Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Балканополис» выполняет ту же миссию, что и Хор донских казаков Сергея Жарова

16.09.2011


В Петербурге прошёл концерт сербского музыканта Слободана Тркули и его группы …

Вчера, 15 сентября в Санкт-Петербурге в рамках «Дней культуры Сербии в России» состоялся концерт Слободана Тркули и группы «Балканополис». Это единственный концерт сербских музыкантов в северной столице. 17 сентября «Балканополис» будет выступать в Москве, а 19 числа даст концерт в Ханты-Мансийске.

Сербия и Россия считаются братскими народами, однако в Сербии знают о русской культуре гораздо больше, чем мы — о сербской. Тот, кто захочет поближе познакомиться с историей и культурой Сербии, столкнётся с неожиданным препятствием: в книжных магазинах, переполненных всевозможной литературой, практически нет книг, посвящённых этой стране. Из сербских режиссёров мы знакомы с Кустурицей, из писателей — с Милорадом Павичем, из святых... да пожалуй, ни с кем. Концерт Слободана Тркули и его группы стал одной из немногих возможностей соприкоснуться с музыкальными традициями Сербии.

С десятилетнего возраста Слободан Тркуля был увлечён балканской музыкой и осваивал разнообразные духовые инструменты. В 1997 году он создал музыкальный коллектив «Балканополис», участники которого, используя традиционные сербские инструменты, стали играть поп- и рок-композиции. В Санкт-Петербурге «Балканополис» в основном играл национальную балканскую музыку в современных аранжировках.

  Слободан Тркуля — яркий и самобытный вокалист. В зале Мюзик-холла его голос звучал, как в сербских горах, а партии духовых инструментов дополняли это сходство. Тркуля отдаёт предпочтение волынке, но в некоторых композициях солировал на на других инструментах. Один из них напоминал кларнет, два других - деревянные флейты с необычным «сухим» звуком. «Балканополис» исполнял сербские народные песни — то протяжные и горестные, то ритмичные, приглашающие к танцу. Но обработка произведений, особенно самых серьёзных, роднила их с рок-композициями.

Часто музыкант приглашал слушателей поддержать его и подхватить песню, но это оказалось невозможным: почти никто из сидящих в зале не знал сербского языка. По-русски Слободан Тркуля тоже говорит с трудом. «Когда я приехал в Русию первый раз, я не говорил по-русски. Сейчас я говорю... маленькую... немножко!» - признался он. Совершив несколько попыток пообщаться с залом на русском языке, он, к сожалению, перешёл на английский, и тогда все прекрасно стали его понимать.

Но вот один из музыкантов, Александр Йованович, вышел вперёд и запел византийским распевом: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу...» Это было единственное песнопение, которое большинство слушателей поняли до конца. Как очень точно заметил однажды священник Геннадий Беловолов, когда сербы говорят о бытовых вещах, их очень трудно понять, но когда речь заходит о духовном, мы прекрасно их понимаем. Потому что церковнославянский язык у нас с ними — общий. Когда Йованович умолк, некоторые из слушателей перекрестились.

Думается, что «Балканополис» выполняет сейчас ту же миссию, которая после революции была возложена на Хор донских казаков Сергея Жарова. Жаровцы, путешествуя по всему миру, пели ему о России: в их репертуаре были и церковные песнопения, и народные, и военные песни. И мир, затаив дыхание, слушал казаков – не только потому, что их мастерство и артистизм достигали небывалого уровня. Их слушали ещё и потому, что сострадали России, сострадали казакам, утратившим родину. А сейчас мир слушает «Балканополис». Не зря этот коллектив стал лауреатом многих международных конкурсов и даже выступал на «Евровидении». Наверное, для Европы эта музыка — экзотические звуки маргинального государства. А для России — голос кого-то очень близкого, хотя и почти незнакомого, того, кому мы ничем не можем помочь.

«Thank you! Спасибо, Петроград! Хвáла!» – благодарит Слободан публику и кланяется, скрестив руки на груди. Хвáла и вам, сербы. Спаси вас Бог.

Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»

Фото Ирины Филипповой 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. : Re: «Балканополис» выполняет ту же миссию, что и Хор донских казаков Сергея Жарова
2011-09-16 в 10:13

Можно только приветствовать братьев сербов, с их самобытным творчеством!Но Вы,уважаемая,ошибаетесь в том, что великие казаки - жаровцы утратили Родину-такого у настоящих русских не может быть-потому, что они везде на планете духовно,культурно,научно и традиционно с Россией, то есть жили,живут и будут жить Россией! Русских можно изгнать из России, но Россию из них-НИКОГДА!
Низкий поклон Сергею Алексеевичу Жарову и его лихим казакам, за прославление русской песни по всей Вселенной! Они пели 60 лет, дали более 10 тысяч концертов и записали десятки миллионов пластинок! Вечная им память и благодарность!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме