Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В гостях у архимандрита Петра

01.08.2011


Игумен Кирилл (Сахаров) о своей поездке в Боголюбово …

Как не посетить Боголюбово – это особое место на Русской Земле, освященное явлением Пресвятой Богородицы, в год 900-летия благоверного князя Андрея – фактически первого русского царя? Тем более, что в этом же году исполняется 85 лет духовнику обители знаменитому старцу о. Петру (Кучеру)!

Решили выехать рано утром, чтобы успеть к началу службы. В дороге подумал: «ну кого мог бы я назвать своим отцом после смерти своего родителя, раба Божия Сергия?» Долгое время таковым воспринимал старосту нашего храма «Никанорыча» – Кузнецова Владимира Никоноровича – потрясающе яркого, талантливого человека. Год, однако, уже как его нет в живых... Сиротство, а потребность в отцовстве есть.

Прощаясь на днях в конце поездки в Тбилиси с почетным попечителем нашего храма, самым знаменитым грузином, выдающимся режиссером Ревазом Давыдовичем Чхеидзе – сказал ему: «Вы не только "отец солдата" (он режиссер знаменитого фильма "Отец солдата"), но и "отец игумена". Реваз Давыдович улыбнулся, обнял меня и сказал: "так и есть". И вот еду в Боголюбово и думаю: "а из духовных лиц кого бы я назвал своим отцом?" Спросил себя, и сердце мгновенно отозвалось: "Отец Петр Боголюбский". Каково же было мое удивление, когда за трапезой о.Петр, обращаясь ко мне, назвал меня своим сыном...

...Стою в алтаре огромного монастырского собора. В окно видны княжеские палаты – здесь принял мученическую кончину благоверный князь Андрей Боголюбский. Там на ступенях до сих пор проступает его кровь.

Учась в школе, я, рассматривая фото храмов Владимиро-Суздальской Руси (учебник истории для 7-го класса), ощутил небесную гармонию, почувствовал неземную музыку, а ведь их строителем был св. князь Андрей. Да, только сейчас я осознал все его величие и значение для нашего Отечества. Он построил более 30 храмов и монастырей, вкладывая в это до половины расходов княжества.

Немаловажный факт: князь Андрей, по повелению Богоматери, из Вышгорода направился во Владимир – на северо-восток и основал здесь новую столицу Руси. Стало быть, все промыслительно. Получается, что украинские националисты «прут против рожна», настаивая на своем первородстве. В главном соборе обители, освященном в 60-е годы XIXв. святителем Феофаном Затворником, обратило на себя внимание то, что роспись в академическом стиле, а иконостас в древнерусском. Ну и, слава Богу, хорошо, что не пошли на поводу контролирующих инстанций, как это случилось с Троицким собором Данилова монастыря («роспись диктует и стиль иконостасов»), и иконостасы изготовили в каноническом стиле. Надкладезная часовня на месте явления Божией Матери.

Не собирался ночевать, но о.Петр настоял, с тем, чтобы утром вместе с ним служить литургию… Евангелие, после прочтения его иеродиаконом, старец передал мне, я зашатался под его тяжестью. На сугубой ектенье прошения благодарственные и о болящих читал сам о.Петр. На ектенье поминают всечестную игумению Антонию с сестрами яже во Христе и братию святаго храма сего и еще: православное наше Отечество. Чтение Евангелия старец слушал, оперевшись о край престола. Огромная чаша была с Кровию до края, у меня даже были опасения. Херувимская исполнялась по частям дважды. Старцы друг друга исповедовали. На заключительных словах разрешительной молитвы о.Петр осенял о.Гавриила, прижимая крест к его голове. Отец же Гавриил делал на голове о.Петра, накрытой епитрахилью, крестообразное движение крестом в вертикальном положении.

Обратил внимание на то, что благодарственные молитвы читаются не по окончании литургии, а включены в нее – читаются после «Буди Имя Господне». Вряд ли это оправдано. По окончании причащения иеродиакон громко троекратно возгласил «алиллуия».

«Батюшка можно с Вами сфотографироваться?» - спрашиваю о.Петра. «Нет!», – решительно отказывает о.Петр, - «Я не фотогеничен». Я возражаю, а он удаляется. Жаль! Сколько прекрасных ракурсов было на литургии! Вот старец сидит согбенный, вынимает частицы из просфор, а вот стройный, поджарый, высоко подняв Евангелие, возглашает «Благословенно Царство». Сосредоточенный, погруженный в молитву. Ощущение духовной силы. «Купайся в источнике, помазывай руки соборным маслом», - это мне в связи с болезнью витилиго. На вечернюю службу о.Петр задержался. Я, наблюдая, как он шепотом, серьезно устав, произносил отпуст литургии, вздремывал за трапезой, выходил, пошатываясь из-за стола, подумал: «Наверное, плохо себя чувствует. Не случайно он еще сказал о трудностях жизни после 80-ти». Какое же было мое удивление, когда старец на вечерней службе опять бодр. «Я был на полях. Страшная жара – надо было утешить и поддержать тружеников». Сострадание – вот одно из главных качеств о.Петра. "Батюшка строгий, но жалостливый» - сказал иеродиакон Варлаам. Кстати, он 10 лет ежедневно служит литургию. И о.Петр ежедневно причащается много лет.

О.Петр очень извинялся за то, что, когда я был в обители осенью, он уделил мне мало внимания. Очень приятно было ему, что мы земляки – оба с Донбасса, с Артемовсков – я с Луганской, а он с Донецкой области. «Большая беда будет» - это по поводу тенденции к автокефалии Украинской Церкви. Оценил наше стояние, непринятие ИНН на храм – «я к Вам приеду» - сказал в связи с этим о.Петр.

Рассказал батюшке, как совершается чин прощения в конце полунощницы и павечерницы по-старому обряду: священник, произнеся отпуст, глаголет: «Благословите отцы святии и братия и простите мне грешному, вся, елика согреших в нощь сию (день сей) душею и телом, словом и делом и помышлением и всеми моими чувствы». Чтец (в положении ниц): «Бог тя простит и помилует честный отче. Прости мя отче и благослови, вся, елика согреших во вся дни живота моего и в сей день (сию нощь) душею и телом, сном и леностию, помрачением бесовским и т.д.». О.Петр на это отреагировал: «И мы так делаем на службах в подворье монастыря».

Обратил внимание на манеру о.Петра общаться, будоражить присутствующих на трапезе, подключая их к общему разговору.

Интересный штрих к портрету батюшки: к его 85-летию ему преподнесли 85 роз. Его реакция: «вместо сорока роз из этих 85-ти надо 40 раз палкой ударить меня, т.к. до 40 лет Бога я не знал».

Были ли искушения в поездке? Они всегда бывают. Мои спутники, пока я трапезничал со старцем, устроили себе собственную программу, исчезли вместе со всеми вещами, книгами и облачением. Жаль, я ведь хотел послужить молебен в обители благоверного князя Андрея по старому обряду. Но игумен Кирилл не был бы игуменом Кириллом, если бы не нашел возможность и здесь оставить старообрядный след. И вот в алтаре, на павечернице у иконы св. князя я прочитал ему канон по-старому. Пропел еще старинным распевом и там, где он принял мученическую смерть и в часовне, которую построили уже в наше время – на месте, где было обнаружено его тело.

Раньше монастырь был мужским. В 1996 году 63 монахини и послушницы с о.Петром поселились в обители. Батюшка вникал во все детали ремонта и реставрации. Храм Покрова на Нерли был скитом монастыря. Современный вид его еще более прекрасен, чем он был до революции. В обители некоторое время находилось тело св. Александра Невского, умершего на обратном пути из Орды. Бывали в обители святители Петр и Алексий, преп. Андрей Рублев, Иоанн Грозный и Петр I. По преданию преп. Серафим Саровский получил диаконскую хиротонию в Боголюбской обители. Были в обители Дмитрий Пожарский и Александр Суворов. Последним настоятелем обители был епископ Афанасий (Сахаров) – до 1923 года. Затем наступила разруха. Сейчас в обители 170 насельниц.

В полночь звонили в колокол, призывая к молитве о восстановлении православного самодержавного царства.

Собор вмещает до 5 тысяч человек. Столько же бывает на праздник Боголюбской иконы. Около тысячи человек причащается. Из многих десятков оскверненных сельских храмов первым восстанавливался храм в селе Янево, ставшем подворьем монастыря. Здесь в 20-е годы отказались принять крестный ход. В начале работ нашли ту газету, где говорилось об отказе принять крестный ход.

Утром во время 3-го часа был слышен заливистый радостный трезвон.

В конце нашего пребывания почувствовалось небольшое брожение у насельниц обители в связи с тем, что я и мои спутники, не скрываясь, открыто крестились двуперстно и носили лестовки. Одна монахиня сделала замечание отроку Даниилу – участнику поездки. Другая сокрушенно вздохнула: «Неужели они не почитают Святую Троицу?» (!). И это притом, что в самой обители икона Спаса справа от царских врат и ряд святых изображены с двуперстием! Иеродиакон Варлаам, сразу все адекватно воспринявший, извиняясь, говорил нам на прощание: «Вы уж не обижайтесь – матушки просто непросвещенны в этом вопросе». А мы за 20 лет уже ничему не удивляемся, а только сожалеем, что наше древнее духовное богатство, так нужное для возрождения нашего Отечества, пока еще очень слабо востребовано. Но капля точит камень – и, если наше посещение Боголюбской обители послужило такой каплей, то мы очень рады.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке г. Москвы, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме