«Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией» (Письмо Р. Гардинеру).
«Знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь Тело Его, то оторваться от Тела Его значит умереть» (О жизни в Церкви).
Священномученик Иларион (Троицкий)
Для справки: Российская православная автономная церковь (сокращённо РПАЦ; до 1998 года - Российская православная свободная церковь) - одна из религиозных раскольничьих организаций, не имеет общения с Московской Патриархией. Возглавляет эту группировку «митрополит» Валентин (Русанцов), который первоначально принадлежал к Русской Православной Церкви, где в 1990 году был запрещен в священнослужении архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином за аморальное поведение. Тогда, стремясь стать епископом, Русанцов перешел в Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Там ему удалось добиться епископства, однако в 1995 году, ввиду его образа жизни, несовместимого с монашеством и священным саном, он был запрещен в служении и Зарубежной Церковью. Тогда Русанцов объявил себя главой РПАЦ. Разумеется, эта группировка не признана ни одной из Поместных Православных Церквей.
Как говорилось в постановлении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года, «запрещенный в священнослужении архимандрит Валентин не внял неоднократным увещеваниям своего правящего архиерея архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия принести покаяние и вернуться в лоно Матери-Церкви, продолжая раскольническую деятельность, совершая кощунственные лже-хиротонии и тем умножая раскол». В связи с этим он был лишен священного сана.
Русанцов организовал РПАЦ, как утверждают эксперты, получая финансирование из США. Ему удалось, пользуясь поддержкой местных властей, захватить 19 храмов в городе Суздале, где находится центр этого раскола. В настоящее время Владимирской областной прокуратурой в отношении Русанцова возбуждено уголовное дело по многочисленным фактам развращения им малолетних, однако скорее всего оно окончится ничем, потому что доказать подобные обвинения чрезвычайно трудно.
Если раньше активность РПАЦ в СМИ ограничивалась рядом созданных этой структурой малопосещаемых интернет-сайтов, то за последние месяцы суздальцы получили возможность проводить пропаганду, направленную на дискредитацию Русской Православной Церкви в ряде известных и читаемых СМИ. Для авторов характерна жестко непримиримая позиция, они стремятся возбудить в читателях ненависть к РПЦ и ее служителям. Целью таких публикаций является возбуждение религиозной розни и противостояния в обществе, разрушение Русской Церкви, которая составляет духовную основу для большинства россиян.
Отсюда становится понятно, почему в нашем городе развернута такая мощная рекламная компания, с бросающимися в глаза вывесками, объявлениями в метро и по радио. А ведь частица мощей святителя Николая есть и в Никольском Морском соборе и в храме влмч. Пантелеимона на ул. Пестеля, вот только об этом не кричат транспаранты. Остается непонятно, почему до сих пор не предпринимается никаких мер для борьбы с этим явлением со стороны Санкт-Петербургской епархии, ведь именно на ее дискредитацию направлена многолетняя деятельность раскольников. На лицо прямой обман: на плакатах не указывается даже официальное наименование группировки - раскольники маскируются именно под храм Русской Православной Церкви.
Неизвестно, сколько еще людей будут введены в заблуждение, ведь в помещении раскольнического храма «В скорбех и печалех утешение» на Гончарной улице 23Б, ведет активную работу так называемый «Центр православного просвещения», в котором явно не учат любви к Московской Патриархии. Раскольники также занимают храм Святой Елисаветы на углу Светлановского пр. и ул. Байкова.
Хочется задать вопрос: сколько еще мы будем бездеятельно смотреть на то, как обманывают русских людей, уводя их не только в злополучные секты, но и в скрытые под православной маской раскольничьи организации?
Кандаева Анна, «Русская народная линия»
1. На распыл