Как выяснилось, суеверных существенно больше среднего среди женщин; среди малообразованных; среди респондентов, занятых в медицине и здравоохранении и в сфере торговли; среди молодежи; среди тех, кто верует в Бога, но не причисляет себя ни к какой религии; среди жителей Урала и Дальнего Востока.
Процент несуеверных существенно выше среднего у мужчин, обеспеченных, имеющих высшее образование, жителей крупных городов (кроме Москвы, которая по этому показателю совпадает с селом), людей старше 65, жителей Приволжья, Юга России и Северного Кавказа.
Прокомментировать данные социологов издание попросило православных священнослужителей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, отметил, что в случае соцопросов на связанные с религией темы всегда трудно судить, насколько корректно формулировались вопросы. «Строго говоря, суеверный человек не может быть христианином: с христианской точки зрения суеверие – это, собственно, поганая, языческая вера, вера в демонов, исключающая понятие Единого Бога», - отметил он.
Вместе с тем, пастырь признал, что суеверных людей очень много. «Но потенциально они могут быть ближе к вере христианской, чем люди абсолютно неверующие и несуеверные. С другой стороны, суеверием часто заражены люди, у которых центральное место в их "религиозных системах" занимает собственное "я". Для таких людей "их чрево – их бог". Главное – это собственное здоровье и благополучие. Для достижения этих целей такие люди и обращаются к тем силам (оккультным по своей природе), которые и порождают всяческие суеверия», - добавил отец Мелетий.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, воспринимает итоги исследования как симптом очень тяжелого духовного состояния общества. «Цифры, конечно, ужасные. Суеверие оказывает негативное влияние на сознание человека и на все сферы его жизнедеятельности. Мне как священнику эти данные говорят и о том, что мы мало работаем с людьми, плохо их просвещаем», - сказал он. «Но вполне законным будет и упрек в адрес системы среднего образования, которое, как оказывается, не в силах выставить мощные барьеры перед дикостью суеверия. Надеюсь, что введение в образование основ православной культуры, религиозного образования как такового позволит бороться с этим явлением более эффективно», - добавил отец Тихон.
Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, считает, что результаты исследования не должны вызывать удивления. «В результате 70-летнего шельмования здорового религиозного учения на место истинной веры в народном сознании пришла суетная, ложная вера в приметы, порчу, магию и т. д.», - сказал он. «Человек всегда испытывал страх перед неизвестным, перед страданием, перед смертью. Христианство наполняет эти понятия глубоким смыслом и готовит людей к осмысленному и духовно правильному их принятию и преодолению – в то время как суеверия (в том числе магия и астрология) дают иллюзию защиты и решения проблем через исполнение внешних правил, ритуала или заклинания. При этом сам человек никак не меняется, не происходит главного – нравственного преображения, совершенствования души, а без этого он остается беззащитным перед агрессией темных духов», - пояснил священник.
«Это не так безобидно, как кажется. Суеверный внушаем, он легко переступит через кровь ближнего во имя идеи, вождя или нации. Современные "борцы с религиозным засильем" не понимают, какого страшного духа будущего тоталитаризма они вызывают из преисподней», - считает отец Алексий.
«Скоро исполнится уже сто лет, как воспитание детей в нашей стране стало атеистическим, а значит, безбожным. Если Закон Божий в ближайшее время не будет поставлен основой нравственного воспитания народа, мы столкнемся с распространением самых диких предрассудков и суеверий, которые приведут к нравственному вырождению и духовной смерти», - уверен он.