Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Алексей Светозарский: «Это был спор о разных монашеских практиках»

22.09.2011


Кандидат богословия о церковно-религиозном «дискурсе» «нестяжателей» и «иосифлян» …

22 сентября отмечается память преподобного Иосифа Волоцкого, и в этом же году исполняется 420 лет со дня его общецерковного прославения. Преподобный Иосиф известен в русской истории как главный «оппонент» преподобного Нила Сорского, именно из их спора об образе монастырской жизни, взаимоотношении Церкви и государства возникли направления «нестяжателей» и «иосифлян». Примечательно, что Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, будучи в жизни «непримиримыми оппонентами», оба прославлены Русской Церковью в лике святых. Можно сказать, что святые на собственном примере доказали постулат апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). О споре «иосифлян» и «нестяжателей» «Русской народной линии» рассказал заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидат богословия Алексей Светозарский:

Я бы не стал называть Иосифа Волоцкого и Нила Сорского противниками, ведь их религиозно-философский спор не имел характера личного противостояния. По сути, это был спор о разных монашеских практиках. 

Скитское житие Нила Сорского напоминает восточную практику того времени, существовавшую на Афоне и в других монастырях, где существовало небольшое количество братии, которое трудом рук добывают себе хлеб насущный, монахи собираются в церкви, а кельи их поставлены на расстоянии брошенного камня. Неприятие монастырского землевладения связано с необходимостью трудиться и не пускаться в житейское попечение. 

Способ монашеской жизни, который традиция связывает с именем преподобного Иосифа Волоцкого, – это, по сути, линия преподобного Сергия Радонежского – при его жизни Троицкий монастырь стал приобретать первые села, так же было в Киево-Печерском монастыре в домонгольский период. Но и в данном случае землевладение освобождает монаха от попечений, потому что вопросами экономическими здесь занимаются люди, работающие при монастыре по найму, а монах посвящает себя целиком молитве. Кроме того, освобожденный от необходимости работать и получающий все необходимое на трапезе монах имел больше времени и возможности для книжных занятий. Иосифов образ жизни предполагает напряженные интеллектуальные занятия. 

Ограждая монахов от соблазнов, в монастырях «иосифлянских» действовал очень жесткий устав. Монахи-«нестяжатели»  усиленно молятся и трудятся, «иосифляне» в большей степени ограждаюся жестким уставом - множество земных поклонов, запрет держать что-либо съестное в кельях и т.д. При первых поколениях этот устав соблюдался строго. Конечно, со временем эти первоначальные рамки смягчались и занижались. Это естественный процесс, который наблюдался и на Востоке, и на Западе. 
 
Хотя позиция единомышленников и последователей Нила Сорского была более мягкой, но с другой стороны это обернулось для них большой бедой: в те монастыри, куда отправлялись на покаяние еретики, проникала ересь, и сами монахи нередко этой ересью заражались. 

Что касается личных отношений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, то их полемика велась в основном наглядным примером, - они посылали друг к другу своих учеников. Позднейшие исследователи, прежде всего в зарубежной и нашей либерально-интеллигентской среде, утверждали, что одни («нестяжатели») были чистые и непорочные, а «иосифляне» - «грубые государственники». Ведь Иосиф Волоцкий известен как твердый русский патриот, ему же ставят в вину жесткую позицию в отношении еретиков. Конечно, это мнение наносное - серьезные и глубокие исследователи уже давно не противопоставляют одних другим. Нет ничего удивительного в том, что и Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский канонизированы. Более того, позднее опыт обоих был востребован Русской Церковью.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 5

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

5. Писатель : Еще раз о нестяжателях
2011-09-23 в 00:09

Безусловно, очется помирить всех и вся, чтобы как-то гармонизировать историю, чтобы уважать предков по заповеди. Но будьте же здравомыслящи, ведь это была не полемика на интернет-форуме, ведь людям просто затыкали рты. Их морили голодом в монастырских темницах, их подвергали пыткам, их казнили. И это называется взаимным дополнением? А Максим Грек за что пострадал, за то что привнес в нашу жизнь заветы Афона? За то что неосторожно стал на сторону нестяжателей, когда это было смертельно опасно? И в физическом уничтожении этих людей вы видите некую правду? Господа, о чем это вы?
4. В.Семенко : Re: Алексей Светозарский: «Это был спор о разных монашеских практиках»
2011-09-22 в 22:19

Абсолютно правильная позиция, профессор глубоко прав. Между иосифлянами и нестяжателями не было непреодолимого антагонизма, они взаимно дополняли друг друга. Легенда о таком антагонизме запущена в широкое пользование Г.М. Федотовым, который придал публицистический блеск штампам либеральной историографии 19 века.
3. : Re: Алексей Светозарский: «Это был спор о разных монашеских практиках»
2011-09-22 в 22:04

Святой Иосиф был разоблачитель жидовствующих в РПЦ!
2. Писатель : Лукавая заметка
2011-09-22 в 17:08

Простите, но мне представляется, что вопрос о противостоянии "иосифлян" и "нестяжателей" не так уж прост, чтобы прятаться от него доводом об обоюдной канонизации. Собственно говоря, в свое время этот спор был завершен грубыми административными методами, и по сути остался неразрешщенным. Он и до сих пор продолжается, например в полемике о работах Н. Сомина. Понятно, что нынче рулят чистые "иосифляне",и им не по душе любое воспоминание о Ниле Сорском и его учениках, вот и сводится все к благообразному взаимному примирению, к искусству дискуссии, хотя речь идет об обете нестяжательства, который каждый монах клятвенно посвящает себя Господу. А когда нарушен этот основополагающий принцип, то и все остальное рушится без проблем.
1. М.Яблоков : Re: Алексей Светозарский: «Это был спор о разных монашеских практиках»
2011-09-22 в 15:51

Хорошая заметка.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме