«Нужно прекратить революцию в богослужебном строе»

По мнению отца Сергия Карамышева, богослужение следует не модернизировать, а высвобождать из-под идеологического гнета

В последние годы много говорят о назревшей будто бы потребности приблизить традиционный язык русского богослужения к простым людям, сделать его более доступным. Подобные призывы раздавались и сто лет назад, а вылились они (будучи подогреты революцией) в гнойный нарыв обновленчества на теле Русской Православной Церкви. За призывами к «евангельской простоте» таилось безчинство, за призывами к доступности пошлость. Лично я отдельные места существующих переводов богослужебных текстов на великорусское или малороссийское наречия не могу воспринимать иначе, как кощунство.

Если мы действительно считаем, что Церковь избавилась от гнета безбожной власти (а Патриарх Алексий II поздравил с этим чад Церкви сразу же после августовского 1991-го года путча), то быть может, хотя по прошествии 20-ти лет, следует начать пересмотр богослужебных текстов, искаженных в угоду политической конъюнктуре, исходившей сначала от Временного Правительства, а потом и от большевиков? Мы имеем в виду тексты с упоминанием Помазанников Божиих. Начались реформы богослужебных текстов с преступного решения отдельных (далеко не всех) членов Св. Синода признать законность Временного Правительства. Вслед за этим решением пришлось (ведь если сказали «А», то нужно говорить и «Б») во время великого входа на божественной литургии, а также на ектениях, поминать не Помазанника Божия с Наследником и Царствующим Домом, а «благоверное Временное Правительство». С этого началось вымарывание из богослужебных текстов всякого упоминания о царях, которое при большевиках стало уже тотальным.

Возьмем в качестве примера тропарь Животворящему Кресту. До февраля 1917 г. он оканчивался словами: «...победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». После февраля 1917 г. он стал оканчиваться: «...победы благоверному Временному Правительству нашему на сопротивныя даруя...». А после октября 1917 г. не придумали ничего лучшего, как просто вычеркнуть из текста Временное Правительство, почему до сих пор имеем: «...победы на сопротивныя даруя...».

Картина с кондаком празднику Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (а само событие Воздвижения было бы невозможно без Царей-равноапостолов Константина и Елены) еще печальнее. Этот кондак составлен из слов 20-го псалма: «Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоем возрадуется зело» (Пс. 20, 1); «Яко Царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижется. Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе» (Пс. 20, 8-9). Поэтому кондак звучал: «...возвесели силою Твоею благовернаго Императора нашего Николая Александровича победы дая ему на супостаты, пособие имущему Твое оружие мира непобедимую победу». Если мы поем: «...победы дая нам на супостаты», дерзко ставя себя на место Царя, боюсь: не участвуем ли мы тем самым в богомерзком грехе узурпации Богом данной Царской власти?

И потом: если быть до конца последовательными, то надо бы уж и псалмы Давидовы «модернизировать», изъяв из них все «недемократическое», а за ними и все Св. Писание. Поползновения в этом направлении уже обозначились. Даже коммунисты до такого не додумались нынешние же либералы, видать, по всем статьям решили их перепрыгнуть. Возьмем светилен из службы Кресту. До 1917 г. он звучал: «Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест Царей держава, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва». После 1917 г. слова «Крест Царей держава» вымараны. Возьмем тропарь великомученику Георгию. До 1917 г. в нем были слова «Царей поборниче», - затем были вымараны.

В 12-м икосе акафиста Пресвятой Богородице изначально пелось: «Радуйся, честный венче Царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено». Затем стали петь: «Радуйся, честный венче людей благочестивых...», чем была разрушена логика и красота первоначального текста. Можно понять, почему Цари упомянуты прежде иереев, но не простые, хотя и благочестивые, люди. Да и сам эпитет «благочестивый» относился прежде всего к Царям. Приведенный отрывок икоса имеет в себе смысловую симметрию: упомянуты Цари, затем иереи; далее Церковь, затем Царство. После 1917 г. эта симметрия была разрушена. Впрочем, в некоторых изданиях акафиста последних лет, видимо, ревностью издателей, восстановлены изначальные слова с упоминанием Царей.

В первом икосе акафиста Иисусу Сладчайшему изначально пелось: «Иисусе пресладкий, Патриархов величание; Иисусе преславный, Царей укрепление...» и далее последовательно поминаются пророки, мученики, монахи, пресвитеры и т.д., т.е. представлена градация. После 1917 г. появился искаженный текст, где на место Царей поставлены «верные», чем нарушена градация и разрушена красота первоначального текста. 

Эти единичные примеры можно приводить десятками и сотнями. Понятно, что узурпаторам-богоборцам было ненавистно всякое упоминание богоучрежденной Царской власти. Существует поговорка: «Слова из песни не выкинешь». Увы, из церковных песен доморощенные цензоры столько их повыкидывали, сколько и не снилось советским цензорам, что редактировали Пушкина и других русских поэтов и писателей. Что об отдельных словах говорить, когда были полностью изъяты из богослужебного круга целые службы? Например, «Служба благодарственная Богу, в Троице Святей славимому, на воспоминание мира между Империею Российскою и Короною Свейскою», составленная в память Ништадтского мира. Эта служба по уставу соединялась со службой в честь перенесения святых мощей благоверного Великого Князя Александра Невского 30 августа, ибо они связаны по смыслу. Эта служба - благодарение Богу за устроение Российской Империи. Основная ее мысль: не своим разумом и не своей силой Петр I совершил свой державный подвиг, но помощью всемогущего Бога. Из тропаря благоверному Великому Князю Александру в память перенесения его мощей в новый царствующий град, естественно, была вымарана строфа: «...сродником твоим, благоверным Императорам нашим, на сопротивныя споборствуя». 

Все эти самочинные правки нарушили многовековую, иногда более, чем тысячелетнюю, традицию как в приводившейся уже службе Воздвижения Креста Господня, или в службе празднику Сретения Господня (кондак этого праздника изначально включал молитву за Императора), а последняя - памятник эпохи Юстиниана Великого, и сам праздник был учрежден не без участия этого благочестивого Царя. Все указанные самочинные правки во многом разрушили поэтическую и музыкальную организацию богослужебных текстов.

После 1917 г. нарушился чин Торжества Православия, совершаемый в первое воскресение Великого поста, и до сих пор не восстановлен в прежнем виде. Этот чин обличение действий многих русских архиереев и священников в 1917 г. Ибо включает в себя слова: «Помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на Престолы не по особливму о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются; и тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема». Громогласно произнеся эти слова, а через две недели признав законность Временного Правительства, они по сути сами себя прокляли. Что говорить: печальная страница в истории русской иерархии. Однако всякий грех требует на замалчивания, а покаяния. И восстановление Чина Торжества Православия может стать шагом на этом тернистом пути.

Видимо, нигде не прописанная в законодательстве, но однако же повсеместно действующая либеральная цензура нисколько не мягче тоталитарно-коммунистической. Сейчас тексты с Чином Торжества Православия печатаются без анафематизмов - вопреки многовековой традиции. Подоплека этого дела ясна: анафема не вписывается в активно насаждаемую идеологию толерантности. Хотя анафема и призыв к насильственным действиям не одно и то же. Анафема всего лишь провозглашение тех или иных мнений неправильными, погибельными для души. Сами либералы в этом гораздо больше упражняются, абсолютизируя свой политический режим и свою идеологию. По моему убеждению, восстановление в Чине Торжества Православия анафематизмов сейчас необходимо нашей Церкви как воздух ради ограждения верующих от умножившихся соблазнов. Будут звучать громогласно эти анафематизмы - будут на корню пресекаться поползновения в сторону сближения с католиками, экуменистами и половыми извращенцами. Сложившаяся в обществе обстановка требует пополнения анафематизмов, которые особо обличали бы содомию, а также другие вопиющие на небо грехи современного общества. Этим наше богослужение и приблизится к современной жизни, и станет понятнее простым людям, ибо будет давать ответы на животрепещущие проблемы современности.

Нужно прекратить революцию в богослужебном строе Русской Православной Церкви, предпринятую после февраля 1917 г. Сторонники совершившейся богослужебной реформации говорят: нет сейчас царей, зачем же поминать в молитвах тех, кто не существует? Но мы возразим словами Св. Писания: «Аз есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мф. 22, 32). Если Господь Иисус Христос назвал бывших прежде Его плотского бытия праведников живыми, почему мы должны представлять прославленных Церковью благочестивых правителей несуществующими? В других молитвословиях мы ведь призываем их себе на помощь! Так что вполне законно призывать в молитвах царей, защищавших народ Божий в прошедших веках, потому что они и сейчас, вопреки нашей к ним неблагодарности, предстательствуют за нас перед престолом Божиим вместе с ангельскими силами. А что пользы хвалиться «своими» поистине несуществующими победами, произнося в тщеславном самообольщении: «победы дая нам на супостаты»?

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, настаивал на том, что церковные песнопения должны употребляться с молитвами за царей, потому что при этом мы «...молимся о будущих православных Царях, ибо, по толкованию св. Иоанна Златоустого, православные Государи будут держать власть до пришествия антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не перестает молиться «победы благоверным царем на сопротивныя даруя». Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется, т.к. является тропарем, т.е. как бы гимном дней святого Креста. В России и некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание ее всегда оставалось неизменным и подлинным текстом, тем, что написали святые отцы: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным Царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство»» (Проповедь «Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях»).

Наши богослужения не исчерпываются одною только молитвою, они приобщают нас к образу мыслей святых отцов, составивших службы, к образу мыслей наших благочестивых предков, что внимали этим службам. Одним словом, всякое богослужение урок нравственности, на котором мы обучаемся культуре общения с ближними, культуре семейной жизни, наконец, политической культуре.

Д.А.Медведев на прошлогоднем (2010 г.) Мировом форуме в Ярославле сетовал своим западным партнерам на косность мышления русского народа: что он по-прежнему ждет от власти отеческой к себе заботы, по-прежнему уповает на «доброго царя-батюшку». Ему следовало бы сетовать не столько на народ, сколько на Православную Церковь, которая веками воспитывала в нашем народе чувство сыновней преданности верховным правителям Руси, и соответственно в правителях чувство отеческой заботы о подданных. Пусть же это монархическая идеология ярче запечатлеется в нашем народе на страх западным «партнерам». Пусть они группируются вокруг своей «демократии», а мы будем объединяться вокруг идеи Самодержавного Царя, пока всего лишь идеи, а там как Бог даст. Кто дал нам право искажать идею богослужебных текстов, содержащих упоминание Царей? Конечно, не нужно восстанавливать названные тексты с персоналиями (т. е. с упоминанием Николая Александровича или же Александра Александровича) это противно здравому смыслу, но так, как советует свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, с упоминанием просто «царя» или «царей». В богослужебных текстах, составленных после 1917 г. молитвенное поминовение царей встречается реже, чем в текстах прежних времен, и пусть они остаются в таком виде, будучи таким же памятником своей эпохи, как и те.

Итак, богослужение нужно не модернизировать, а высвобождать из-под идеологического гнета.

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии» 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

16. Мечтательство.

Возносить молитвы о даровании победы на сопротивныя несуществующим православным царям - это что, искание тихой пристани в мире мечтаний? Куда только не уводят мечтателей их мечты.

Эдуард Хеседов / 20.01.2012

15. Re: «Нужно прекратить революцию в богослужебном строе»

Спасибо за статью! Мне всегда было интересно, у кого поднимается рука вносить изменения в богослужения, молитвы? Берёшь евангелие от Иоанна, а от туда кто-то особо умный и не подписавшийся уже удалил слово "жид".Келейно молюсь как молились мои деды:"Спаси Господи люди твоя, и благослави достояние твое, победы Благоверному ИМПЕРАТОРУ нашему на сопротивныя даруя, и твое сохраняя крестом твоим жительство."

Георгий Г / 03.10.2011

14. Re: «Нужно прекратить революцию в богослужебном строе»

Согласна. Купс на упрощение богослужения и приближение его к народу - ошибочный. Надо не богослужение опускать до печального современного народного уровня, а силы прикладывать к тому, чтобы народ поднять. А это - большая и тяжёлая работа, легче ведь богослужение модернизировать! Вот католики домодернизировались...

бесталанная / 26.09.2011

13. «Нужно прекратить революцию в богослужебном строе»

К статьям отца Сергия отношусь с большим доверием. В них всегда говорит голос совести. Вот и эта статья убедительна тем, что правдива и справедлива.

Галина / 22.09.2011

12. Re: «Нужно прекратить революцию в богослужебном строе»

Хорошая статья. Спасибо.

Владимир Панкратов / 20.09.2011

11. СЛАВА ЦАРЯМ

Спаси Господи автора статьи за такие правильные веши!!!СПАСИБО ОТЕЦ СЕРГИЙ!!! ВЫ ПРАВЫ НА 100 %. ПОДДЕРЖИВЮ!!! ПОМОГАЙ ВАМ БОГ!!!

Дмитрий / 20.09.2011

10. Нужно прекратить революцию в богослужебном строе

Великолепная статья!

Денис К. / 20.09.2011

9. Re: «Нужно прекратить революцию в богослужебном строе»

Замечательно!

М.Яблоков / 20.09.2011

8. о.Сергию

Именем Господним благослови, честнЫй отче... Спаси Христос!Укрепи и подай сил Господи! На мой взгляд это самая лучшая Ваша статья, в смысле "взгляда в корень" всех проблем. Надеюсь когда нибудь при встече лично пожать Вам руку, а пока примите поклон и благодарность. И еще: отрадно знать, что у нас на ярославщине есть отцы, готовые, а главное способные, открыто говорить о перезревших проблемах, не решив которые странно помышлять о грядущем воскресении России, Царе, русском вопросе и пр.

Алекс / 20.09.2011

7. Re: «Нужно прекратить революцию в богослужебном строе»

Вы безусловно правы отец Сергий. Буду хотя бы келейно молитьсся правильно. В нашем храме мне нравится, когда один из иереев Вставляет подобные слова "за веру ЦАРЯ и отечество живот свой положивших" и т.д. Только так и надо.

РоманС / 20.09.2011

6. Очень и очень верно

Дорогой отец Сергий, благодарю Вас за замечательные правдивые и правильные замечания. Без покаяния церковной иерархии со властью и всем народом трудно ждать восстановления Царства. Сейчас у власти духовные потомки убийц Царя, и они и хотят все поставить с ног на голову. Да не будет этого. Анафема новоявленным реформаторам. За возврат к Священным и Животворящим Основам Церкви и жизни. Да здравствует Царь.

Георгий 25 / 20.09.2011

5. Способность понимать

Отчаянно не хочется перед праздником уходить в язвительность, но повод уж больно очевидный. Хочу ответить за автора г-ну Швецову. Какие именно переводы кажутся кощунственными? Да, пожалуй, все. Почему решение Синода было преступным? Потому что свежение царской власти было преступлением, и признание преступников таким образом являлось преступным. По поводу нашего определения в вечности вопрос действительно сложный. Господь принимает людей в их действительном и реальном значении. Страшно представить, в каком образе предстанет там г-н Швецов.

Писатель / 20.09.2011

4. вопросы автору

=Лично я отдельные места существующих переводов богослужебных текстов на великорусское или малороссийское наречия не могу воспринимать иначе, как кощунство= Какие именно? =Начались реформы богослужебных текстов с преступного решения отдельных (далеко не всех) членов Св. Синода признать законность Временного Правительства= Почему преступного? =Если Господь Иисус Христос назвал бывших прежде Его плотского бытия праведников живыми, почему мы должны представлять прославленных Церковью благочестивых правителей несуществующими?= Так они что, и на небе правители? Т.е. кем ты был на земле, тем и на небе будешь? Был царем - будешь царем, а был дворником - будешь облака мести? Или я чего-то не понял? =молимся о будущих православных Царях, ибо, по толкованию св. Иоанна Златоустого, православные Государи будут держать власть до пришествия антихриста= А антихрист по его толкованию д.б. явиться в 400 году... Царей уж нет давно, а где антихрист?

С. Швецов / 20.09.2011

3. Предложения поддерживаю!

Не могу не поддержать уважаемого отца Сергия в том, что было бы очень желательно просить Священноначалие вернуть в богослужение молитвы о Царях и анафематствования. Это вообще было бы замечательно, дабы этого не делали по своему произволению, и в соответствии со своей мирской идеологией и вкусами, некоторые пресвитеры ни в храмах, нм на православных сайтах. Относительно того, кто в свое время начал эти реформы: "Начались реформы богослужебных текстов с преступного решения отдельных (далеко не всех) членов Св. Синода признать законность Временного Правительства", Следует сказать, что нельзя утверждать, что инициативы прекращения этих молитв исходили от архиереев Св. Синода зимней сессии 1917 г. Я уже приводила здесь на РНЛ единственно достоверное свидетельство о ситуации и настроениях архиереев архиепископа Арсения: «А относительно того, что происходило в февральско-мартовские дни 1917 г. в Святейшем Синоде, есть основания полагать, что с архиереями поступили так же, как с Монархом. По словам присутствовавшего 4 марта на сессии Новгородского преосвященного архиепископа Арсения (Стадницкого): «Я предлагал сложить нам свои полномочия. Но нам не позволили. История только скажет, что мы пережили в эти и последующие дни».[55] http://www.ruskline.ru/analitika/2011/03/21/dvesti_let_ryadom_s_finlyandiej_ili_russkij_duh_pravoslavnogo_karelskogo_bratstva/ Инициатором всего этого безобразия совершенно очевидно, был обер-прокур В.Львов, а из членов Синода это, скорее всего протопресвитер Армии и Флота (Прости Господи!), протеже которого были обновленцы и о.А.Боярский, и о.А.Введенский: «Попытки Введенского получить рукоположение в священный сан не сразу увенчались успехом. В церков- ных кругах его встречали холодно и подозрительно. Тогда Введенский, уже окончивший курс Петербургского университета, просит разрешить ему сдать экстерном экзамен за курс духовной академии. Ему разрешают. В 1914 г., после сдачи экзаменов, епископ Гродненский Михаил (Ермаков) рукополагает Введенского в свя- щенный сан. Этой хиротонии немало содействовал протопресвитер военного духовенства о. Георгий Ша- вельский, также поучаствовавший в духовной карьере другого видного деятеля "обновленчества" — протои- ерея Александра Боярского. В 1949 г., уже после смерти Введенского, Шавельский так писал о Введенском в своих мемуарах: "Взятый мною из учителей одной из СПб гимназий, по образованию филолог, А. И. Введен- ский сразу заявил себя добрым пастырем, пастырем по призванию, самоотверженным, не знавшим устали в пастырской работе и талантливейшим проповедником".

Лидия Александрова / 20.09.2011

2. Благодарю

Благодарю отца Сергия за эту и все другие его статьи. Статьи трезвые - таких бы побольше на РЛ.

Владимир Мельник / 20.09.2011

1. седалища не хватит

Речь же о царях, а не о воровски "избираемых" высших чиновниках. Об остальном же умолчу, соблюдая правила комментирования на этом сайте. Но можно предположить одно - автор стати желает посидеть на двух стульях <..>

НовоГеоргий / 20.09.2011
Сергий Карамышев:
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи автора
""
«Акт антицерковного вандализма и варварства»
Кочетковцы требуют от Святейшего Патриарха Кирилла благословить совершение богослужения на русском языке
13.09.2019
Как митрополит Савва споткнулся о кочетковцев
Управляющий делами Московской Патриархии служил литургию на русском языке
10.04.2019
О недопустимости нововведений в церковно-богослужебной практике
9/22 февраля - Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1992)
21.02.2019
Все статьи темы
"Проблемы церковной жизни"
Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)
16.10.2019
«Реакция на это событие последует»
О признании Элладской Церковью т.н. «ПЦУ»
16.10.2019
Но зачем так пиарить валенок?
О постмодернистской забаве в Выборгской епархии
11.10.2019
Все статьи темы