Инновации - хлеб жизни современного государства. Именно инновации, вкупе с инвестициями, призваны на порядок повысить конкурентоспособность России, как геоэкономического и геополитического субъекта.
И в данном случае речь идёт о конкретной инновационной идее в сфере госуправления. О конкретной организационной инновации, способной, на мой взгляд, значительно повысить эффективность и качество работы госструктур. Политических, финансовых, управленческих, научных.
Формулировка предлагаемой инновации имеет вид: необходимо во всех министерствах, ведомствах и федеральных службах России, а также в госструктурах её субъектов - организовать новые структурные подразделения. А именно: Департаменты собственного развития.
Сегодня много и верно говорится о необходимости и возможности сделать российскую экономику максимально конкурентоспособной на мировом рынке. Но этой задаче - предшествует аксиома: Россия, как конкурентоспособное Государство, - не может состояться без конкурентоспособного госаппарата. Не может быть, по определению, конкурентоспособного Государства Российского - без конкурентоспособного эффективного госуправления.
Без инноваций непосредственно в самой области госуправления - КПД всех прочих инноваций, во всех прочих сферах - будет снижен на порядок.
Идея об учреждении Департаментов собственного развития - по сути есть высказанная самоочевидная аксиома. Необходимость создания такого рода госструктур самоочевидна. Вся аргументация pro - в самой идее; это «инновационная вещь в себе».
Зададимся примитивным «детским вопросом» - чем именно руководит, к примеру, министр экономического развития - экономикой или министерством?
Именно невнятное невыработанное подразумеваемое совмещение этих двух функций - и есть слабое звено нашего госуправления.
Чтобы через министерство эффективно развивать экономику, необходимо опережающими темпами постоянно и эффективно совершенствовать саму управленческую структуру. Точнее: каждую конкретную структуру. Ибо нет госуправления «вообще», как абстрактной чистой идеи. А есть конкретные структуры. И нужны конкретные инновационные идеи, призванные запустить алгоритм самоорганизации госструктур.
На мой взгляд, идея создания Департаментов собственного развития в министерствах как раз и способна решить эту насущнейшую управленческую задачу.
Оптимизация управления - процесс постоянный и непрерывный. Реальный процесс, в течение которого сегодня выявляется проблема однобокой управленческой экстравертности. Ибо практически все управленческие усилия госструктур направлены вовне, в сферу внешней деятельности.
«Оптимизация в себе», или оптимизация самого себя, как непрерывный целенаправленный и управляемый процесс - сегодня просто невозможна.
Вместо процесса самосовершенствования, вместо плавной и непрерывной восходящей самоорганизации - мы наблюдаем всегда запоздалые, всегда задним числом, всегда сбивающие ритм инициированные сверху, т.е. извне - скачкообразные реорганизации.
Именно насущнейшую управленческую задачу непрерывной гармоничной самооптимизации - и будет призвана решать новая универсальная субструктура - Департамент собственного развития.
Сегодня более чем уместно задаться сакраментальным вопросом: что есть Инновация Инноваций? Ответ давно дан самой жизнью. Инновации, открывающие дорогу востребованным инновациям.
В заключение - наглядная иллюстрация деинновационности наших госструктур. Скажем, в организации N функционирует 10 отделов. Каждый из которых решает свои конкретные задачи конкретного направления все сотрудники и всё руководство всех 10 отделов солидарны во мнении: госучреждению N необходима реорганизация. И, во-первых, необходимо создать Департамент Собственного Развития (ДСР). Так вот, при нынешнем повсеместном отсутствии ДСР - невозможно... и само создание ДРС (!).
Неужели все министерства и ведомства России должны модернизировать лично Медведев и Путин? В отсутствии ДСР, непосредственно в администрации Президента и Кабинете Министров - ДА! И плюс заниматься оптимизацией работы собственно президентских и правительственных структур.
Да, без ДСР - «тяжела ты шапка Мономаха»...
Сурин Владимир Александрович, директор аналитического Центра изучения социально значимых проблем