itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Прейскуранты» придуманы для удобства

Иерей Сергий Карамышев о добровольных пожертвованиях за церковные требы

Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви) 
0
1007
Время на чтение 3 минуты
Я не собираюсь идеализировать сложившуюся в настоящее время в Русской Православной Церкви практику материального обеспечения храмов и причта церковного. А содержатся они на никак нерегулируемые пожертвования физических и юридических лиц и кое-как регулируемые пожертвования за совершение треб.

Хорошо витать в облаках, в своем идеальном воздушном мире и, взирая на грешную землю, указывать перстом своим на «прейскуранты» приблизительных пожертвований за совершение треб и говорить: «ай-ай-ай, как нехорошо!». Но если спуститься на землю и посмотреть, на что взимаемые средства расходуются, картина предстает в другом виде. Взносы на содержание епархиального управления, часть коих идет на содержание Патриархии; затраты на ремонт (а иногда и на восстановление) храма; платежи за электроэнергию, связь и прочие коммунальные услуги; зарплата духовенству; зарплата певчим, сторожам, дворникам, бухгалтеру, а теперь еще и катехизаторам, социальным работникам и т.д. и т.п. И все это не благостно-воздушные, а строго фиксированные суммы. Откуда их взять?

В Приложении №1 к Финансовому отчету, форма которого была утверждена Патриархом 30 марта 2011 г., существует раздел: «Поступление на уставную деятельность», куда входят: 1) пожертвования от совершения богослужений, Таинств, треб и обрядов, 2) пожертвования при распространении предметов религиозного назначения, 3) от тарелочно-кружечного сбора, 4) от юридических и физических лиц.

Апостол Павел учит: «наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». Верующие люди это прекрасно понимают и воспринимают «прейскуранты» всего лишь как форму (пусть и несовершенную) внесения ими пожертвований в пользу храма и причта церковного. «Прейскуранты» придуманы для удобства, дабы не возбуждать пустых и суетных разглагольствований между несущим послушание в церковной лавке и прихожанином. Притом прихожанин с достатком может пожертвовать в 5, 10 и 20 раз больше того, что обозначено в «прейскуранте». Придет же и нищий и скажет: я хочу принять святое крещение, вот только денег не имею. Неужели кто-то ему откажет?

И не нужно говорить, будто это торговля дарами Святого Духа. Это добровольные (ведь никто с ножом у горла не требует с вас этих денег) пожертвования на содержание храма, епархии, Патриархии и причта церковного.

И если священник вынужден будет из-за недостатка средств для своего существования искать заработка на стороне, то это позор. Прежде, чем упразднять сложившуюся систему, нужно предложить нечто способное ее безболезненно заменить, притом апробировать ее в локальных условиях, чтобы потом принять взвешенное решение.

А что можно предложить взамен существующей практики? Ввести церковную десятину? Для этого учредить Центральный Церковный банк, заключить соглашение с государством, дабы государственная налоговая инспекция перечисляла со счетов граждан десятую долю доходов открыто заявивших о том, что они православные, в Церковный банк? Выдать этим гражданам карточки, а при входе в каждый храм поставить сканирующие устройства не заплатившие десятину будут автоматически отлучены от Церкви. Уверен, тогда появится огромная масса «тайных» христиан и окормляющих таковых «тайных» священников.

Или, может быть, ввести адресное финансирование прихожанами отдельных статей церковных расходов? Например, прихожане-учителя будут жертвовать сколько пожелают в фонд воскресной школы? Прихожане-разнорабочие – в фонд духовенства? Прихожане-нефтедобытчики – в фонд Патриархии? Прихожане-полицейские – на зарплату церковного сторожа? Прихожане-хлебопеки – за зарплату пекущих просфоры? Прихожане-бухгалтера – на зарплату церковного бухгалтера? Наконец, вопрос: долго ли наша Церковь протянет при такой системе финансирования?

Рассчитывать, что государство от своих доходов будет финансировать в настоящее время деятельность Церкви как-то наивно. Но если даже такое случится, то, во-первых, поднимут на весь белый свет вой «правозащитники», журналисты, блогеры и базарные торговки. Во-вторых, Церковь будет поставлена под жесткий контроль: известно, что безплатный сыр только в мышеловке. В-третьих, в условиях, когда государство сокращает финансирование медицины и образования, какие основания предполагать, что оно обезпечит достойной зарплатой причт церковный?

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

29. И если священник вынужден будет из-за недостатка средств для своего существования искать заработка на стороне, то это позор.

Почему позор. Для кого? Для священника? Да и "с ножом" неясно. Если без ножа - значит добровольно. Ну и логика у Вас, батюшка.

28. Алексу.

Сплошное словоблудие.
М.Яблоков / 09.09.2011, 06:07

27. Панкратову.

Речь в Евангелии - "туне приясте, туне дадите" - говорится исключительно о чудесах, об этом говорят все святоотеческие толкования, а не о таинствах Церкви. Не надо ничего выдумывать от себя. Речь не о "торговле благодатью", а о том, что чудеса должны были служить подтверждением данной апостолами власти. Но если бы они не совершались даром, то это было бы плохое подтверждение. Вот и все. А сейчас никакого подтверждения уже не требуется. "Стих 8. Болящыя изцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите. Сообщил им дар исцелений, чтобы те, которые не убеждаются проповедью, убеждались, по крайней мере, чудесами; вместе с тем и их самих делает этим более усердными к проповеди. А чтобы они не гордились, совершая столь великое, и не требовали вещественного вознаграждения, заранее укрепляет их, говоря: даром вы получили от Меня этот дар исцелений, без всякого труда с вашей стороны, даром же сообщайте их людям, не требуя от них ничего для поддержания своей жизни. Возвышая в них нестяжательность, повелевает им не брать даже ничего для путешествия." http://mystudies.narod.ru/library/e/evf_zigaben/matthew/10.html
М.Яблоков / 09.09.2011, 06:05

26. Яблокову...в завершение диалога

Благодарю за ссылки. Но всё сказанное вами в п.15 и приведенное в п.22 ни как не уличает меня во фривольном толковании Писания и тем более не доказывает некрректности проводимой мною параллели. P.S.Заметьте,в отличие от вас, я ни разу не позволил себе ВМЕСТО ОТВЕТА поставить под сомнение вашу православность, ни разу не позволил себе, в качестве АРГУМЕНТАЦИИ ни каких язвительных сравнений и уничижительных эпитетов - мне известно где учат этим "подхвадцам" и чей дух за ними стоит. Интернет сообщество метко прозывает подобных полемистов троллями. P.P.S. Какую бы аргументацию в пользу прейскуранта на совершение треб/таинств/священнодействий вы не приводили, как бы ловко не оправдывали - всё это против правды Божией.
Алекс / 08.09.2011, 17:39

25. Яблокову на 24.

Уважаемый Михаил, так и я вам доказываю, что благодать Христову нельзя продавать за деньги, кощунственно это. Как можно оценить "печать Духа Святаго"? или где благодати больше, где расценки выше?

24. Панкратову.

Речь идет не о таинствах Церкви, а о чудесах, совершаемых Апостолами благодатию Христовою. "туне приясте, туне дадите (ст. 8). Заметь, как Он заботится о правах их: не меньше, чем о чудесах, показывая им, что чудеса без доброй нравственности ничего не значат; говоря: туне приясте, туне дадите, - Он смиряет их высокоумие и предостерегает от сребролюбия. И чтобы не подумали, что производимые ими чудеса плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: туне приясте. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров." (свт.Иоанн Златоуст). http://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatmat1/Mat1_32.html
М.Яблоков / 08.09.2011, 13:38

23. Панкратову.

Не мутите воду, Панкратов. Вы что не понимаете, что здесь в статье речь идет о таинствах и обрядах Церкви? а не о воскрешении мертвых и изгнании бесов?
М.Яблоков / 08.09.2011, 13:24

22. Алексу на 20.

"Будьте любезны ссылочку..." Да ради Бога... "Не буквы, но духа." И Ветхий Закон духовен, то есть дан Духом; но не подавал Духа, как подаст Его Новый. Итак, смысл слов такой: нам вручено сообщать не букву, как Моисею, но Дух. Ибо апостолы не только учили духовному и божественному, но и сообщали Духа чрез возложение рук. "Потому что буква убивает, а дух животворит." Закон, говорит, подвергает наказанию, когда замечает кого-либо согрешающим даже в самом, казалось бы, малом, каково собирание дров в субботу (Числ.15:32-36), а Дух Святый, принимая совершивших бесчисленные беззакония, оправдывает их в бане крещения и оживотворяет умерших грехом. http://www.pagez.ru/lsn/0224.php#03 Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: Ветхий Завет есть служение смертоносной букве, новый - служение оживляющему духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого Завета, но что значить это величие по сравнению с величием ново-заветного служения? Ведь новозаветное служение - не престающее и ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению. http://www.bible.in.ua/underl/Lop/
М.Яблоков / 08.09.2011, 13:22

21. Яблокову на 18.

ТАИНСТВО (греч. mysterion, лат. sacramentum), в христианстве – священнодействие, отличающееся от других обрядов тем, что оно было установлено самим Христом. Святой Августин определяет таинство, как «видимый знак невидимой благодати, установленный Христом во спасение человеку»

20. 15. М.Яблоков

Будьте любезны ссылочку...
Алекс / 08.09.2011, 10:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09