Подвиг жизни

07.11.2011
Вот уже 40 дней, как нет с нами отца Гавриила. Этот день промыслительно попадает на Димитриевскую родительскую субботу. Отец Гавриил очень почитал такие дни, крайне важное значение придавая поминовению усопших. В дни памяти своих родителей, например, он порой совершал заупокойную службу-парастас в Благовещенском храме монастыря и сугубую ночную литургию с чтением по усопшим. Вот теперь и по нему служится такая служба. В день, когда вся полнота Русской Православной Церкви возносит молитвы об упокоении усопших христиан, душа иеромонаха Гавриила возносится на поклонение к Престолу Господню для определения своей загробной участи.

Промыслительно еще и то, что суббота эта Димитриевская установленная для поминовения погибших воинов на Куликовской битве. В своей жизни он тоже был воином. Сперва, в юности солдатом Кремлевского полка, затем воином-христианином, ибо чего стоило быть одновременно инженером-конструктором крупного завода и верующим, прихожанином храмов и монастырей в разгар атеистической пропаганды 1970-х, знают не понаслышке только жившие в эти годы. А какой победы над собой стоило ему решение принять священный сан в 1984 году в возрасте почти 58 лет! Как-то в беседе на День Победы, когда его попросили что-нибудь рассказать о службе в Кремлевском полку, он признался: «Мне трудно все это все вспоминать, ворошить старое. Ведь кроме солдатской науки нас, молодых, пичкали тогда коммунистической идеологией, антирелигиозной пропагандой вся голова была мусором забита. Я потом, как в храм стал ходить, еще лет 15 в себе все это перерабатывал, переосмысливал, в чем нужно подробно поисповедовался и постарался забыть, партбилет сдал. Многим пришлось поступиться, начиная новую жизнь на других, христианских принципах. А ведь первые годы после армии жил гордясь, что являюсь отличником «боевой и политической» сколько скорбей потом пришлось понести! Господь показал, что только смиренному дается благодать, а маршируя по жизни с гордо поднятой головой в Царство Небесное не войдешь. Так то».

Потом еще не раз ему придется так кардинально менять жизнь. Священником он стал не дождавшись всего 2х лет до почетного в те времена звания советского пенсионера впереди маячила спокойная обеспеченная старость в квартире со всеми удобствами в центре старой Риги. Ничто в далеком 1984 году не предвещало еще развала Союза и последующих потрясений тем большей жертвой в очах Божиих был уход о.Гавриила в священство. Христианский долг звал его на борьбу за спасение человеческих душ, по слову Писания: «Ревность о Бозе снеде мя». Каково было в его возрасте осваивать новую, самую высшую профессию иерея, можно только представить. Но, конечно, на этом пути Сам Господь помогает и вразумляет Своих служителей, да и упорства, настойчивости, силы воли и боевой закалки о.Гавриилу было не занимать. Быстро освоив весь Богослужебный устав, он позднее многих молодых священников поправлял и вразумлял, порой поражая знанием мельчайших тонкостей литургики, стараясь не нарушить и не сократить ничего в стройной, отработанной веками гармонии церковной службы.

В трудные минуты жизни отец Гавриил всегда чувствовал поддержку духовного собрата архимандрита Петра (Кучера), который тогда же служил в Латвийской епархии. Иерей Михаил часто приезжал к нему в Рижскую Пустынь и послужить вместе, и за советом, как более опытному в пастырской практике. Когда в 1991 году о.Петр переехал в Липецкую епархию восстанавливать Задонский монастырь, о.Гавриил каждый отпуск ездил и туда, помогая служить и исповедовать все увеличивавшуюся паству.

В разваливающейся на глазах стране Церковь оставалась чем-то единым, цельным и незыблемым, куда многие устремились, ища поддержки и опоры, а пастырей катастрофически не хватало. Первые три года отец Петр в Задонском женском монастыре служил один, совершая кроме того по две-три отчитки еженедельно и обязательно соборование для паломников (по завету архимандрита Тавриона). Конечно, нагрузка была колоссальная, и поэтому каждый приезд о.Михаила воспринимался как посещение Ангела Божия, посланного, чтобы облегчить о.Петру пастырскую ношу.

Сестрам Задонского монастыря сразу полюбился этот невысокий пожилой священник, чем-то внешне напоминающий прп. Серафима Саровского с его прижизненного портрета (кстати, к старости это сходство еще больше увеличилось). Уже тогда, в начале 1990-х, о.Михаила звали перевестись из Латвии в Липецкую епархию. Но пока он со свойственной ему флегматичностью раздумывал, рассматривая все «за» и «против», архимандрит Петр и с ним 60 сестер Задонского монастыря оказались в 1997 году во Владимирской епархии в Боголюбском монастыре, который и начали восстанавливать.

Вскорости о.Михаил приехал и сюда о.Петр вновь начал звать его к себе, уговаривая переехать в Россию насовсем. К тому же и родина о.Михаила с.Петровское Гаврилов-Посадского р-на Ивановской области недалеко всего в 50-ти км от Боголюбова (позднее о.Гавриил не раз ездил туда служить панихиду на могилу родителей). Похоже, последний аргумент перевесил, и в 2001 году о.Михаил перевелся из Латвийской епархии во Владимиро-Суздальскую, получив Российское гражданство. Так в 75 лет он вернулся на родину маститым протоиереем, которую оставил 17 летним пареньком осенью 1943 года, уходя в армию.

Через год о.Михаил принял монашеский постриг в честь архангела Гавриила. Это тоже был подвиг: оставить почетное звание протоиерея, оставить храм, в котором 10 лет прослужил настоятелем, любимую и любящую его паству, почет и уважение прихожан, чтобы стать простым иеромонахом, вторым священником тогда еще никому не известного Боголюбского монастыря в Российской глубинке. В скором времени по обоюдному согласию с о.Гавриилом была пострижена в монашество и его супруга матушка Зинаида стала монахиней Марфой.

Отец Гавриил, несмотря на болезни и старческие немощи поражал всех своей ревностью к совершению богослужений. Каждую службу вечернюю и литургию он ежедневно был в храме: или служил сам, или сослужил соборно, или по болезни просто молился и причащался в алтаре. Кроме того, первое время по личной инициативе служил ночные молебны, и, почти до последнего дневные у Боголюбской иконы Божией Матери. Он являлся вторым духовником монастыря, у которого регулярно исповедовалась часть насельниц монастыря и множество мирян из местных прихожан и приезжающие паломники. Они потеряли его, как строгого и любящего отца, но, уповают, что приобрели как своего ходатая пред Богом на Небе.

И еще один личный подвиг, мало кому известный, совершил о.Гавриил: в эпоху надвигающейся глобализации, не желая быть занесенным во всемирную электронную базу данных по личному пенсионному номеру, он, чтоб им не пользоваться, отказался от получения пенсии. Как-то за полгода до смерти он попытался выяснить нельзя ли получать пенсию без этого страхового номера, может что изменилось в законодательстве. Получив однозначный ответ чиновников, что нельзя, сказал: «Тогда и не надо, оно того не стоит». Больше речи о пенсии он не заводил, питаясь с общей монастырской трапезы. По смирению отказался и от сана игумена: «Слава Богу, что сподобил меня, недостойного, на старости лет стать священником. Я стою у престола Божия, и что может быть выше?».

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему иеромонаху Гавриилу и сотвори ему вечную память!

Свято-Боголюбский женский епархиальный монастырь

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий