«Мы до сих пор делим людей на "белых" и "красных"…»

Православные священнослужители о трудностях объективного отношения к прошлому страны

07.09.2011
На днях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая Магаданскую область, назвал Колыму священным местом для Русской Церкви и всего народа, отметив, что «в каком-то смысле это один из общероссийских жертвенников, на которых люди приносили жертву ценой во всю свою жизнь». «Когда мы совершаем Литургию в храме, мы молимся на мощах мучеников. В каком-то смысле Колыма – это один большой престол, так много людей здесь пострадало и погибло за веру. Жертвы такого рода не могут пройти бесследно для народа, для страны, для исторической памяти. Это один из факторов созидания нашей жизни сегодня и в будущем. Мы должны помнить о беззакониях, но, с другой стороны, помнить и о великой жертвенности нашего народа, в том числе тех, кто ради Христа принимал смерть здесь, на этой земле», - сказал Предстоятель Русской Церкви.

В связи с этим корреспондент издания Regions.ru попросил православных священнослужителей ответить на вопрос: достаточно ли уже сделано для сохранения памяти о черных страницах истории ХХ века или следует сделать больше?

Все трагедии в истории России начались после того, как наш народ отрекся от Царя, считает главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский. Он призывает вспомнить историю и попытаться исправить ошибки прошлого. «События 1991-го года – это, по сути, повторение Февральской революции 1917 года. Мы до сих пор делим людей на "белых" и "красных", кто-то все еще считает СССР "империей зла", а кто-то раем на земле. И это не позволяет нам сегодня оценивать исторические события», - отметил пастырь. «Новомученики, которые пострадали за свою веру и были репрессированы, безусловно, заслуживают того, чтобы память о них берегли. Ведь именно они попали между жерновами в итоге той самой Февральской революции. И каяться нам надо не в своем прошлом, а в революционном прошлом, из-за которого внутри народа произошел раскол, и мы до сих пор его наблюдаем», - заключил отец Максим.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что Патриарх Кирилл абсолютно прав и что сохранение памяти о жертвах и невинных страдальцах должно стать общенародной задачей. «Но решить эту задачу может только тот народ и то общество, которое может сформулировать свои истинные ценности и приоритеты. Нужно, наконец, определиться, ясно и четко сказать, кто мы такие, что мы строим, куда мы идем», - сказал он. «Это и будет та самая национальная идея, о которой так долго говорили, но о которой как-то потихоньку и забыли. Но без этой идеи, определяющей движение нашего народа по истории, ни о сохранении памяти, ни о каком дальнейшем историческом развитии речи быть не может. Это касается и тех добрых начинаний, необходимость которых осознается уже многими, но которые так и остаются нереализованными», - заключил священник.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает, что память об истории должна быть «многоцветной». «В нашей истории действительно немало черных страниц – в том числе и "любимый" нашими либеральными демократами 37-й год, для которых эта тема является частью политической игры, почему они с таким усердием и педалируют эту тему. Но речь идет о том, чтобы действительно помнить о трагических жертвах советской эпохи, чтобы знать, что тогда действительно происходило», - сказал он. «Святейший абсолютно прав: эту страницу невозможно вырвать из памяти. Но эта память должна взывать не к какому-то отмщению, а к преодолению разногласий в нашем обществе. В истории многих стран случались настоящие трагедии, совершались трагические ошибки, и мы – не исключение. Но все-таки нельзя весь советский период рассматривать как сплошной кошмар и катастрофу и всю вину за эти жертвы валить на одного только Сталина. Все-таки мы были великой державой, и отчасти благодаря именно этому периоду нас еще не бомбят как Ливию», - отметил священник. «Это был сложный период в нашей истории, он требует серьезного и спокойного осмысления, независимого от политической конъюнктуры. Нравится нам или нет, но это часть нашей общей истории», - заключил он.

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, также считает, что советский период – это страница нашей общей истории, которая до сих пор не выверена. «Вот и получается, что у нас много историй. Кому какая удобна, тот ту и использует», - сказал он. «Важно иметь в виду, что современная власть является правопреемницей той самой власти, которая уничтожала своих собственных людей. И должной оценки этому так до сих пор и не дано – только какие-то общие слова и фразы осуждения о культе личности и репрессиях. Но у нас так и до сих пор в каждом городе обязательно есть памятник Ленину и улица в его честь. И о первых революционных годах дружно умалчивается. Что именно Ленин был главным идеологом и инициатором того, что тогда происходило, а что-то и до сих пор происходит, об этом почему-то говорить не принято. В чем корни этой страшной трагедии, до сих пор внятно не сказано. Источник этой ужасной жестокости по отношению к собственному народу так до сих пор и не вскрыт», - отметил отец Димитрий.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий