«Людей может сплотить лишь тот праздник, который каждый проецирует на себя и находит в нем отражение своей истории: это и семейный праздник - Новый год, традицией которого является сбор всех близких люде за одним столом, и День Победы как величайший день спасения не только нашей страны, и в семье каждого русского человека найдется участник или очевидец тех событий», - заявил в интервью порталу Regions.Ru главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский, отвечая на вопрос корреспондента, что надо сделать, чтобы новые праздники стали по-настоящему народными.
Согласно опросу «Левада-центра», новую дату отмечает только 16% россиян, старую дату – 7 ноября - 18%. При этом лишь 41% граждан страны знают, что за дата празднуется 4 ноября.
Как отметил о. Максим, «к примеру, День народного единства не может восприниматься иначе как некая дата, связанная с событиями давней старины, о которых и знают-то немногие, не говоря уже о настоящем понимании». «И пока эту дату не наполнят богатым историческим содержанием, не донесут до народа всю полноту ее ценности, надеяться на то, что праздник станет действительно всенародным – нельзя», - подытожил отец Максим.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил необходимость более внятного идейного обоснования праздников.
«Если День народного единства соотнесен с победой над Смутой, то надо больше популяризировать именно эту дату. Одним отснятым фильмом "1612" тут не отделаешься: возвращением исторической памяти необходимо заниматься на государственном уровне», - советует священник.
«События 1612 года действительно имели судьбоносный характер для нашей страны, и людям надо про это напоминать - тем более сейчас, когда мы стоим перед задачей укрепления и возрождения России, - напоминает отец Андрей. – Абсолютно разное восприятие современных праздников народом происходит из-за того, что до сих пор нет целостной картины русской истории. Весь советский период идеологически не осужден, правильные акценты не расставлены. И люди до сих пор попросту не знают, как объяснить себе появление нового праздника на фоне отмены прежних».
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает почти полное отсутствие общенародных праздников следствием отсутствия единства в самом народе.
«Это следствие трагической истории ХХ века - тех событий, которые явились итогом предыдущего развития России и тех великих грехов ее элиты по отношению к простому народу, который до середины XIX века оставался в рабском крепостном состоянии. В этом одна из главных причин революции 1917-го года, о чем убедительно пишет проф. А.Б.Зубов», - сказал он.
«И вот в народе нет единства, нет согласия. Мы в бедственном состоянии, мы чувствуем себя потерянными в историческом времени. Преодолеть это состояние можно только правильной и с христианской, и с патриотической точки зрения, покаянной оценкой нашей истории ХХ века. Никто, кроме нас, нашего народа во всей его полноте сделать этого не может», - добавил отец Борис.
«Да, многое уже сделано. Но все равно еще очень многие пребывают в заблуждении и неведении, в апатии, не желая ничего оценивать и понимать. Это свидетельствует о не преодоленном до сих пор кризисе советского периода русской истории», - заключил протоиерей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, отметил, что главный государственный праздник действительно должен объединять всех граждан независимо от их национальности и вероисповедания, и это объединяющее начало должно жить в памяти хотя бы нескольких поколений.
«Но это объединяющее начало должно реально присутствовать и в официальной четко сформулированной государственной идеологии. К сожалению, День национального единства таким всех объединяющим и народным праздником пока не стал. В популярности он все-таки многократно проигрывает Дню Победы», - сказал он.
«Видимо, одного желания перенести праздничную дату с годовщины октябрьского переворота недостаточно», - добавил он.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, отметил, что первую очередь нужно думать о народе, тогда и праздники будут народными.
«Учреждая праздник, государственная власть должна принять во внимание ряд факторов. Надо учитывать разницу между праздниками религиозными и светскими. Не всегда их смешение приводит к положительному результату и росту популярности», - сказал он.
«И, безусловно, надо учитывать в первую очередь интересы простых людей. Вот, например, далеко не все могут себе позволить на новогодние праздники уехать в теплые края на целых десять дней, но очень многим хотелось бы уделить больше внимания своим огородам в весенние дни», - добавил священник.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, уверен, что День национального единства – один из немногих праздников, который связан с таким событием русской истории, мимо которого нельзя пройти, и очень правильно, что этот день отмечен как выходной и праздничный.
«Очень важно, что он связан и с церковным праздником», - добавил отец Алексий.
«Перенести выходной с 7-го на 4 ноября было напрашивающимся шагом, потому что отмечать день переворота, за которым последовали реки крови, недопустимо», - отметил он.
«Равнодушие к новому празднику объясняется непониманием значения того события, с которым он связан, что, в свою очередь, вызвано элементарным незнанием истории», - считает священник.
«Детям нужно прививать любовь к отечественной истории. И поэтому, в частности, школьные учебники должны писать, рецензировать и выпускать люди, которые дорожат русской историей», - заключил он.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что для верующих людей День народного единства подходит как нельзя лучше.
«Во-первых, это день Казанской иконы Божьей Матери, и с добавлением государственной составляющей 4 ноября приобретает еще более серьезный масштаб как великий день избавления от смуты», - говорит он.
«Вообще праздники должны быть с духовным содержанием. Когда они не имеют глубины, то и народ их не воспринимает», - добавил отец Илия.
«К сожалению, люди не очень хорошо знают историю, чтобы правильно понимать и принимать День народного единства, - убежден священник. – У нас прекрасно сохранилась память о Великой Отечественной войне, даже о войне 1812 года народ сможет хоть что-то рассказать, а вот XVII век незаслуженно забыт. Надо вести больше разъяснительной работы, объяснять, что именно мощное народное движение спасло нашу страну от гибели».
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает 7 ноября скорее поводом для скорби, чем для праздника.
«Ничего праздничного в нем нет. «"Праздник", в основании которого лежит государственный переворот – продукт мистификации советских идеологов, и что люди начинают постепенно это понимать, – это, безусловно, хорошо», - сказал он.
«Замена 7-го на 4 ноября представляется очень уместной и логичной. Нашествие польско-литовских захватчиков поставило под угрозу само существования России, и освобождение от интервенции объединило всех жителей России. Я думаю, со временем понимание значения этого события будет укрепляться и постепенно День национального единства войдет в число действительно народных праздников», - добавил отец Тихон.