«Петр I мыслил Российскую Империю как светильник Православия во всем мире»

Диакон Владимир Василик об имперском призвании России и личности Императора Петра Великого

0
2348
Время на чтение 7 минут
22 октября / 4 ноября сего года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, исполнится 290 лет со дня основания Российской Империи. В этот день 1721 года решением Правительствующего Сената Царь Петр I был провозглашен Императором Всероссийским, Петром Великим и Отцом Отечества. Это было сделано в ознаменование окончания Северной войны, которая была завершена Ништадтским мирным договором 30 августа (ст. стиля) 1721 г., согласно которому к России отошли Лифляндия (с Ригой), Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ижорская земля и другие территории. Провозглашение русского Царя Императором стало выражением достигнутых в его царствование международных успехов России. Хотя акт этот не сразу был признан европейской дипломатией (при жизни Петра Великого только Голландия и Швеция официально признали этот титул), этот день считается днем основания Российской Империи.

О значении этого дня и личности Петра Великого рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный ученый, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, диакон Владимир Василик.

К сожалению, российскими властями замолчан целый ряд важнейших событий. Заметьте, что не было никакой реакции на 120-летие злодейского убийства Императора Александра II. Хуже того, 65 празднования Победы в Великой Отечественной войне прошло достаточно скромно, в особенности, что касается церковной стороны – не прошло ни одной серьезной церковно-научной конференции в Великой Отечественной войне и о роли Церкви в войне. Не заметна подготовка к юбилею войны 1812 года, а также к 400-летию со дня окончания русской Смуты. Было пропущено празднование 290-летие Ништадтского мира.

Мы погружаемся в эпоху национального беспамятства, когда мы уже забываем о великих событиях нашей истории даже в их юбилеи. Все больше навязывается суетная концепция: «здесь и сейчас» - жить в покое настоящего, согласно словам из песни: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется Жизнь». Это потребительское постмодернистское восприятие времени является причиной этой пагубы. Если мы не будем хранить историческую память, то в результате мы обречем нашу страну на крушение.

Почему не говорят сегодня о юбилее основания Российской Империи? Не только власть, но и общество боится нашего имперского прошлого, своего имперского назначения. Все говорят о своей «демократичности», о своем миролюбии, о своей «открытости глобальному миру», в то время, как на наших глазах собираются, как минимум, две огромные империи – США и Европейский союз. США не стесняются говорить о своем имперском призвании, правда, камуфлируя это лозунгами распространения демократии и соблюдения прав человека во всем мире.

Азбучной истиной является тот факт, что Россия может быть либо Империей, либо не может быть вообще. Как только Россия отказывалась от своего имперского призвания, она немедленно погружалась в хаос и смуту. Лучше доказательство тому – февраль-октябрь 1917 года. Об этом прекрасно написала Анна Ахматова:

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской Церкви отлетал...

То, что современные российские власти пытаются выстраивать «управляемую демократию» и консолидировать общество, можно только приветствовать, ибо это очередная попытка отстраивания Империи.
22 октября (4 ноября по новому стилю) Россия была провозглашена Империй, Царь Петр I – Императором с титулом Отец Отечества. Юридически было закреплено то, что фактически существовало уже со времени Ивана Грозного. Многие российские исследователи говорят о том, что Россия как Империя «состоялась» благодаря усилиям Иоанна IV, Васильевича, при котором произошло включение в состав страны значительных территорий с нерусским и неправославным населением (Татария, Башкирия, Сибирь) и был сделан переход от вотчинной системе к поместной, к становлению служилого дворянства. Однако в своем «классическом» виде Россия как Империя становится только во время правления Петра Великого, который окончательно ввел служилый принцип в ущерб родовому, сформировал Табель о рангах, восстановил регулярную армию, создал флот, организовал промышленность на новой основе, развил высшее образование, создав Санкт-Петербургский государственный университет, создал основы для правильной научной деятельности, основав Академию наук, заложил основы здравоохранения, основав систему госпиталей.

Значение деятельности Петра Великого трудно переоценить. Он прорубил окно в Европу, дав России выход на Балтику, за что безуспешно сражались русские войска при Иване Грозном и Алексее Михайловиче. Встреча России с Западом произошла под гром пушек и стук топора. Многие оценивали ее неоднозначно – в особенности славянофильские авторы, справедливо указывая на те отрицательные последствия, которые эта встреча принесла, – порчу нравов, распространение пагубных привычек, вестернизация высшего сословия и отчасти народной жизни, подчинение Церкви государству по западным образцам.

Однако в защиту Петра следует сказать, что за многое он не ответственен. Многое было связано с ползучей вестернизацией, неразумным к ней отношением во времена его преемников, а точнее преемниц, которые, в отличие от Петра, совершенно не фильтровали заимствованное с Запада и не контролировали культурную и идейную практику.

Петр I в отношениях с Западом был прагматиком. Он говорил, что Европа нам нужна лет на тридцать, а потом мы смело повернемся к ней спиной. Прежде всего, Император заимствовал у Европы технические новшества – то, что могло бы вооружить Россию и способствовать ее защите от тех же западных стран в неизбежном геополитическом противостоянии.

Что касается растлительных западных идей атеизма, народоправства, роскоши и разврата, то здесь Петр был предельно жесток. Тех поданных, кто дерзал высказывать атеистические идеи, он прелюдно охаживал дубиной, за что впоследствии они были ему весьма и весьма благодарны.

Сам Петр Алексеевич был человеком весьма верующим. Во время церковных служб пел на клиросе, читал "Апостол", горячо молился перед решающими битвами и событиями своей жизни.

Кивают на то, что он подчинил Церковь государству, образовав Священный Синод. Но подобный ход событий, к сожалению, был во многом неизбежен. Правление Никона и та Смута, которую он оставил в наследство, сильно повлияла на Алексея Михайловича и его сына Петра Алексеевича. Духовенство частью благоприятствовало стрелецким бунтам, огромные земельные богатства, которыми распоряжалась Церковь, часто шли не по назначению – вопрос о реквизиции стал неизбежен и стал вопросом времени. Объективно говоря, для Русской Церкви Петр сделал большое дело – он заставил иерархию просвещаться и просвещать народ.

До Петра вопрос о церковной проповеди и миссии по большому счету не ставился, не говоря уже о спорах с еретиками. Характерный эпизод: Борис Годунов запретил своему духовенству спорить с католиками и протестантами о религиозных вопросах со следующей формулировкой: «Дабы не ведая того в ересь не впасть». В значительной степении это и обусловило трагедию раскола – незнание и полузнание.

Петр заставил российское духовенство заниматься благотворительностью, служить своим близким.

Один из русских мыслителей отметил, что на петровские реформы Церковь ответила преподобным Серафимом Саровским. Скажу более – ответила и Оптинскими старцами, и митрополитом Филаретом Дроздовым, и Иоанном Кронштадтским. Именно с Петра начинается блестящая эпоха русского миссионерства и просвещения.

Петр мыслил Российскую Империю как светильник Православия во всем мире, а себя осознавал защитником всем православных во всем мире. Например, после того, как черногорцы выступили на стороне России и тяжко от нее пострадали в 1711 году, Петр Великий посылает в Черногорию обильную и щедрую помощь.

Ради государства Петр жертвовал всем - своим здоровьем, покоем, безопасностью и жизнью. Характерно его обращение к воинам перед Полтавской битвой. Петр говорит, что жизнь ему не дорога, а дорога ему Православная вера, слава и честь России.

Характерно, что и кончина великого Государя связана с жертвой на благо народа, – он умер от болезни, простудившись в Лахте во время спасения матросов с корабля.

Император Петр I – великая и до конца не оцененная личность. Характерны строки Пушкина о нем:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Конечно, нельзя обойти стороной мрачные стороны жизни Петра - постоянные мятежи и казни, гибель его собственного сына. Но в соображение надо принять то, что государство в начале его правления разваливалось, как песочный кулич.

Российское государство нуждалось в реформирования, а в условиях того времени и по жестокосердию человеческому иначе, чем Петр, сделать это было нельзя. Не нам судить великого Государя. Наше дело – вспомнить его добрые дела и молитвенно помянуть.

Своих Царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

Надлежит вспомнить, чем была Российская Империя. В конечном счете, она на столетие сделалась заградительной стеной против антихристианских сил, и прежде всего против «миниантихриста» Наполеона, за что, кстати, Россию и ненавидели. Пушкин вопрошал:
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

Россия своей кровью искупила не только Западную Европу, но и южную – от турецкого рабства. Ее усилиями балканские народы получили свободу.

Россия в течение долгих лет сдерживала революцию. «Революция на пороге России. Клянусь, она не переступит», - сказал Император Николай I в 1830 году, и слово свое сдержал до конца, способствовал остановке революционного пожара 1848 года. Не наша вина, что этот пожар в конечном счете разжегся в нашей стране. Но и после 1917 года, пусть и потеряв многое, пусть в новом виде, Россия продолжала, как ни странно, выполнять свою имперскую миссию Удерживающего. Пример тому – сокрушение очередного «миниантихриста» Гитлера и наша победа в 1945 году, а затем поддержание мира в течении многих десятилетий.

Будущее мира во многом зависит от того, сможет ли Россия восстановить себя как Империя и явится ли гарантом мира и безопасности на всей Земле.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

185. Ответ на 180., диакон Владимир Василик:

А потом держали Петроград-Ленинград в черном теле?"Может все же это Господь их руками так строго воздал колыбели 3-х революций? Да еще попустил к их блокаде чуть позже еще одну блокаду неслыханной жестокости?ОТвечу. По духу ВЫ сами революционер.Поэтому их и хвалите как орудие БОжия Промысла.Человек монархический сказал бы об этом по-другому.Благоговейнее и бережнее к русской истории.И к граду Святого Петра.А о суде в Блокаду...По мне право говорить об этом имеют те, кто сам через блокаду прошел. И еще.Неведомо, какой суд Господь явит нынешнему поколению - куда более гедонистическому и безбожному, чем тому, что встретило блокаду. "Ибо если это с зеленеющим древом сделали,то что сделают с сухим?"

HARRY / 06.12.2011, 20:26

184. Мое мнение о Петре1

Полностью не согласен с автором. Считаю, что негативные деяния Петра значительно перевешивают положительные моменты его жизни.
HARRY / 30.11.2011, 15:33

183. Ответ на 181., А.В.Шахматов:

Уму не постижимо,что духовные лица навязывают нам революционеров,то есть крушителей Православия и русскости.

Причем объективный анализ положительных и отрицательных сторон личности персонажа стаьи полностью отсутствует. Не удивительно: был бы анализ была бы совсем другая статья.
HARRY / 28.11.2011, 15:39

182. Re: «Петр I мыслил Российскую Империю как светильник Православия во всем мире»

Уму не постижимо,что духовные лица навязывают нам революционеров,то есть крушителей Православия и русскости.
/ 19.11.2011, 22:08

181. Алексею.

А потом держали Петроград-Ленинград в черном теле?" Может все же это Господь их руками так строго воздал колыбели 3-х революций? Да еще попустил к их блокаде чуть позже еще одну блокаду неслыханной жестокости? ОТвечу. По духу ВЫ сами революционер. Поэтому их и хвалите как орудие БОжия Промысла. Человек монархический сказал бы об этом по-другому. Благоговейнее и бережнее к русской истории. И к граду Святого Петра. А о суде в Блокаду... По мне право говорить об этом имеют те, кто сам через блокаду прошел. И еще. Неведомо, какой суд Господь явит нынешнему поколению - куда более гедонистическому и безбожному, чем тому, что встретило блокаду. "Ибо если это с зеленеющим древом сделали,то что сделают с сухим?"

180. Князю Черниговскому

Так что не стоит крупно изображать Петра и мелко-мелко мешавший и путавшийся под ногами народец А где я об этом? Поддержка Петра была ВСЕНАРОДНОЙ. Да, да. Несмотря на мятежи и казни. Иначе он не только ничего бы не сделал, он бы не уцелел. В его войнах, делах и преобразованиях участвовали десятки, сотни тысяч людей. Россия несла огромные труды и жертвы. И без всенародного участия это было бы невозможно. Терпели, потому что понимали - надо. Сон не означает мелкость. Петр - сам "самодержавный великан" - разбудил русский народ, русского великана и, при всех своих грехах и недостатках, направил на путь созидания. Так что не надо про мелкий народец. Ничего вы не поняли.

179. автор 54

"А Вы не задумывались, почему большевики в марте 1918 г. в самом прямом смысле слова СБЕЖАЛИ в Москву?" Очевидно, святость СПб их гнала, так что ли? А может, наоборот, святость 3-го Рима манила? Поражать врага (Св. Русь), так в самое сердце. А потом держали Петроград-Ленинград в черном теле?" Может все же это Господь их руками так строго воздал колыбели 3-х революций? Да еще попустил к их блокаде чуть позже еще одну блокаду неслыханной жестокости? Можете не отвечать, о. диакон, Ваш ответ я заранее знаю...
Алексий / 16.11.2011, 13:29

178. Re: «Петр I мыслил Российскую Империю как светильник Православия во всем мире»

Все же с трудом верится. что такую статью написало православное духовное лицо. Это какой-то безответственный... сон. "на петровские реформы Церковь ответила преподобным Серафимом Саровским. Скажу более – ответила и Оптинскими старцами, и митрополитом Филаретом Дроздовым, и Иоанном Кронштадтским. " А можно сказать, что на зверства советской власти Церковь ответила Серафимом Вырицким и сонмом новомучеников? Делаем вывод.....
дезинфектор / 16.11.2011, 09:34

177. Потомок подданных Императора Николая II

Из Вашего ника ясно, что ваши предки появились в России только при Николае II. Так что там у Вас? Опять штампы? Я понимаю, Ваша молодостть прошла под гром съездов и соответствующую риторику, но теперь принято аргументировать.
дезинфектор / 16.11.2011, 09:30

176. Re: «Петр I мыслил Российскую Империю как светильник Православия во всем мире»

Кто хочет Империи, тот должен откреститься от разрушителей Империи.

Уважаемый о.Алексий! Слова о "форумной свистопляске либерал-фашистов" мои. Всем нам известен пример густопсового либерал-фашиста - это Е.Гайдар. Так сказать, махровее некуда. Социал-дарвинист ультрамальтузианского пошиба. Он очень чётко указал фигуру, которая воплощает его идеал правителя, и указал он на Пиночета. Который воплощает идеал правителя для Эрика фон Лямпе. Этот господин так и сказал - Россией должен править такой человек, как Пиночет. Ещё Эрик фон Лямпе от души хвалит подручного Пиночета садиста Мигеля Краснова - за то, как он "выкорчевывал в Чили коммунистическую заразу". Кровавый палач чилийского народа Пиночет - любимец либерал-фашиста Гайдара и любимец Эрика фон Лямпе. Взгляды Эрика в междусобойчике "десталинизаторов" принимаются на ура - значит, всё-таки, они все либерал-фашисты, как и их единомышленник Гайдар? Вот даже Вы всё время в потоке либерально-"дворянского сознания" Ролле находите близкое. А разве её стенания о "несвободе" в петровские времена не пример типичной либеральной истерики? Ей, как женщине, это простительно, но почему она тогда одобряет Эрика с его либерал-диктаторскими замашками зловещего пиночетовского оттенка? Междусобойчик "десталинизаторов" с несомненностью имеет либерал-фашистские симпатии.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Знак беды для всего мира
Падение иконы Спасителя на католическую Пасху в Ватикане – предвестник бедствий, смут и расколов
04.04.2024
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Обращение к Президенту России с призывом отменить шоу «Властелин тьмы» в Кремлёвском дворце
27.03.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28