Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Прейскуранты» придуманы для удобства

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 07.09.2011


Иерей Сергий Карамышев о добровольных пожертвованиях за церковные требы …

Я не собираюсь идеализировать сложившуюся в настоящее время в Русской Православной Церкви практику материального обеспечения храмов и причта церковного. А содержатся они на никак нерегулируемые пожертвования физических и юридических лиц и кое-как регулируемые пожертвования за совершение треб.

Хорошо витать в облаках, в своем идеальном воздушном мире и, взирая на грешную землю, указывать перстом своим на «прейскуранты» приблизительных пожертвований за совершение треб и говорить: «ай-ай-ай, как нехорошо!». Но если спуститься на землю и посмотреть, на что взимаемые средства расходуются, картина предстает в другом виде. Взносы на содержание епархиального управления, часть коих идет на содержание Патриархии; затраты на ремонт (а иногда и на восстановление) храма; платежи за электроэнергию, связь и прочие коммунальные услуги; зарплата духовенству; зарплата певчим, сторожам, дворникам, бухгалтеру, а теперь еще и катехизаторам, социальным работникам и т.д. и т.п. И все это не благостно-воздушные, а строго фиксированные суммы. Откуда их взять?

В Приложении №1 к Финансовому отчету, форма которого была утверждена Патриархом 30 марта 2011 г., существует раздел: «Поступление на уставную деятельность», куда входят: 1) пожертвования от совершения богослужений, Таинств, треб и обрядов, 2) пожертвования при распространении предметов религиозного назначения, 3) от тарелочно-кружечного сбора, 4) от юридических и физических лиц.

Апостол Павел учит: «наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». Верующие люди это прекрасно понимают и воспринимают «прейскуранты» всего лишь как форму (пусть и несовершенную) внесения ими пожертвований в пользу храма и причта церковного. «Прейскуранты» придуманы для удобства, дабы не возбуждать пустых и суетных разглагольствований между несущим послушание в церковной лавке и прихожанином. Притом прихожанин с достатком может пожертвовать в 5, 10 и 20 раз больше того, что обозначено в «прейскуранте». Придет же и нищий и скажет: я хочу принять святое крещение, вот только денег не имею. Неужели кто-то ему откажет?

И не нужно говорить, будто это торговля дарами Святого Духа. Это добровольные (ведь никто с ножом у горла не требует с вас этих денег) пожертвования на содержание храма, епархии, Патриархии и причта церковного.

И если священник вынужден будет из-за недостатка средств для своего существования искать заработка на стороне, то это позор. Прежде, чем упразднять сложившуюся систему, нужно предложить нечто способное ее безболезненно заменить, притом апробировать ее в локальных условиях, чтобы потом принять взвешенное решение.

А что можно предложить взамен существующей практики? Ввести церковную десятину? Для этого учредить Центральный Церковный банк, заключить соглашение с государством, дабы государственная налоговая инспекция перечисляла со счетов граждан десятую долю доходов открыто заявивших о том, что они православные, в Церковный банк? Выдать этим гражданам карточки, а при входе в каждый храм поставить сканирующие устройства не заплатившие десятину будут автоматически отлучены от Церкви. Уверен, тогда появится огромная масса «тайных» христиан и окормляющих таковых «тайных» священников.

Или, может быть, ввести адресное финансирование прихожанами отдельных статей церковных расходов? Например, прихожане-учителя будут жертвовать сколько пожелают в фонд воскресной школы? Прихожане-разнорабочие – в фонд духовенства? Прихожане-нефтедобытчики – в фонд Патриархии? Прихожане-полицейские – на зарплату церковного сторожа? Прихожане-хлебопеки – за зарплату пекущих просфоры? Прихожане-бухгалтера – на зарплату церковного бухгалтера? Наконец, вопрос: долго ли наша Церковь протянет при такой системе финансирования?

Рассчитывать, что государство от своих доходов будет финансировать в настоящее время деятельность Церкви как-то наивно. Но если даже такое случится, то, во-первых, поднимут на весь белый свет вой «правозащитники», журналисты, блогеры и базарные торговки. Во-вторых, Церковь будет поставлена под жесткий контроль: известно, что безплатный сыр только в мышеловке. В-третьих, в условиях, когда государство сокращает финансирование медицины и образования, какие основания предполагать, что оно обезпечит достойной зарплатой причт церковный?

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 29

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

29. Вячеслав Филиппов : И если священник вынужден будет из-за недостатка средств для своего существования искать заработка на стороне, то это позор.
2011-09-14 в 16:26

Почему позор. Для кого? Для священника?

