Российские революции начала XX века в «условиях русского экономического чуда»

Лекция профессора Б.Н.Миронова в Германском историческом институте

29 ноября 2011 г. в Москве, в ИНИОН РАН, в конференц-зале Германского исторического института, широко известным в России и за рубежом отечественным учёным - доктором исторических наук, профессором СПбГУ, главным научным сотрудником СПбИИ РАН Борисом Николаевичем Мироновым была прочитана публичная лекция на тему «По классическому сценарию: русская революция 1917 года в условиях экономического роста и повышения уровня жизни».

Слушателями были специалисты в различных областях общественных наук, аспиранты, студенты, а также любители истории России.

Опираясь на широкий круг источников и тонкие статистические расчеты, докладчик констатировал, что после Великих реформ 1860-х-начала 1870-х гг. в нашей стране произошло настоящее «экономическое чудо» - Россия вышла на первое место в Европе по темпам экономического роста, при этом уровень жизни населения существенно повысился (хотя и не так сильно, как хотелось народу). Подъём наблюдался во всех областях - в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре. Самое удивительное, что одновременно быстро росла численность населения - почти на 2 млн. ежегодно, уменьшалась смертность, повышалась грамотность, индекс развития человеческого потенциала с 1860-х гг. до 1914 г. увеличился в 1,7 раза. Анализ развития пореформенной России привел докладчика к парадоксальным, на первый взгляд, выводам:

(1) Дискурс о кризисе позднеимперской России, порожденном якобы неправильной политикой верховной власти, не соответствует исторической реальности.

(2) Российская монархия была совместима с прогрессом в течение всего периода империи.

(3) Успехи и прогресс не исключают революции.

(4) Русские революции не имели объективных предпосылок в марксистско-ленинском смысле; их причины следует искать не в провале, а в успехах модернизации, в трудностях перехода от традиции к модерну.

Б.Н.Миронов показал, что рост протестных движений в пореформенное время отражал не понижение уровня жизни, не кризис государства - в смысле его неспособности управлять страной, а явился плодом прогрессивных социальных изменений в обществе, последствием предоставленной экономической и гражданской свободы огромной массе прежде бесправных людей, результатом развития рыночной экономики и невероятного прежде роста потребностей и ожиданий.

Рост протестных движений был также обусловлен тем, что потребности постоянно обгоняли достигнутый уровень жизни. Все слои населения, и интеллигенция в наибольшей степени, постоянно хотели больше того, что имели, и больше того, что реально возможно было иметь при имевшихся в то время экономических и финансовых ресурсах, низкой культуре населения, невысокой производительности труда. Такая диспропорция, все увеличиваясь, создала беспрецедентное в истории страны социальное напряжение, приведшее в конечном итоге к революции.

Лидером, вдохновителем и организатором революционного движения выступила либерально-радикальная интеллигенция, а народ был вовлечен в него умелой агитацией и пропагандой по двум причинам: без народной поддержки общественность не имела сил низвергнуть монархию и удержаться у власти; участие народа обеспечивало легитимность свержения. При этом общественность в массе своей была искренне убеждена, что жизнь народа ухудшается и что при самодержавии просто невозможен какой-либо прогресс, что стоит свергнуть «прогнивший» царизм, и все проблемы разрешаться практически сами собой. Граничащая с верой убеждённость оппозиционной интеллигенции в кризисе «фатально неспособного к прогрессивному развитию» самодержавия была столь прочной и непогрешимой, что всё, что ей противоречило, просто не воспринималось.

По мнению Б.Н.Миронова, революции начала ХХ века произошли не потому, что Россия после Великих реформ вступила в полосу глобального кризиса, а потому, что общество не справилось с процессом модернизации. Однако такой кризис не имеет ничего общего с тем пониманием кризиса, которое доминировало в советской историографии и до сих пор широко бытует в литературе, - как всеобщего кризиса, превратившего Россию в нежизнеспособный организм, не имеющий потенций прогрессивно развиваться и обеспечивать благосостояние населения. Упадок старого, вызванный ростом нового и молодого, - это признак здоровья, - констатировал докладчик. Кризис российского социума был кризисом роста и развития. Он не вел неизбежно к революции, а лишь создавал для нее предпосылки, только возможность, ставшею реальностью в силу особых обстоятельств - военных поражений, трудностей военного времени и непримиримой и ожесточенной борьбы за власть между оппозиционной общественностью и монархией.

После лекции состоялась дискуссия, в ходе которой профессор Миронов исчерпывающе ответил на все вопросы слушателей.

Михаил Бабкин, доктор исторических наук, профессор, специально для «Русской народной линии»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Ответ на 2., рудовский:

Довольные и сытые революции не делают.

Немедленно организовать бесплатные столовые для голодных креаклов!

Антоний / 28.02.2013

2. Re: Российские революции начала XX века в «условиях русского экономического чуда»

Довольные и сытые революции не делают.

рудовский / 04.12.2011

1. Наконец то

хоть кто-то сказал, что интеллигенция это начитанная дура, живущая эмоциями, подверженая внушению, зараженная бессмысленным негативизмом, с атеизмом утратившная радости духовной жизни и жаждущая их найти в социальных бурях.

Дмитриев / 04.12.2011
Михаил Бабкин:
«Главным ответом на вызовы должна стать новая индустриализация»
На третьем Московском экономическом форуме доминировали идеи несырьевого развития страны
28.03.2015
Новая концепция истории России периода Империи
В Российском государственном гуманитарном университете прошла презентация двух монографий профессора Бориса Миронова
27.06.2013
Российское образование: Где деньги, Зин?
Михаил Бабкин о нынешней ситуации в системе образования и науки
09.04.2013
Необходимость перемен в экономической политике России
Заметки с первого Московского Экономического Форума
22.03.2013
Церковь и политика в середине ХХ века
Рецензия на книгу С.В.Болотова «Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е - 1950-е годы» (М., Изд. Крутицкого подворья. 2011. -315 с.)
22.01.2012
Все статьи автора