Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Валентин Катасонов: «Экономить на преподавателях вузов не только ошибочно, но и преступно»

26.08.2011


Профессор МГИМО (У) МИД России о социальном статусе профессорско-преподавательского состава и российском образовании …

По поводу того, что заработная плата преподавательского состава в России является недопустимо низкой, тут и спорить нечего. У меня перед глазами сейчас нет статистики, которая подтвердила бы более нищенствующее положение и других социальных и профессиональных групп, которые себя в материальном плане чувствуют еще хуже. Но, конечно, это медицинский факт, что средняя зарплата российских преподавателей намного ниже, чем средняя зарплата по тому или иному региону России. Это действительно средние цифры, как «средняя температура по больнице». Мы говорим о профессорско-преподавательском составе, но есть и профессора, и доценты, и старшие преподаватели, и преподаватели. Молодые преподаватели вообще обречены на нищенское существование. Поэтому преподавательская работа уже давно стала социально непрестижной.

То, что преподаватели также становятся источником социального недовольства в обществе, это, несомненно, так. Пока я не заметил того, что преподаватели сеют какие-то настроения социального недовольства. Хотя, может быть, это есть в каких-то региональных вузах. Но меня, как преподавателя с большим стажем и бывшего заведующего кафедрой в престижном вузе, где я и сейчас продолжаю работать, настораживает другое. Низкая зарплата ведет к тому, что преподаватель приходит на работу, чтобы просто формально отбыть время в аудитории, и потом с тем же побежать во второй или третий вуз. 

Сегодня преподаватель очень формально подходит к своей работе, воспроизводя какие-то стандартные учебники. То, что они (учебники) из себя представляют, – это особый разговор. Большая часть из них подготовлена по стандартам западной науки, так называемого «мейнстрима». Это очень идеологизированная учебная литература, которая не поднимает в умственном отношении наших студентов, а, наоборот, опускает. Формальный преподаватель стал похож на некоего биоробота. Он не готов отвечать на серьезные вопросы аудитории и, по сути дела, становится ретранслятором неких клише, которые содержатся в учебниках и спускаются в виде разных методических инструкций из Министерства образования.

Для понимания уровня социального положения нашего преподавателя можно использовать метод сравнения со статусом преподавателя европейского или американского вуза. Мне приходилось выступать с лекциями в американских университетах. Социальный престиж и оплата работы здешних преподавателей намного выше, чем в России. Можно сравнить ситуацию и с советским периодом, особенно позднесоветским, когда профессор, доцент – это была достаточно высокая социальная позиция. В сталинский период 50-х годов профессор МГУ имел зарплату уровня, по крайней мере, замминистра. Жилищные вопросы для преподавателей в те времена решались более серьезно и основательно. 

Современная ситуации в образовательной системе в России наносит необратимый ущерб будущему страны. Мы теряем молодежь стремительными темпами. Тем более, что работа в вузе – это не только передача знаний, это и воспитательная работа. А уж про эту сторону говорить и не приходится, настолько очевиден провал этой стороны образовательного процесса. Преподаватель перестал быть воспитателем. Он превратился просто в ретранслятора некоторой стандартной информации. 

Недопустимо экономить на преподавателях вузов. Это не только ошибочно, но и преступно. Страна может потерять какие-то элементы материального богатства, но при этом может восстать из пепла. Это пример советской России 20-30-х годов, пример России, Германии, Японии послевоенного времени. Но если мы теряем людей, молодежь – то это уже невосполнимая утрата. Инвестиции в школу и высшее образование – это неизмеримо важнее, чем инвестиции в основные фонды. 

Валентин Катасонов, доктор экономических наук, профессор МГИМО (У) МИД России, специально для «Русской народной линии» 
 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. Эрик Лямпе : Re: Валентин Катасонов: «Экономить на преподавателях вузов не только ошибочно, но и преступно»
2011-08-28 в 16:03

Дорогая Люся,

в нашем Отечестве ныне воры и спекулянты пользуются гораздо большим авторитетом, чем ППС. А когда надо кому-то проявить нравственность, то почему-то самыми высоконравственными людьми в стране вдруг оказываются актеры. С чего бы это всё? И неужели всё упирается лишь в повышение окладов?
Бесспорно, за годы советской власти советская школа (в том числе, высшая) деградировала, а чиновники (и администрация) от образования стали ведущей и определяющей силой в этом важном секторе гражданской жизни.
От деградации повышенным окладом не спасешь.
В то же время, в высшей и средней школах есть хорошие люди. И я вовсе не ставил перед собой задачу оскорблять их. Просто надо реально оценивать ситуацию, понимать причины и истоки деградации высшей и средней школы, а не подходить к ППС как к рабсиле, которой нужно добавить размер пайки.
8. Эрик Лямпе : Re: Валентин Катасонов: «Экономить на преподавателях вузов не только ошибочно, но и преступно»
2011-08-28 в 15:55

Уважаемый Н.Ролле,

активная и независимая позиция высокоинтеллектуального человека не приводит к революциям. К революциям приводит стремление поломать неудобные кому-то устои (монархия и церковь) европейской цивилизации. Вся история революций говорит о том, что их делали не гении и не высокие интеллектуалы, а смутьяны, воры и прохвосты, недовольные своим положением, прикрывающиеся словами о благах для людей.
7. Люся : Эрику Лямпе.
2011-08-27 в 16:39

Вы напрасно так оскорбили ППС.Вы хоть знаете как заключаются договора при трудоустройстве преподавателей.Всего на 5 лет.Если ты высунул язык,да просто покритиковал ректора на учёном совете,то с тобой договор не перезаключат и это будет законно,так у нас в Трудовом Кодексе записано.Вольно или невольно люди молчат,суды тут не высудить.А насчёт интриг,это я помягче привожу слова,чем вы написали,так в интригах побеждает тот кто порядочнее,умнее и разумеется хитрее.Что толку головой о стенку биться,делами надо доказывать свою состоятельность как порядочного человека и никогда,ни при каких условиях от этого не отступать.Тогда и взятки никто не будет предлагать и видя такой пример студенты начинают сами пытаться,хотя бы пытаться доказывать самим себе,что они не хуже этого человека и начинают сами заниматься.А когда сплошь и рядом вымогают за зачёты какие-то суммы,ну это просто калечит нашу молодёжь на самой ранней ступени становления их как личностей.Нужно выделить дополнительные средства и везде в вузах поставить видеонаблюдение хотя бы нелегальное в форме эксперемента.Я думаю будет увидена ужасающая ситуация мздоимства и взятничества.
6. дезинфектор : Эрик Лямпе
2011-08-27 в 16:37

К чему привела позиция и актвность. Профессуры до 17 года мы все знаем.
5. комментатор : Re: Валентин Катасонов: «Экономить на преподавателях вузов не только ошибочно, но и преступно»
2011-08-27 в 16:32

Недопустимо экономить на преподавателях вузов. Это не только ошибочно, но и преступно --- согласен.
4. Люся : Автору
2011-08-27 в 16:19

Уважаемый автор как бы с головы на ноги уводит ситуацию,как в той поговорке голодного ноги кормят."...мы говорим о ППС,но есть и профессора,и доценты,и старшие преподаватели..."Что-то тут попахивает некомпитентностью автора.В вузе нет просто профессоров и отдельных доцентов-это всё относится к ППС.Основная проблема это возрастной ценз состава ППС.Стало невыгодно писать диссертации,т.к.всё равно негде будет работать,а если и останешься в вузе,то в лучшем случае будешь иметь 0,75 тарифной сетки и плюс надбавка за степень и больше ничего.Всё занято не пожилыми,а престарелыми преподавателями,которые освобождают свои места только при уходе в иной мир.Я не говорю обо всех вузах,но если 50%таковых имеется,то это 100% увядание научной мысли в России.На одной из конференций молодых учёных приводились факты,что молодых настоящих учёных,которые пишут научные работы,публикуют их в журналах осталось немногим больше 400 человек.Парадокс был в том,что на этой конференции их молодых было несколько десятков человек,а остальные,особенно на предних местах сидел 80-летний состав ППС.Если сейчас начнётся новая реформа и будет часть вузов переведена в филиалы,от остатков этого молодого состава ничего не останется.Им уже предлагают подыскивать себе работу.Когда закончатся запасы проектов с пылящихся полок советских времён,которые уже настолько морально устарели,что страны Африки не хотят покупать эти модели,кто будет дальше двигать научно-технический потенциал нашей страны.Уважаемый автор зарплаты это второй пункт реформы,главное-то,а для кого их будет поднимать?Для престарелых сидунов,у которых уже и руки трясутся.Главное-то дать дорогу молодым,дать им возможность устроиться если не у себя в городе,то в другом научном центре,чтобы голова у них не преставала работать,только тогда наша наука пойдёт в гору,только тогда вместе с ней начнёт развиваться и научно промышленный потенциал.Они молодые учёные просто не могут трудоустроиться.
3. Руслан : Это предвыборный ход
2011-08-26 в 17:21

Товарищ Путин продемонстрировал предвыборный популистский ход: в период выборов пообещал повысить педагогам зарплату. Но, на той же встрече с ректорами было сказано, что "ненужные" вузы будут закрываться. Речь давно идет о закрытии многих пед. вузов, которые не получат статус государственного или казенного образовательного учреждения.
Далее. О повышении зарплат преподавателям. Президент говорил о 30% повышении, в регионах же речь идет о 15-25% повышении в зависимости от квалификации. Причем, для того, чтобы зарплату повысили необходимо успешно пройти внеочередную аттестацию. Плюс к этому опять переход на новую систему оплаты труда - отраслевую. И список не очень приятных новшеств можно продолжать бесконечно.
Такое положение у нас в образовании не случайно. Автор этой статьи, да и многие другие, смотрят на то, что происходит не с тех позиций. Нам давно уже пора понять, что образование сейчас пытаются ликвидировать, или извратить до такой степени. чтобы оно было нежизнеспособно. Отсюда все нестроения. И еще, многие скажем так, "плохие" инициативы руководства, находят немалое одобрение и поддержку со стороны профессорско-преподавательского состава. Где-то это происходит принудительно, но в большинстве своем весьма добровольно. Это отмечено и в статье, что протестные настроения "могут быть в региональных вузах". Просто люди, имеющие иную точку зрения в науке и образовании уже не работают. Сейчас такая кадровая политика.
Вот, вкратце, две главные проблемы нашей науки и образования: с одной стороны ликвидаторские настроения власть имущих, а с другой поведение подчиненных по принципу "Как бы чего не вышло".
2. Петрович : Здесь много других проблем
2011-08-26 в 16:28

К тому, что совершенно справедливо сказал автор, следует добавить и другие проблемы:
1. Хищническую позицию администрации вузов, которая нередко ставит себя в привилегированное положение по сравнению с основной массой преподавателей.
2. Рабское положение преподавателей в негосударственных вузах.
3. Огромное количество коммерческих вузов типа "Рога и копыта", где стригут деньги, не давая знаний.
4. Появление большого числа профессоров и доцентов, которым диссертации написали за деньги и которые никогда настоящими преподавателями не станут: они "заедают" чужой хлеб.
Поэтому пожелания повысить зарплату должны быть дополнены и другими мерами, которые бы позволили вернуться к советской системе образования.
1. Эрик Лямпе : Re: Валентин Катасонов: «Экономить на преподавателях вузов не только ошибочно, но и преступно»
2011-08-26 в 16:05

Есть такая поговорка: сколько стоите, столько и получаете.
Аппликационный смысл этой поговорки к нынешнему профессорско-преподавательскому составу в том, что если в царской России профессора имели активную гражданскую позицию и своим образцовым примером вдохновляли студентов, то нынешняя профессура-доцентура - позорные прихлебатели администрации, лжеотшельниковы, молчалины, подлецовы и склочниковы.
У нас сейчас модно говорить о чистой науке. Но преподаватель и ученый - это не только генератор научной мысли, но и гражданин, человек с нравственностью и совестью. Нет нравственности и совести, пусть и получает, наравне с бесхребетной школьной училкой Мариванной, гроши! И поделом!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме