itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Толерантность по-казански?

Архиепископ Анастасий отказался от действующего православного храма, построенного на костях русских воинов, в пользу государства

0
1149
Время на чтение 4 минуты

Храм во имя Спаса Нерукотворенного на Казанке, являющийся также памятником истории и архитектуры федерального значения (начало XIX века), будет передан государству. Руководство Казанской епархии в лице архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия заявило, что не нуждается в действующем храме, сообщает ИА Regnum со ссылкой на членов прихода.

Настоятель теперь уже бывшего храма отец Феодор Ситкин подтвердил, что новым хозяином будет территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) по Татарстану. 15-го октября в храме Спаса Нерукотворенного состоялась последняя служба в честь православных воинов, павших во время штурма Казани войсками Государя Иоанна Грозного и погребенных здесь в 1552 году.

По некоторым сведениям, именно эта панихида и поставила последнюю «точку» в судьбе храма-памятника. Есть основания думать, что окончательное решение «прикрыть» его и устранить из храма о.Феодора было принято архиереем под давлением, оказанным на него местными властями. Как известно, архиепископ Анастасий уже неоднократно демонстрировал таким образом свою «толерантность»: например, когда по его распоряжению с Благовещенского собора в Казанском Кремле были оперативно сняты «якорные» кресты, в которых татарские националисты усмотрели поверженные полумесяцы.

По словам отца Феодора, в настоящее время храм закрыт на замок, но находится без охраны, что вызывает особые опасения за его дальнейшую судьбу. Разрушить православную святыню неоднократно грозились татарские националисты, которые считают символ русской воинской славы оскорблением для Татарстана.

Священник также подтвердил, что решение о передаче храма-памятника было согласовано с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием, и теперь он войдет в компетенцию Музея-заповедника «Казанский кремль». На вопрос о причинах передачи храма отец Феодор ответить затруднился, но пояснил, что архиепископ Анастасий, видимо, не заинтересован в том, чтобы в храме шли службы: «Владыка сказал мне, что богослужения в храме-памятнике не нужны».

Таким образом, почти двухвековая история знаменитого храма-памятника, заложенного в 1813 году на могильном кургане в память о православных воинах, павших при взятии Казани, завершается полным позором - изгнанием священника и прихожан, повторным превращением храма в музейный объект с неясными перспективами. Следует отметить, что храм был лишен своего изначального предназначения и облика (Георгиевского креста на вершине, медальонов и надписей) еще при Советской власти, но все же сохранялся как архитектурный объект.

Храм был построен на народные пожертвования по оригинальным проектам архитекторов Николая Алферова и Петра Пятницкого и до сих пор «являет собой образец русского классицизма начала XIX века». Однако если до 1990-х годов объект находился в относительной сохранности, то с началом в Татарстане «суверенного периода» он стал подвергаться актам вандализма. Даже кости павших воинов, собранные в подземном склепе, были разбросаны, а сам храм фактически превратился в отхожее место.

После неоднократных просьб православной общественности в декабре 2001 года архиепископ Анастасий благословил создание прихода, который возглавил отец Феодор. С тех пор в заброшенном храме начались богослужения, а верующие стали добиваться возвращения храма в лоно РПЦ. После просьб и неоднократных выступлений СМИ республиканское руководство вынуждено было уступить - в канун так называемого «1000-летия Казани» 4 марта 2005 года храм был передан Казанской епархии РПЦ. Однако обещанная при этом реконструкция и восстановление так и не были завершены. Последние годы храм существовал только за счет пожертвований и личных инициатив прихожан.

«Как известно, храмы забирались у Церкви в годы воинствующего атеизма. Но тут все наоборот: в то время как по всей России возвращаются и строятся храмы, в Казани, в Татарстане православные храмы отдаются государству. Это парадокс, о таком я никогда не слышал», - недоумевает отец Феодор.

Политика владыки Анастасия, окормляющего епархию более 20 лет, всегда находилась в полном соответствии с курсом татарстанского руководства. Однако в последние годы результаты работы стали вызывать вопросы уже за пределами республики. В частности, притчей во языцех в федеральных СМИ стало соотношение количества действующих церквей и мечетей в Татарстане (соответственно, 220 к 1300 при почти равном количестве православных и мусульман), слабая активность по возвращению православных храмов, а также другие детали епархиальной действительности.

При попытке прояснить позицию архиепископа корреспондента Иа Regnum постигла неудача - к телефону в секретариате весь день никто не подходил. В территориальном управлении Росимущества по Татарстану также не смогли ответить ни на один вопрос по теме, отсылая к начальнику отдела учета, управления и приватизации Ольге Клевинской, которой предсказуемо не оказалось на месте. Тем не менее, информагентство готово предоставить слово всем участникам и фигурантам беспрецедентного события, которого в России не было, начиная со времен гонений на Русскую Православную Церковь.

«Не исключено, что ситуация в Казанской епархии заинтересует и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), собирающегося посетить Казань "в связи с приближающимися церковными торжествами в честь Казанской иконы Божией матери" 4 ноября. Ведь добровольный отказ от христианского храма, да еще с одобрения епископа, - это уже не просто акт толерантности, которой так славится Татарстан, а нечто совершенно иное», - заключает издание.

P.S. После публикации ИА Regnum о передаче храма-памятника на Казанке в собственность Росимуществу, наступила быстрая реакция со стороны руководства Казанской епархии. В редакцию позвонил бывший настоятель храма о. Феодор Ситкин и сообщил, что отказывается от своих слов в части заявлений архиепископа Анастасия о ненужности служб в храме. Пояснить мотивы отказа о.Феодор отказался, добавив лишь, что «был в прошлый раз болен» и его «неверно поняли». При этом никаких комментариев от самого архиепископа так и не последовало.

Пояснить ситуацию изданию согласился заместитель председателя Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов, который является прихожанином храма Спаса Нерукотворенного и находится в курсе событий. «Трудно поверить, что территориальное управление Росимущества действовало в данном случае без согласования передачи с владыкой Анастасием, - заявил Щеглов. - Мы уже пытались убедить архиепископа не отказываться от храма - сохранить приход и продолжать службы. Однако на наши обращения он не отреагировал и даже не принял нас. Что касается "болезни" и отказа от своих слов о.Феодора, то его тоже можно понять – у него семья, которую нужно кормить. Так или иначе, но храм теперь закрыт и службы в нем прекращены, о чем руководство епархии прекрасно осведомлено».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии