Отец Рафаил отметил, что в недавнее время появились упреки от братьев-патриотов: «Ты отрекся от своих убеждений». «Да что вы, отцы, я от своих убеждений не отрекаюсь, мои убеждения - это моя вера! Этим стою и стоять буду за чистоту Православия, с Божией помощью. Что касается потери моего авторитета, то это не страшно. Желал бы я от Бога милости получить. Что касается меня, сам на свою душевную помойку плюю. Я - никто и ничто и звать меня никак. А люди сегодня говорят: "Осанна", а завтра скажут: "Распни". Дорогие отцы и братья, прошу прощения, если кого-то чем-то смутил. Прошу вашего благословения и молитв», - пишет иеросхимонах.
Он выразил уверенность, что в России экуменизм и католицизм не пройдут. «Православная Церковь останется без повреждений. Но, возможно, официальные представители Церкви создадут в России "церковь сатаны" - это будет раскол, и очень жаль, если соблазнятся неутвержденные души. А, может быть, война помешает этим планам, как война 1941-1945 годов разрушила планы безбожной пятилетки. Нам, верным православным христианам, необходимо глубже воцерковляться, усилить молитву и покаяние и стоять за чистоту Православия», - заключил иеросхимонах Рафаил (Берестов).
Иеросхимонах Рафаил (в миру — Михаил Иванович Берестов) родился в 1932 году в Москве в семье неверующих. Его родной брат — игумен Анатолий (Берестов), известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель реабилитационного центра при Крутицком подворье.
После окончания школы пришел к вере, побывал в Троице-Сергиевой лавре, где повстречался с одной монахиней, которая 25 лет просидела в сталинских лагерях, стала там инвалидом и передвигалась на костылях. Окружающие говорили, что она прозорливица и человек великой духовной жизни. На просьбу помолиться за родственников монахиня сказала: «А, Рафаильчик, это ты!» — «Я не Рафаил, я Михаил!» — «Да, да, я знаю, что ты Рафаил. Я знаю, что твой отец Иоанн под конец жизни станет верующим, как и твоя мама, Анна. А вот — радуйся — твой брат Анатолий скоро станет очень верующим! А вот за брата Николая надо молиться». Так она назвала всех родственников точно по имени, предсказав грядущие события. Так оно и случилось. Третий брат Николай — единственный человек в их семье, который к вере в Бога не пришел.
В 1954 году Михаил поступил в братство Свято-Троице-Сергиевой Лавры, где являлся одним из сомысленников архимандрита Кирилла (Павлова). В период советской власти являлся активным церковным диссидентом, выступая против экуменизма, латинофильства, масонства, модернизма, сотрудничества руководства Московской Патриархии с КГБ, в связи с чем несколько раз подвергался дисциплинарным взысканиям со стороны администрацией Лавры и в середине 1970-х получил благословение переселится в один из уединенных абхазских скитов.
В период проживания в горах Абхазии проходил монашеское делание под руководством старца Виталия Тбилисского, был знаком с монахом Меркурием, автором широко известной книги «В горах Кавказа».
Еще будучи в Лавре способствовал распространению первых переводов сочинений иеромонаха Серафима (Роуза), а в горах Абхазии, уже после кончины отца Серафима, отец Рафаил назвал свой скит в его честь.
В начале 1990-х, с началом грузино-абхазской войны, отец Рафаил переселился в Валаамский монастырь, где возрождал традицию духовничества. Некоторое время являлся начальником Солохаульского подворья Валаамского монастыря.
31 декабря 2000 года выехал на Святую Гору Афон, где в течение трех лет подвизался сначала в заброшенном скиту Фиваида, принадлежащем Пантелеимонову монастырю, а позднее в Келлии Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
После изгнания с Афона в 2003 году вернулся в Россию, где обосновался на подворье Валаамского монастыря в поселке Ермоловка, в горах, на границе России и Абхазии. Позднее проживал в селе Цабал (Цебельда) в Абхазии.