Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Александр Боханов: «Это не более чем легенда»

Иоанн Грозный и Григорий Распутин / 02.12.2011


Известный историк об «убийстве» Иваном Грозным собственного сына …

Сегодня исполняется 430 лет со дня кончины Царевича Ивана Ивановича (1554-1581), старшего сына Государя Ивана Грозного. В связи с тем, что в общественном сознании смерть Царевича неразрывно связывается с картиной Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (более известной под условным названием «Иван Грозный убивает своего сына»), мы попросили известного историка, автора книги об Иоанне Грозном Александра Николаевича Боханова ответить на следующие вопросы: верит ли он в то, что Царевич был убит собственным отцом, а если нет, то кто породил этот миф, и что произошло на самом деле.

Подробности этой истории нам неизвестны. Первым версию об убийстве Ивана отцом озвучил легат Римского папы иезуит Поссевино, который приезжал в Россию вскорости после гибели Царевича. Он собрал ходившие тогда слухи и обнародовал их. Затем наша историография, ориентированная на Запад, эту версию подхватила и со времен Н.Карамзина стала говорить об этом как об очевидном факте.

Александр БохановЛично я, как историк, который занимался этой темой, думаю, что «убийство Иваном Грозным своего сына» – это не более чем легенда. Царь Иоанн Грозный очень переживал за здоровье своего сына, сохранилось его письмо, в котором он сообщает, что сын его болен и из-за этого откладывает важные встречи. В ноябре, когда всё это происходило, Царевич Иван поехал на богомолье, там захворал и, вероятно, умер естественной смертью. Когда же в 1960-е годы проводили вскрытие царских гробниц, то вскрыли и могилу Царевича Иоанна, но, к сожалению, череп его не сохранился, поэтому установить что-то конкретное не представляется возможным. Так что если быть исторически точным, то этот эпизод научно ни опровергнуть, ни доказать нельзя.

Что же касается картины И.Е.Репина, то она лишь воплощает карамзинский сюжет. Поэтому картина Репина – это всего лишь художественное произведение, к истории не имеющее никакого отношения, хотя и ставшее в массовом сознании как бы «эмблемой» Царя Иоанна Грозного. А между тем, это не более чем художественная работа, а вовсе не исторический источник.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Леонид Болотин : Радость без умиления?
2011-12-18 в 19:51

Вот «Петрович», должно быть, искренне порадовался при публикации материала Аксючица: http://www.ruskline....mutu_i_vyhod_iz_nee/. Там и авторша романов Чудинова, и журналистка «Аиф» Ольга Шаблинская: «В преданиях Александровской слободы сохранился рассказ о голых девах, в которых царь с опричниками стреляли из луков, а потом устраивали оргию», — цитируется на полном серьёзе по соцзаказу Джеймса Хедли Биллингтона, бывшего аналитика ЦРУ, а ныне директора библиотеки конгресса САСШ.
1. Петрович : История издалека
2011-12-02 в 21:54

Умилительная история: чем дальше от событий, тем достовернее оценки. В этом наша современная история. Карамзин не прав, Репин введен в заблуждение, зато нас, настоящих, понимаешь, историков, не проведешь. Это не история а сказки для избранной публики.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме