станицы Монокской: 1.Шуваев Никита Арсеньевич 2.Байкалов Петр Иванович 3.Байкалов Степан Елизарьевич. Делегаты от станицы Монокской заявили: желательно взять в обратное пользование земли, отведенные бывшим офицерам полка, как расчищенные трудами казаков. О пользовании рыболовными участками (р. Абакан, Анна, Джебаш и Кантитир) делегаты станицы Монокской присоединяются к заявлению делегатов Таштыпцев. Земельный надел не полный, на вдов и сирот казаков не нарезано. Расчищенные земли трудами казаков и с приведенными на них оросительными канавами отведены инородцам, означенные земли находятся в границе двух верст от деревни, что и приводит к недоразумению в потраве скотом нашего села означенных полей. Расчищенные покосные земли в местности «Сорокол» в количестве 62 десятины отведены частью притчу и инородцам. В виду выше означенного, ощущается острый недостаток пахотной земли и выгона и совершенно не имеется покосов и леса. Открыты 2-х классное училище и сельско-хозяйственный склад. Согласно положения о преобразовании Енисейского казачьего полка (в 1871 г. преобразован в Красноярскую казачью сотню) офицерам и чиновникам (всего 43 человека) расформированного Енисейского казачьего конного полка также нарезалась земля. Каждый из офицеров и чиновников полка получили тогда по 200 десятие земли. Из заявления казаков не совсем понятно, у кого казаки требовали изъять казачьи земли? Забрать эту землю у потомков бывших офицеров в тех условиях вряд-ли было возможно. Скорее всего эти земельные участки ещё раньше забрали в общественное пользование крестьян и казаки теперь требуют вернуть землю обратно казакам. В томе первом "Гражданская война в Сибири», есть материалы о енисейских казаках: 1.Владимир Паршуков. Постановления 5-го Большого Круга Енисейского казачьего войска состоявшегося 15-21 февраля 1919 года. 2.Владимир Паршуков. Валериан Серебренников - член Войскового Правления Енисейского Казачьего Войска. 3.Александр Тимофеев. Земляки (материалы для биографического словаря). Бологов Григорий Кириллович-личность в годы гражданской войны известная и незаурядная. Командир 2-го Енисейского казачьего полка и сводной Енисейской казачьей бригады (1918-1922г.г.) Белоэмигрант. Председатель Казачьего Союза в Шанхае.
/ 05.01.2012, 05:59

16. Ответ на 7., Андрей:

...казаки хотят видеть в своих организациях близких им по духу священников, а епархии, похоже, этого побаиваются и стараются не допускать.

И это абсолютно правильно, а в идеальной ситуации, казакам самим следует из своей среды выбирать кандидатов на поставление в священство и представлят их правящему архиерею. И вообще, зачем общине священник далёкий по духу, это маразм.
Рогов / 05.01.2012, 03:38

15. Re: Сословие или этническая группа?

Андрей,похоже что вы ряженный казак?
/ 04.01.2012, 23:06

14. Re: Сословие или этническая группа?

Ново-Георгий,да мы не россияне,как вы, а Русские!
/ 04.01.2012, 23:03

13. Re: Сословие или этническая группа?

Ново-Георгий,нас-это русских и православных (староверов), по матушке я Оренбургский казак, а по батюшки Сибирский купец!
/ 04.01.2012, 23:02

12. Re: Сословие или этническая группа?

Павел Тихомиров,у вас не аргумент,а какое-то недоразумение.
/ 04.01.2012, 22:59

11. Ответ на 1., А.В.Шахматов:

Для нас Казачество-это сословие русской нации

- да кто такое это "нас", наконец????
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
О нападках на прот. Андрея Ткачёва и Василия Дворцова
25.03.2024
Лишь каждый четвёртый американец считает, что Библия важнее демократии
Религия теряет влияние в жизни США, но президент должен показать пример
22.03.2024
Т.Карлсон: «Наша брань не против плоти и крови»
Американец о слугах антихриста
20.03.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09