«Неоднозначность откликов на интервью митрополита Илариона, думаю, связана либо с непониманием некоторых реалий церковной дипломатии, либо с чрезмерной настороженностью. Дело в том, что вопрос о Великом Всеправославном соборе вызывал и вызывает реакцию неоднозначную, учитывая расцвет либеральных и ревизионистских тенденций как в русском, так и в общемировом Православии. Более того, тенденции, которые присутствуют в мировом Православии, являются на порядок более активными, чем в нашем русском Православии. Например, если наша иерархия высказывается по поводу брака, семьи и нравственности достаточно определенно и принципиально, то характерно высказывание одного восточного иерарха: "Не наше дело лезть в каждую постель". И поэтому, если многие наши ревнители воспринимают некоторых представителей нашего священноначалия как либералов, то на Западе, напротив, на них смотрят как на консерваторов и даже как на фундаменталистов», - заявил в интервью «Русской народной линии» доцент Санкт-Петербургского государственного университета, к.ф.н., диакон Владимир Василик, оценивая роль и значение прошедшего недавно Собрания Предстоятелей Древних Патриархатов.
Комментируя интервью митрополита Илариона (Алфеева), о. Владимир отметил, что основное содержание данного интервью было посвящено той, весьма непростой ситуации, в которой оказалось современное Православие, когда восточные, грекоязычные Патриархаты решили диктовать свою волю всей Вселенской Церкви и построить ее во главе с Патриархом Константинопольским. «Между тем, это представители наиболее либеральной части Вселенского Православия. В особенности, конечно, Константинопольский Патриархат, в котором, однако, тоже далеко не все просто. Там есть свои ревнители, тем не менее, если говорить о попытке тотальной модернизации в Православной Церкви, то они исходят, прежде всего, именно из Константинопольского Патриархата. Именно он в свое время первым перешел на новый стиль и стал диктовать свою волю всем прочим Патриархатам и Поместным Церквам. Именно там встречаются наиболее либеральные и неоднозначные богословы и приняты были в некоторых Церквах литургические новшества, типа инструментальной музыки за богослужением и автоматически открывающихся Царских врат. И вот в этом смысле то, что заявил владыка Иларион, что никакая группировка Поместных Церквей внутри Православия не вправе диктовать свою волю прочим Православным Церквям, - с одной стороны, живой и здравый голос соборности, а с другой стороны это голос здорового консерватизма. Сам облик владыки Илариона на Западе воспринимается как образ консерватора и носителя московских традиций», - подчеркнул отец Владимир.
«Теперь что касается того, что смутило уважаемых мною православных публицистов, в частности, Владимира Семенко, который сделал несколько поспешные выводы о том, что несколько человек в высоком сане уже обо всем договорились, пришли к соглашениям по календарю, экуменизму и т. д., и что Вселенский Собор это "проштампует", и остальные все это примут. Говоря так, уважаемый Владимир Петрович либо незнаком со сложнейшей процедурой подготовки Всеправославного Собора, либо знать о ней не желает. Поскольку она включает в себя Архиерейские, и Поместные Соборы, составление и принятие документов со стороны Поместных Церквей, своеобразные наказы тем членам, которые поедут на Всеправославный Собор, после Собора решения отнюдь не должны быть приняты автоматически. Они принимаются на Поместных Соборах Православных Церквей. Владыка Иларион подчеркнул, что Вселенская Церковь является конфедерацией Церквей, и ни один орган не имеет права диктовать ей свою волю. Характерно требование решать все вопросы консенсусом, а не большинством голосов. И в рамках консенсуса возможно сохранение консервативной линии Московского Патриархата. Кроме того, в настоящее время все вопросы, связанные с повесткой дня Всеправославного Собора, обсуждаются и в Межсоборном присутствии, результаты обсуждения регулярно становятся известны православной общественности, благодаря сайту Богослов.ру, благодаря публикациям на Патриархии.ру и иным способам. Все проходит достаточно открыто и честно. Думаю, пока не стоит предаваться чрезмерным страхам, опасениям и подозрениям. Относительно собственного священноначалия следует сохранять известную презумпцию невиновности. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно заявлял, что календарь менять он не будет, никаких литургических реформ проводиться не будет. Беспокоиться и действовать стоит только в случае, если явно и открыто будет заявлено совершенно противоположное. А пока для столь далеко идущих опасений оснований нет», - подчеркнул диакон.
«Что касается способа выражения, который употребил владыка Иларион, то он имел в виду лишь предварительные дипломатические договоренности, которые не являются обязательными для той или иной Поместной Церкви. Они на данный момент имеют предварительный формат и лежат на ответственности сугубо тех лиц, которые их принимают. Что касается перспективы Великого Всеправославного Собора, то в настоящий момент, учитывая споры о Пентархии, они становятся все более туманными и неопределенными. Думаю, что нам следует поддерживать священноначалие в РПЦ в его стремлении сохранить достойное место для Русской Церкви и в то же время сохранить свободу Поместных Церквей, их независимость, их единство в братской любви и единоверии и в предстоянии перед Господом нашим, сохранить ту богоданную свободу, в которой повелевает нам стоять святой апостол Павел», - заключил диакон Владимир Василик.
105. О. Дмитрию Назарову
104. О. Дмитрию Назарову
103. О. Дмитрию Назарову
102. на №100
101. Швецову.
100. "Потомку подданных Императора Николая II"
99. Протоиерею Димитрию Назарову
98. на №59
97. Диакону Владимиру Василику
96. Диакону Владимиру Василику