Да и "с ножом" неясно. Если без ножа - значит добровольно. Ну и логика у Вас, батюшка.
28. М.Яблоков : Алексу.
2011-09-09 в 10:07

Сплошное словоблудие.
27. М.Яблоков : Панкратову.
2011-09-09 в 10:05

Речь в Евангелии - "туне приясте, туне дадите" - говорится исключительно о чудесах, об этом говорят все святоотеческие толкования, а не о таинствах Церкви. Не надо ничего выдумывать от себя. Речь не о "торговле благодатью", а о том, что чудеса должны были служить подтверждением данной апостолами власти. Но если бы они не совершались даром, то это было бы плохое подтверждение. Вот и все. А сейчас никакого подтверждения уже не требуется.

"Стих 8. Болящыя изцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите. Сообщил им дар исцелений, чтобы те, которые не убеждаются проповедью, убеждались, по крайней мере, чудесами; вместе с тем и их самих делает этим более усердными к проповеди. А чтобы они не гордились, совершая столь великое, и не требовали вещественного вознаграждения, заранее укрепляет их, говоря: даром вы получили от Меня этот дар исцелений, без всякого труда с вашей стороны, даром же сообщайте их людям, не требуя от них ничего для поддержания своей жизни. Возвышая в них нестяжательность, повелевает им не брать даже ничего для путешествия."
http://mystudies.nar...ben/matthew/10.html
26. Алекс : Яблокову...в завершение диалога
2011-09-08 в 21:39

Благодарю за ссылки. Но всё сказанное вами в п.15 и приведенное в п.22 ни как не уличает меня во фривольном толковании Писания и тем более не доказывает некрректности проводимой мною параллели.

P.S.Заметьте,в отличие от вас, я ни разу не позволил себе ВМЕСТО ОТВЕТА поставить под сомнение вашу православность, ни разу не позволил себе, в качестве АРГУМЕНТАЦИИ ни каких язвительных сравнений и уничижительных эпитетов - мне известно где учат этим "подхвадцам" и чей дух за ними стоит. Интернет сообщество метко прозывает подобных полемистов троллями.
P.P.S. Какую бы аргументацию в пользу прейскуранта на совершение треб/таинств/священнодействий вы не приводили, как бы ловко не оправдывали - всё это против правды Божией.
25. Владимир Панкратов : Яблокову на 24.
2011-09-08 в 20:15

Уважаемый Михаил, так и я вам доказываю, что благодать Христову нельзя продавать за деньги, кощунственно это. Как можно оценить "печать Духа Святаго"? или где благодати больше, где расценки выше?
24. М.Яблоков : Панкратову.
2011-09-08 в 17:38

Речь идет не о таинствах Церкви, а о чудесах, совершаемых Апостолами благодатию Христовою.

"туне приясте, туне дадите (ст. 8). Заметь, как Он заботится о правах их: не меньше, чем о чудесах, показывая им, что чудеса без доброй нравственности ничего не значат; говоря: туне приясте, туне дадите, - Он смиряет их высокоумие и предостерегает от сребролюбия. И чтобы не подумали, что производимые ими чудеса плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: туне приясте. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров." (свт.Иоанн Златоуст).
http://www.ccel.org/...latmat1/Mat1_32.html
23. М.Яблоков : Панкратову.
2011-09-08 в 17:24

Не мутите воду, Панкратов. Вы что не понимаете, что здесь в статье речь идет о таинствах и обрядах Церкви? а не о воскрешении мертвых и изгнании бесов?
22. М.Яблоков : Алексу на 20.
2011-09-08 в 17:22

"Будьте любезны ссылочку..."
Да ради Бога...


"Не буквы, но духа."
И Ветхий Закон духовен, то есть дан Духом; но не подавал Духа, как подаст Его Новый. Итак, смысл слов такой: нам вручено сообщать не букву, как Моисею, но Дух. Ибо апостолы не только учили духовному и божественному, но и сообщали Духа чрез возложение рук.
"Потому что буква убивает, а дух животворит."
Закон, говорит, подвергает наказанию, когда замечает кого-либо согрешающим даже в самом, казалось бы, малом, каково собирание дров в субботу (Числ.15:32-36), а Дух Святый, принимая совершивших бесчисленные беззакония, оправдывает их в бане крещения и оживотворяет умерших грехом.
http://www.pagez.ru/lsn/0224.php#03

Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: Ветхий Завет есть служение смертоносной букве, новый - служение оживляющему духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого Завета, но что значить это величие по сравнению с величием ново-заветного служения? Ведь новозаветное служение - не престающее и ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению.
http://www.bible.in.ua/underl/Lop/
21. Владимир Панкратов : Яблокову на 18.
2011-09-08 в 14:47

ТАИНСТВО (греч. mysterion, лат. sacramentum), в христианстве – священнодействие, отличающееся от других обрядов тем, что оно было установлено самим Христом.
Святой Августин определяет таинство, как «видимый знак невидимой благодати, установленный Христом во спасение человеку»
20. Алекс : 15. М.Яблоков
2011-09-08 в 14:23

Будьте любезны ссылочку...
19. Алекс : 12 иерей Александр Зайцев, 16. М.Яблоков
2011-09-08 в 14:12

Господа,умерьте свой "праведный гнев" ваши претензии не по адресу. Цитата из статьи отца Олега Стеняева, оформлена согласно правилам пунктуации, следом дана ссылка к первоисточнику.Кстати, известный и уважаемый многими(в т.ч. и мною), богослов. Надеюсь, что до оскорбительных эпитетов в его адрес вы, о добродетельнешие из православных, не опуститесь.
18. М.Яблоков : Панкратову на 17.
2011-09-08 в 12:56

С чего вы взяли, что там речь одет о таинствах. Неужели у вас является таинством воскрешение мертвых? )) или изгнание бесов? Это самочинное толкование.

"И никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе." (Втор.16,16-17).
17. Владимир Панкратов : Re: «Прейскуранты» придуманы для удобства
2011-09-08 в 11:05

Яблокову.
Какие прейскуранты?
Насчет таинств
Господь сказал ясно:

8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
(Матф.10:8)

Относительно же свечей, мое мнение, что они должны продаваться вне храма, ибо храм - это дом Божий, а не дом торговли.
16. М.Яблоков : Иерею Александру Зайцеву.
2011-09-08 в 08:19

"Церковь должна принести покаяние народу."
Точно. Это надо же такую чушь написать!
15. М.Яблоков : Алексу, Панкратову.
2011-09-08 в 08:18

Алекс, да будет вам известно, что свв.отцы под буквой понимали Ветхий Завет, а под Духом - Новый. Так что не надо здесь самочинно Писание толковать! Ориген новый нашелся, понимаешь ли...

Панкратов, вы Библию иногда открывайте. В Ветхом Завете были установлены пожертвования в соответствии с социальным положением верующих. Для бедных - одно, для богатых - другое. Но бесплатно - на халяву - не было никогда.
14. Владимир Панкратов : Re: «Прейскуранты» придуманы для удобства
2011-09-07 в 23:08

Простите, какие прейскуранты?
Господь выгнал из храма продавцов, которые торговали жертвенными животными.Сейчас вместо жертвы мы зажигаем свечу.Что изменилось?
Вы посмотрите во что превратились храмы. Наполовину это лавка, где торгуют всем, чем угодно: начиная от книг и заканчивая сувенирами и одеждой.
Раньше на литургии закрывали двери, а теперь в больших храмах во время причастия водят экскурсии туристов.
Какая молитва,если во время когда хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову экскурсовод объясняет сюжеты икон.
Уж лучше бы вычитали деньги из зарплаты, а храм оставался Домом Божиим.
Простите, но действительно наболело.
13. иерей Александр Зайцев : Пожертвования фиксированные и свободные.
2011-09-07 в 22:32

У нас на подворье такая практика:
Фиксированные размеры пожертвований установлены только на записки, долговременные поминания(40-усты и подобное) и свечи. Практика показала, что это действительно удобнее для прихожан.
Всё остальное - на свободное пожертвование: Крещение, Венчание, отпевание, Соборование и Причащение, различного вида освящения.
Мы уже 20 лет придерживаемся этой практики. И не жалеем. Людям это нравится.

Пожилые семейные пары порой не венчаются не только по стеснительности, но и по испуганности от установленных цен, которые в больших городах поражают своей циничностью.
12. иерей Александр Зайцев : Юстас - Алексу, на п.7
2011-09-07 в 22:13

Вы хоть думаете, что пишете?
"Церковь должна принести покаяние народу."
Хорошие нервы у наших модераторов.
Зачем бросать глупости на ветер? Или Вы предложите форму покаяния?
Вы просто не представляете, как Вы себя изобличаете этими никому не нужными "комментариями".
11. Алекс : Re: «Прейскуранты» придуманы для удобства
2011-09-07 в 21:01

"Что-то здесь многие путают. Это же где написано, что брать плату за исполнение требы нельзя?" - многие это... очевидно аз грешный.
Иными словами,"всё что не запрещено, то разрешено" - на этот голый юридизм ответ: "буква мертвит, Дух животворит".
"Плату" - говорите...или всё же "пожертвование"? как говориться: "почувствуйте разницу".
10. Алекс : Яблокову 9
2011-09-07 в 20:56

Именно потому не дерзаю говорить от имени Церкви
9. М.Яблоков : Алексу.
2011-09-07 в 19:37

А вы православный что ли?
8. GEORGIY : "торговать таинствами в церкви недопустимо"
2011-09-07 в 16:52

Что-то здесь многие путают. Это же где написано, что брать плату за исполнение требы нельзя? Симон Волхв хотел за деньги приобрести право обладания дарами Духа Святого, то есть, право совершать чудеса (таинства). В последствии подобные нарушения стали относить к Симонии. Так что же общего между покупкой церковных должностей и оплатой труда священника (ведь священник, исполняющий требы, реально физически трудится, а подчас привлекает к труду других людей, использует свою машину)? Что интересно, и протоиерей Олег Стеняев туда же... Если мы начнем так вольно трактовать Деяния и послания апостолов, то все отдаленные от Москвы на 15 км храмы можно через месяц закрывать.
7. Алекс : автору
2011-09-07 в 14:48

"В Новом Завете говорится только о том, что священнослужитель может кормиться от благовествования, когда обучает людей Закону Божьему, преподает им Священное Писание, работает с их детьми. Ни о каких таинствах, требах, которые могут являться средством дохода, нет и речи. И когда Симон Волхв предложил за конфирмацию деньги, то был проклят....

Те, кто занимается симонией, – достойны всяческого порицания. Вообще, мне кажется, что Церковь должна принести покаяние перед русским народом за то, что этот вопрос так поздно обозначен. Симония – это грех, за который по церковным правилам священнослужитель низвергается из сана...В любом случае, торговать таинствами в Церкви недопустимо. Но если будет добровольное пожертвование за совершение тех или иных треб – это тоже поможет зарабатывать священникам. Тем более при этом будут отсеиваться те люди, которые становятся священнослужителями и приходят в церковь ради корыстных целей. ".http://www.ruskline...._cerkvi_nedopustimo/

"Хорошо витать в облаках, в своем идеальном воздушном мире и, взирая на грешную землю, указывать перстом своим на «прейскуранты» приблизительных пожертвований за совершение треб и говорить: «ай-ай-ай, как нехорошо!»". - вы думаете повторить это Автору Церковных Законов?
Булгарину и Яблокову, а вы бы за всех не говорили...
6. М.Яблоков : Булгарину на 5-й.
2011-09-07 в 14:25

Совершенно верно. Православных всех все устраивает. Это обновленцам и модернистам все неймется... Им бы в себе дегенерацию исправлять, а они пытаются всех под себя подстроить, чтобы все были таки же дегенераты как и они.
5. Евгений Пономарёв : Re: «Прейскуранты» придуманы для удобства
2011-09-07 в 13:54

Прихожан и церковнослужителей существующий порядок пожертвований за церковные требы вполне устраивает, а на всех захожан всё равно не угодишь.
4. М.Яблоков : Re: «Прейскуранты» придуманы для удобства
2011-09-07 в 13:34

Спаси Вас Господи, дорогой батюшка.
Всегда приятно читать публикации о.Сергия.
3. GEORGIY : «Прейскуранты» придуманы для удобства"
2011-09-07 в 13:15

В основном согласен. Так называемые прейскуранты являются только примерными ориентирами для прихожан. А иначе бы могло быть и так, что бедная вдовица тщилась бы заплатить раз в десять больше состоятельного предпринимателя.
И вообще к любой сложившейся данности лучше относиться бережней, дабы не остаться вообще у разбитого корыта. Пора прекратить реформаторский бум и инновации в церкви, это никому не нужные явления и пользы от этого не будет. Стабильность нужна везде, а, тем более, в церкви.
2. дезинфектор : Re: «Прейскуранты» придуманы для удобства
2011-09-07 в 13:07

Так ведь и так каждый православный жертвует десятую часть. Зачем банк?
1. комментатор : Re: «Прейскуранты» придуманы для удобства
2011-09-07 в 12:32

Уверен, тогда появится огромная масса «тайных» христиан и окормляющих таковых «тайных» священников. --- странная уверенность.
а я вот уверен, что 80% населения страны (которые, как известно из заявления гражданина легойды, являются православными) жаждут перечислять 10% (или поменьше, скажем, 3%) своих доходов в пользу церкви.
это же особый, духоносный налог. даже еретики в германии и швеции так платят, нешто наши христиане хуже? возрождение православия должно подкрепляться не только словами, но и деяниями.

Рассчитывать, что государство от своих доходов будет финансировать в настоящее время деятельность Церкви как-то наивно. --- почему же? государство же финансирует строительство церкви в париже или строительство духовного центра в первоуральске!

зы.вопрос: автор принципиально пишет "безплатный", "обезпечит"?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме