В связи с этим, корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросом: «От чего зависит взаимопонимание между властью и обществом – от отсутствия у государства современных средств общения с гражданами или от чего-то другого? Нуждается ли российское общество в "общенациональной психотерапии" и не следует ли распространить эту психотерапию также и на власть?»
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, счел «общенациональную психотерапию» выражением неудачным. «Уж во всяком случае никакого национального единства так не достичь. Национальное единство коренится в общности непреходящих ценностей, - прежде всего религиозных и нравственных. Мы православный народ, у нас великая культура и история, и созданы они не в последнюю очередь Православием», - сказал он. «Если государство желает поднять уровень общественного взаимопонимания, устранить ненужные и мешающие барьеры между правящей элитой и народом, то, во-первых, нужно действовать в подлинно демократическом режиме, а во-вторых, заниматься настоящим просвещением нашего народа. Прежде всего, нашему народу во всех его поколениях (детям, юношам, взрослым) нужно вернуть наше наследие – нашу православную культуру во всем ее богатстве и многообразии и нашу историю, представленную не по классовым принципам. Это должна быть большая и разносторонняя государственная программа. Мы должны использовать могучий опыт дореволюционной России. Последствия разрушения ее мы до сих пор пожинаем», - считает отец Борис. «А "общенациональная терапия" – это очередная пропагандистская технология, превращающая народ в бездумную массу. Это совершенно неправильный подход. Способна ли современная государственная власть проявить подлинную заботу о народе? Кажется, что нет», - заключил он.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, отметил, что даже самые активные и крикливые представители «нашей элитной квазиинтеллигенции» не выражают чаяния всего народа. «Они выражают интересы только своих кучек и записывают в противники всех, кто не с ними. И это приобретает черты маниакальности. Поможет ли в таких случаях какая-то общественная или национальная психотерапия? Не уверен», - сказал он. «Общественное сознание в целом, и не только у нас, но, например, на Западе даже в большей степени, подвержено разного рода неврозам и психопатиям. Это почти медицинский диагноз. Здесь, скорее, надо говорить не столько о помощи психотерапевтов, сколько психиатров. Это следствие серьезного духовно-нравственного нездоровья общества. И в первую очередь, в помощи хороших психиатров нуждается наша российская квазиинтеллигенция, которая так любит устраивать шумные митинги», - заключил протоиерей.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что при нынешнем социальном и имущественном расслоении никакое единство народа невозможно. «Российское общество нуждается в первую очередь в том, чтобы в нем не было столь ужасающих социальных контрастов – когда одни кичатся дорогими машинами и особняками, а другие спят в метро или даже на улице в мороз. Церковь пытается им помочь. Вот, например, мы приспособили два старых дома для бродяг, а сегодня милиция подъехала и всех забрала. Причем выселяют даже беременных женщин, тех, кто с грудными детьми. Вот такое отношение к людям "неуспешным" – они на последнем месте. И у людей более или менее благополучных все это вызывает тревогу и сопротивление, что и выражается в митингах и разных акциях протеста. Социальная несправедливость стала слишком явной», - рассказал он. «Нарушения на выборах также настраивают людей против власти. Очевидно, что возникает кризис доверия и к правоохранительным органам и к самой власти. Речь может идти уже о тотальном распространении лжи. Жить в обстановки лжи и обмана нельзя. Это разлагает людей и общество в целом, особенно молодежь», -заключил священник.
Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский считает, что взаимопонимание зависит не только от обращений власти к народу: «У государства вполне нормально сейчас налажена связь с народом, только, к сожалению, она односторонняя». «Возникает ощущение, что власть не понимает нас и не хочет с нами считаться. Под словом "народ" я сейчас не имею в виду ту кучку либералов, которая пытается выступить от большинства населения страны, организуя митинги. Но общие протестные настроения возникли именно из-за отсутствия канала связи между обществом и властью», - говорит он. «Что касается психотерапии, то, как известно, она бывает двух видов. В первом случае человеку лечат не проблему, а его восприятие этой проблемы, проводят эдакое обезболивание. Вот такая психотерапия нам не нужна. И почему-то мне кажется, что именно о таком методе говорит премьер-министр. Нам нужен второй тип лечения: именно решение проблемы в корне, то есть в нашем случае - чтобы народ был услышан», - объясняет священник.
«Сейчас народу дали "выпустить пар" и все на этом закончилось. Если руководство не берется решать проблемы, то должно объяснять причины этому. Беда любой власти заключается в оторванности от народа, и вот эту проблему надо ликвидировать, благо, способов хватает, в том числе предложенных Владимиром Путиным. Сегодня это вопрос жизни и смерти для руководства страны, иначе нас ждет повторение сценария 1991 года», - предостерег отец Максим.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, считает, что власть обязана народу честным и откровенным отчетом о своих действиях. Почему в столь нелюбимые некоторыми годы царизма русские Императоры не боялись выходить на улицу фактически без охраны, даже зная о террористах? А сейчас мало кто из президентов может позволить себе такую роскошь. Просто власть сознательно отдаляется от народа и лукавит, заявляя, что пытается найти с народом общий язык», - сказал он. «А уверенность в завтрашнем дне может основываться только на христианской вере и христианской жизни народа. Как бы хорошо ни было развито народное благосостояние, если в глубине души у человека нет христианской надежды, он никогда не будет уверен в завтрашнем дне», - считает отец игумен.
«Поэтому воспитание нравственности в народе является одной из важнейших задач. Вот, например, китайцы избавлены от всего того негатива, что видим мы и наши дети в интернете. И это самым положительным образом сказывается на состоянии морали в обществе. Я думаю, что для нашей власти не будет стоить слишком больших денег, чтобы, например, перепрофилировать службы, просто наблюдающие за всем этим безобразием в интернете, в службы, отфильтровывающие негативный контент», - предложил он. «Иначе все эти заявления властей о "национальной психотерапии" кажутся очень странными. Одной рукой они пытаются строить песочный город, а другой – его разрушают», - заключил отец Никон.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной Семинарии, считает, что «провести сеансы общенациональной психотерапии можно с помощью представителей традиционных религий». «Чем является психотерапия? Исцелением души. Безусловно, это дело хорошее. И власть может вполне успешно этому способствовать, если начнет сотрудничать с традиционными конфессиями. В способности к обоюдному сотрудничеству никто не сомневается, поскольку у нас общие интересы», - предлагает свой вариант отец Макарий.
«В СССР, как в Китае или Северной Корее по сей день, работала мощная машина пропаганды, - ничего общего с тем, что происходит сегодня. К сожалению, нынешние враги России пытаются стереть разницу между советским и современным правительством, тем самым настраивая людей против власти. Но правительство опирается на народ, и все время пытается эту опору расширить, в том числе, и с помощью открытого общения, которое, безусловно, необходимо именно для взаимопонимания», - заключил священнослужитель.