Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие»

29.07.2011


Иван Ильин об авторитете власти …

20 июля на нашем сайте была опубликована статья настоятеля храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии иерея Сергия Карамышева «Зачем русским православным националистам ссориться с православными русскими империалистами?» В этой статье батюшка, говоря о русском национализме, приводит несколько цитат из работ русского философа Ивана Александровича Ильина. Данная публикация вызвала оживленную полемику. Спор велся в основном вокруг вопроса о соотношении русского национализма и государственничества. Критики отца Сергия Карамышева настаивали на том, что русский националист по природе своей противник государства. В публикуемой сегодня заметке батюшка приводит фрагмент работы И.А.Ильина, раскрывающий отношение видного русского мыслителя к власти и государству.

Следующие ниже слова И.А.Ильина из работы общетеоретического характера «О сущности правосознания», впервые опубликованной посмертно, в 1956 г., вскрывают, на наш взгляд, некоторые из глубинных процессов, что вышли у нас на поверхность общественно-политической жизни во время Перестройки и продолжают пребывать на поверхности по сей день. Здесь явлено все в совершенно мрачном виде, и это правильно. Конкретное зло, мысленно доведенное до своего абсолютного предела, вызывает максимум отвращения и заставляет нас от него отстраняться с наибольшей энергией. В реальной жизни наряду с черными тонами присутствуют и белые, а чаще – серые. Однако «все являемое свет есть»: чтобы свет становился сильней, мрак должен обличаться. И в этом не осуждение, а призыв к преображению. Врач, верно определивший диагноз и открыто его объявляющий и палач – не одно и то же. Цель врача исцеление больного, а цель палача – смерть.

«Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие; народ, принципиально отвергающий правление лучших или не умеющий его организовать и поддерживать, является чернью, и демагоги суть его достойные вожди.

Люди становятся чернью тогда, когда они берутся за государственное дело, движимые не политическим правосознанием, но частною корыстью; но именно поэтому они не ищут лучших людей и не хотят передавать им власть. К черни может принадлежать всякий: и богатый, и бедный, и темный человек, и "интеллигент". Чернь отличается корыстною волею и убогим правосознанием, а в революционные эпохи сверх того и политическою притязательностью. Государственная власть есть для нее лишь удобное средство, служащее для достижения личных или классовых целей. Различие между публично-правовой сферою и частно-правовою, преимущественность публичного блага перед частным, священность публичной обязанности – все это недоступно черни; именно поэтому она веками берет и дает взятки, распродавая и расхищая государственное дело, уклоняется всеми средствами от обременительных повинностей, сохраняет безразличие в годину общественных бед, а в смутное время бунтует и грабит, легко меняя вождя и знамя. Чернь не понимает ни назначения государства, ни его путей и средств; она не знает общего интереса и не чувствует солидарности; именно поэтому она не способна к организации и дисциплине и легко распыляется при первом же энергичном сопротивлении государственно-организованных сил. Она совершенно лишена сознания государственного единства и воли к политическому единению, и потому, предоставленная себе, она быстро распадается на враждебные станы и шайки и начинает бесконечную гражданскую войну. Право есть для нее вопрос силы, ловкости и удачи, и потому, видя силу на своей стороне, она обнаруживает дерзость и быстро становится наглою, а растерявшись, трепещет и пресмыкается. Чернь ненавидит государственную власть, пока эта власть не в ее руках, и ненавистничая, покоряется из страха, и покоряясь, ждет и требует от нее подачек. Но, посадив свою власть, она не умеет дать ей ни уважения, ни доверия, ни поддержки; она начинает подозревать и ее, проникается ненавистью и к ней и потом расшатывает и губит свое собственное противо-политическое порождение. А если ей все-таки удается создать некоторое подобие "режима", то этот "режим" осуществляет под видом "демократии" торжество жадности над общим благом, равенства над духом, лжи над доказательством и насилия над правом; этот "режим" зиждется на лести и подкупе и осуществляет власть демагогов.

В ряду корыстных честолюбцев, стремящихся к власти во что бы то ни стало, демагог занимает низшее место: ибо он выбирает путь наиболее пагубный для народного правосознания. Он обращается к черни, ищет у нее успеха и получает власть из ее рук. Для того, чтобы добиться этой "инвеституры", он пользуется всеми путями, не останавливаясь и перед такими, которые разрушают самое государство; он взывает к слепой, противо-государственной корысти, столь легко поглощающей темную душу и, разжигая ее до состояния страсти, говорит ей слова лести и подкупа. Он обращается к худшему, что есть в человеке, и это худшее полагает в основу политики и власти; он низводит государственное дело на уровень черни и ее понимания и на этом строит свой успех. Поэтому он есть худший враг народного правосознания и государственности.

Демагог затемняет сознание массы, бросая ей в виде готовых популярных лозунгов соблазнительные для нее противо-государственные "идеи"; он развращает ее чувство, питая в ней аффекты ненависти и жадности; он совращает ее волю, наводя ее на противо-политические и порочные цели. Демагог осуществляет систему угождения темной массе; он мобилизует чернь там, где она уже имелась, и создает ее там, где ее еще не было. И в этом угождении он, естественно, восхваляет чернь, изображая ее "суверенным народом", и славит ее низкие вожделения и деяния, изображая их мнимую высоту и доблесть. Этим он воспитывает в душах политическую продажность: он внушает черни, будто государственная власть ее есть товар, который она может выгодно продать, и затем назначает цену этому товару в виде "политических" обещаний и посулов. Демагог ищет купить государственную власть так, как если бы эта власть действительно принадлежала темной толпе. И, подкупая ее противо-государственными, неосуществимыми и нелепыми посулами, он осуществляет худший, ибо наиболее утонченный и развращающий, вид политической коррупции, и в то же время он творит политический обман, ибо нелепое обещание заведомо безнадежно, а осуществление противо-государственного посула, если бы оно было предпринято, погубило бы и посулившего демагога, и полуразрушенный уже политический союз. И так, нагромождая обман на подкуп, демагоги осуществляют распродажу с молотка государственной власти».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. Брат-3 : Ильин - национализм
2011-07-30 в 01:22

Чисто технически забыл указать кому адресуется мое послание № 7. Оно адресуется № 5, Олегу К.
7. Брат-3 : Ильин - национализм.
2011-07-29 в 23:59

Не, вам это не надо, вы же летите в пропасть. (Судя по эху последних ваших слов).
6. Брат-3 : О Тверской области
2011-07-29 в 21:08

3. Тверитянин. А у вас есть какое-либо мнение о К.Г. Ильине, главе Калязинского района?
Сим рекомендую материал:
http://www.stoletie....lchat_2011-06-24.htm
5. К.Олег : 4. Брат-3 :
2011-07-29 в 20:28

"Русские националисты не просто за государство, но за сильное государство, одухотворенное Православием..."

Хорошо, если есть такие русские националисты!
ГДЕ ОНИ?
КТО ОНИ?
НАЗОВИТЕ ИМЕНА!

бубудедем зназнать
4. Брат-3 : Ильин - национализм.
2011-07-29 в 18:35

"Критики отца Сергия Карамышева настаивали на том, что русский националист по природе своей противник государства".
Какой вздор! Что это за такие критики? Русские националисты не просто за государство, но за сильное государство, одухотворенное Православием. Только так может развиваться русский народ, только так Православие рано или поздно озарит всю цивилизацию. Это основа для русских националистов.
А те, кто рядится под националистов, заявляя отцу Сергию такую глупость, - есть либералы.
3. Владимир Успенский : Власть без авторитета - это порочная власть!
2011-07-29 в 18:02

Удивительно точно и пророчески сказано, как будто это сегодня: настолько ВСЁ СОВПАДАЕТ... Вместо комментария живой пример
из сегодншнего дня. Тверской регион известен как самый бедный, порушенный и разворованный, чемпион по всем статьям от
конца.Губернатор Зеленин (из "черни", что из "грязи в князи")довёл состояние области до невозможного, так что президент его (олигарха и своего ставленника) вынужден был с позором изгнать. Зеленин же действовал точно по Ильину, и вот пришла новая
метла из Рязани, что разогнала зеленинскую шатию-братию, но а дальше что? По-прежнему власть не просто без авторитета,
но ненавистна большинству, ибо это никак не народная власть и никогда народной не была. Мне кажется, что в России сегодня сложилась уникальная ситуация, когда власть (либерал-олигархов) никак не может понять, что ИХ ВЛАСТЬ - ПОРОЧНА, А УХОДИТЬ НЕ ХОЧЕТ - НЕ СОБИРАЕТСЯ!
2. : Re: «Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие»
2011-07-29 в 14:19

РОССИЯ В ОПАСНОСТИ…
Никогда в истории Великой России не было такого опасного времени, как ныне – держава захвачена безбожием (верующих только около 3%), пьянством, курением,наркоманией,развратом,леньтяйством,разгильдяйством и предательством. Все эти показные спектакли перед телевизионными камерами, что всё ОК, уже не работают - есть ещё люди, которые разбираются, где показуха, а где реальность. Сегодня на Российской земле, как никогда, кишат ленинисты, сталинисты, либералы, расчленители, извращенцы, растлители, предатели и убийцы всего дышащего и живущего. Русские люди - по всей Вселенной - настало время небывалой самозащиты от мракобесия и произвола, на нашей Родной земле. Шестая часть Земли – это то место, где ещё много природного богатства, то есть жизни для людей, так давайте же постоим за нее всеми духовными и физическими силами!
1. : Re: «Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие»
2011-07-29 в 11:07

Все гораздо проще - Есть Бог со своими верными и дьявол со своими рабами,вот и идёт борьба, а так как ныне на планете вторые во власти,то первым приходится страдать.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме