Ну, что тут сказать? Все по-своему правы. А жить-то надо. Детей кормить-растить. На что-то надеяться. Понятно, что надеяться надо на Бога, а самому не плошать. Но иногда хочется, чтобы избавление дали «царь или герой». А их нет. И пока не предвидится. Поэтому утешаешься исполнением ежедневного долга. И чтением умных мыслей и бурных форумов.
Вот уже и на форуме РНЛ вместе со «сталинистами» и «десталинизаторами» образовались «путинисты» и «антипутинисты». Спорят яростно, доходя до взаимных обвинений в шпионстве. Прозвучал и страстный панегирик «великому кормчему» (уважаемый В.Бидолах). Да, окажись на дворе 1920-30-е годы, многие бы развернули свои таланты: кто-то бы оды слагал, кто-то бы доносы строчил. Неслучайно образ обличителя режима без называния конкретных фамилий - наподобие Н.Сванидзе или В.Соловьева - до боли напоминает «комиссаров в пыльных шлемах».
Но есть и другой жанр обличения: богословский, с упором на повальную вину русского народа во всевозможных грехах, от цареубейства до «победобесия». Вот и опять господин Г.Митрофанов высказался на эту тему. А мне почему-то думается, что честно служить Родине - не значит сослуживать режиму. Или запишем всех, кто проливал кровь на фронтах и трудовой пот у станков и на полях - в пособников «проклятых коммуняк»? А мне кажется, что наши деды-родители в массе своей просто исполняли свой долг - работали, детей воспитывали. Да, как умели, во многом лишенные духовной поддержки, которую им в житейском смысле заменяла народная мораль. Ее позже попытались оформить в кодекс строителя коммунизма - во многом списанный с нравственных заповедей «авраамических религий». А некоторые просто передавали детям нравственность, впитанную с молоком матери, в основе своей - глубоко христианскую. Хотя слово Бог не произносилось, а во многих домах и икон не было. Но была совесть и чувство ответственности, в том числе и перед памятью предков. Была искренняя, хоть и наивная надежда на счастливое будущее для потомков - причем не только собственных, а всех. А сейчас смотришь на некоторых чиновников с загорелыми лицами и в дорогих костюмах, как они пришли в храм на большой праздник - и как-то не очень верится в глубину их покаяния и веры. Все больше об оффшорах вспоминается, о детях, которые учатся в английский школах. Но постараемся не судить…
Вернемся к идее коллективного покаяния. Многие считают ее глубоко неплодотворной. Покаяние все-таки вещь сугубо личная, оно происходит в той глубине человеческого существа, где душа встречается с Богом. И почему-то очень часто призывают к такому всенародному покаянию потомки - если не физические, то духовные - партийных функционеров, «пламенных революционеров», весь этот «коллективный Троцкий» нашей полуинтеллигенции.
Мой дед в уже неюные свои годы был репрессирован, но в нашей семье не было принято обличать советскую власть и «ей преданный» русский народ. А ведь этим активно занялись в годы катастройки (и ныне усердствуют) «дети Арбата», наследники по прямой тех, кто репрессировал. Может быть, пора закончить великую междоусобицу русских, пора перестать делиться на белых и красных? Может быть, пора понять, что все, кто любит Россию и хочет трудиться на ее благо, а не набивать мошну - и есть патриот и гражданин, независимо от левизны или правизны политических взглядов? А то иногда в глазах какого-нибудь молодого митрополита вдруг с робостью заметишь такой карьерный огонек; так повеет детским воспоминанием о комсомольском инструкторе, прибывшем в школу. Или возникнет ощущение, что смотришь на оживший портрет Иннокентия Х - только моложе и благообразнее. Впрочем, есть ведь и уранополиты - для них не существует земного отечества, они столь воспаряют духом, что им и не разглядеть, как мы здесь букашками копошимся, страдаем, думаем, сомневаемся.
Что же, земля наша все еще велика и обильна, разных людских типажей в ней - не пересчитать. Вот только с порядком по-прежнему беда. Но, может быть, не станем на этот раз звать «варягов», не будем примерять менеджерам бармы и шапку Мономаха? Вместо этого просто начнем проявлять национальную солидарность, начнем самоорганизовываться - хотя бы на уровне подъезда, дома, улицы? А потом уже, с Божьей помощью, вернем себе эту землю? Потому что наш поезд уже давно в огне, и никто, кроме нас, его не потушит.
Ольга Ивановна Малаховец, домохозяйка, специально для «Русской народной линии»
50. Re: Несколько растерянных вопросов и растрепанных мыслей по поводу выступления отца Г.Митрофанова
49. Юрий Серб
48. Юрий Серб
47. Любезный читатель
46. "Тяжеловато нынче ыитать сводки новостей..."
45. На (42)
44. На (38)
43. 42. Н.Ролле
42. Re: Несколько растерянных вопросов и растрепанных мыслей по поводу выступления отца Г.Митрофанова
41. О спорах на форуме.