Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Псковские пещеры хранят мощи великого подвижника Русской Церкви XX века»

04.10.2011


Настоятель Леушинского подворья рассказал о жизни и деятельности приснопамятного митрополита Вениамина (Федченкова) …

Сегодня, 4 октября, исполняется 50 лет со дня блаженной кончины приснопамятного митрополита Вениамина (Федченкова). Мы попросили известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья, протоиерея Геннадия Беловолова рассказать о жизни и деятельности владыки Вениамина.

Митрополит Вениамин в наше время является одним из самых любимых церковным народом святителей XX века. Его имя очень часто вспоминается православными людьми, потому что он оставил большое духовное наследие и является одним из самых ярких духовных писателей Русской Церкви XX века. В его жизни меня поражает одно обстоятельство. В сложных условиях XX века он сохранил не только веру Православную, но и верность Святой Руси. Он был верен великой русской триаде «Православие. Самодержавие. Народность». 

Сейчас можно определено сказать, что владыка Вениамин всегда принимал безошибочное решение и выбирал всегда правую сторону, хотя XX век каждый день ставил тяжелый выбор - между Московской Патриархией и Зарубежной Церковью, между Патриархом Сергием и «непоминающими», выбор в годы Великой Отечественной войны, выбор в отношении советской власти и Царской России, выбор в сложнейших богословский вопросах.

В этом плане приходится говорить о даре исторической прозорливости владыки Вениамина. Для меня владыка является олицетворением русского, я бы сказал – Царского иерарха в советское время. Он стал образом русского верноподданного во время гонений. Невольно думаешь об истоках его прозорливости, его верности, и вспоминаешь, что владыка всегда считал своим учителем, наставником всероссийского пастыря Иоанна Кронштадтского. Владыка Вениамин сподобился лично знать отца Иоанна, и в этом тоже проявилась его духовная интуиция. К сожалению, в начале XX века, хотя о. Иоанн и был всероссийски почитаемым народным пастырем, в среде студентов Петербургской духовной академии, где учился владыка Вениамин, было распространено скептическое отношение к кронштадтскому подвижнику. Митрополит Вениамин писал, что студенты не спешили посетить Кронштадт. Но он был одним из немногих, кто смог преодолеть это общественное настроение. Он общался с о. Иоанном, молился вместе с ним, и у него навсегда осталось живое впечатление от встречи со святым. В его душу Иоанн Кронштадтский заронил семя праведности, стремления к святости. Он навсегда полюбил идеал Святой Руси, и эта русская праведность и верность Святой Руси стали духовным компасом для митрополита Вениамина. 

Поражает вера владыки в восстановление и возрождение Православной России. Он работал не только на настоящее - свою Родину, которая называлась тогда Советским Союзом, - он работал на будущую Православную Россию. Иначе не объяснить создание грандиозной книги «Отец Иоанн Кронштадтский», которую владыка Вениамин писал более 10 лет. Начинал он эту работу еще в Америке, в Бруклине, продолжил работать над ней в России и закончил уже на Ростовской кафедре. Все это было при Сталине, Хрущеве, когда надежды на публикацию такого огромного труда не было. Владыка работал «в стол», без надежды быть напечатанным при жизни. Откуда такая вера, уверенность в том, что эта книга будет напечатана, что ее будут читать? 

протоиерей Геннадий Беловолов
Это один из лучших, если не самый лучший труд, посвященный о. Иоанну. Он написан с такой любовью, с таким живым чувством, что не может никого оставить равнодушным. Владыка Вениамин в тяжелейших условиях, при недоступности основных архивов смог собрать уникальный материал. Эта книга представляет собой уникальный жанр – там собраны личные воспоминания, дан биографический обзор жизни и трудов Иоанна Кронштадтского, богословский анализ его взглядов. В книге есть целый раздел из цитат и мыслей о. Иоанна по различным темам духовной жизни, - своего рода малая симфония мыслей пастыря. В книге приводятся интересные воспоминания об о. Иоанне, - в частности, приводится анализ его переписки с игуменьей Таисией. Эта книга, которая насчитывает почти тысячу страниц, содержит ответы практически на любой вопрос о пастыре, ее можно было бы назвать энциклопедией по святому Иоанну Кронштадтскому.

Главным образом этот труд был создан в годы войны, вдали от Родины, в первые послевоенные годы, когда владыка Вениамин восстанавливал кафедру, совершал службы. Кода владыка все это успевал делать – уму непостижимо. Позже мы милостью Божией дожили до публикации этой книги. После написания она была скопирована на машинке под копирку и осталась в трех экземплярах. Один из них находится в Псково-Печерском монастыре, другой в архиве Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, а третий был у самого владыки Вениамина. В начале 90-х годов экземпляр книги в архиве МДА игумен Андроник (Трубачев) предоставил издательству «Воскресенье», которое обратилось ко мне с просьбой прокомментировать этот труд. Я имел честь и радость работать при подготовке этого текста к изданию, и в середине 90-х годов впервые вышел этот труд владыки Вениамина. Потом по благословению Патриарха Алексия II он несколько раз переиздавался, в том числе совместно с мемориальной квартирой Иоанна Кронштадтского.

Это великая книга о великом пастыре. Это своего рода исповедание верности митрополита Вениамина заветам Иоанна Кронштадтского. То, что он в различных перипетиях церковной жизни, исторических, политических катаклизмах совершил безошибочный выбор, – в этом заслуга о. Иоанна Кронштадтского. Мы можем сказать, что владыка Вениамин является вернейшим духовным чадом о. Иоанна. Думаю, что если бы мы задались вопросом – какой путь избрал бы для себя Иоанн Кронштадтский в коллизиях XX века, то мы могли бы представить этот путь на примере самого митрополита Вениамина. Это говорит о том, что владыка не только был пленен идеалом Святой Руси, но и сам его воплощал. Составление книг о Божьих людях  - это была не только тема литературного творчества, это была тема его жизненного творчества. Он писал о них потому, что хотел быть, как они. И не только хотел, но и стал.

Сегодняшний день, 50-летие преставления владыки Вениамина, является для нас поводом почувствовать, как он нам близок, как он нам нужен. Псковские пещеры хранят мощи великого подвижника Русской Церкви XX века. 
 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Лидия Александрова : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Псковские пещеры хранят мощи великого подвижника Русской Церкви XX века»
2011-10-04 в 16:21

Владыке Вениамину Царство Небесное и Вечная Память!
"В этом плане приходится говорить о даре исторической прозорливости владыки Вениамина. Для меня владыка является олицетворением русского, я бы сказал – Царского иерарха в советское время. Он стал образом русского верноподданного во время гонений".
- А вот это не совсем так, или лучше сказать - совсем не так. Во время гонений митрополит Американский Вениамин находился соотвественно в Америке, и ни он сам, ни пасомые, никаким гонениям не подвергались.
Батюшка, а под "исторической прозорливостью" митр.Вениамина - что
Вы имеете ввиду?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме