Вера и выборы: данные соцопроса

Всероссийский репрезентативный опрос «Вероисповедание: выборы 2011/12», проведенный в 2011 году ФОМ-Пента по заказу службы «Среда», является одним из первых шагов к определению политического будущего православия, пишет «Независимая газета». Опрошено было 1500 человек в 44 субъектах РФ, в 100 населенных пунктах. Результаты опроса говорят о том, что политическая активность населения довольно велика, как, собственно, и православность населения, но многие ответы скорее ставят новые проблемы, а также выявляют неожиданные противоречия, которые могут оказать решающее влияние на политическую борьбу и характер публичного образа чиновников и политиков в России.

Демократически настроенные граждане считают, что Церковь должна быть отделена от государства, таких 48%, а 30% полагают, что православие должно стать государственной религией. Зависимость РПЦ от государства, проявляющуюся в большей или в меньшей степени, признают 55% информированных граждан, 45% не знают, что ответить или придерживаются нейтральной точки зрения.

Либеральная часть общества выступает за стабильное, сильное государство, не видит никакой надобности в том, чтобы это государство было православным, и явно отрицательно относится к тому, что Церковь близка к власти.

На выборы 2012 года пойдут 79% опрошенных. При этом принадлежность к какому-либо вероисповеданию действительно делает человека социально активным, строителем гражданского общества. Те, кто затрудняется ответить по поводу выборов (7%), – это малообразованные, умеренно антиклерикальные или скорее равнодушные к Церкви как к институту сельчане, которые в принципе недовольны всем – своими детьми («не ждут помощи от детей»), молодежью в целом, реже счастливы и чаще пьют, раздражены государством в целом и в целом партиями, а также Церковью. Эти респонденты без объяснений и всякой логики просто недовольны чрезмерной активностью Церкви, но при этом 50% вообще ничего не могут сказать о Патриархе, а 30% все равно считают себя православными. Протестный электорат, который отказывается идти на выборы (14%), наиболее агрессивно и негативно относится к большой роли Церкви в обществе, к личности Патриарха и равнодушен к личной вере политиков.

Настроение социально активных 79% – это отражение мнения среднего класса, из которого значительная часть стоит за демократию и против православного государства и зависимости Церкви от власти. Эти же люди хотят больше знать о православии, реже считают активность РПЦ враждебной, выступают за сотрудничество Церкви и государства в рамках социальной работы, а православное вероисповедание является плюсом для политика в их глазах. Эта группа приветствует даже депутатов из числа православного духовенства, поддержка здоровой социальной активности РПЦ ими совсем не ассоциируется с партией власти. Голосование за партии не имеет отношения к восприятию Церкви.

Вопрос о том, доверяют ли граждане православным политикам и Русской Православной Церкви, – главный во многих социологических исследованиях. Ответ на него почти всегда довольно очевидный и положительный. Доверие людей к Церкви и Православию считается непререкаемым и самым высоким по сравнению с недоверием и подозрением, которые проявляют граждане к чиновникам в целом, к полиции или к армии. Церковь воспринимается прежде всего как сакральный институт, а не как общественно-политическая сила, поэтому в политическом смысле доверие к православию ничего не значит.

68% по-прежнему доверяют РПЦ и лишь 12% не доверяют. 53% оценивают деятельность Патриарха Кирилла высоко, 7% – низко, а 40% дают некую среднюю оценку, Динамика доверия к Церкви показывает, что общество пока не знает, как дальше относиться к Церкви, и не уверено, что деятельность Патриарха повысила доверие к РПЦ. Кроме того, в целом общество мало знает о конкретной социальной деятельности РПЦ и ее политическом мировоззрении.

45% респондентов считают, что если политик православный, то это хорошо, только 5% – что это плохо, а вот 50% полагают, что это не имеет значения, либо затрудняются ответить на этот вопрос. Православие и власть поддерживают друг друга, их образы в каком-то смысле пока трудно разъединимы.

Служба «Среда» зафиксировала переломную ситуацию в развитии политической роли РПЦ в российском обществе. Естественный ход вещей привел к тому, что православность является во многом синонимом патриотизма, преемственности с историческими и духовными традициями, стабильности в развитии сильного государства. Без православного компонента и такого рода риторики невозможно себе представить политическую жизнь.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий