itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«В советские времена люди жили и руководствовались христианскими заповедями»

Священнослужители о причинах того, почему развал Советского Союза обернулся нравственной деградацией народа

0
939
Время на чтение 5 минут

Нынешние критики религии и Церкви часто приводят довод, от которого трудно отмахнуться: возрождение и активизация церковной жизни шли параллельно и одновременно со стремительной нравственной деградацией народа. Даже для современных священнослужителей советские времена – это не только время богоборческого беснования, но и время, когда в народе была жива та мораль, об утрате которой они сожалеют.

«Почему, на ваш взгляд, крах Советского режима обернулся нравственной деградацией народа? В какой мере и в каком смысле сегодняшних русских можно называть православным народом?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что с течением времени уклад жизни людей неизбежно меняется: «После революции у людей начал формироваться советский уклад жизни. Крах СССР привел к тому, что сейчас нет нового четкого мировоззрения, новой идеи, которая сплотила бы всех». «Церковь дает человеку духовную основу жизни, но не предлагает руководства к действию. И люди предпринимают различные попытки, часто вполне успешные, чтобы восстановить утерянную культурную духовную доминанту. Но, к сожалению, существует гораздо больше разрушительных факторов, которые ведут к падению нравственности и продолжают разрушать остатки советского уклада жизни, а это ведет к слому основ, в том числе православных» - считает отец Александр.

«Параллельно с падением морали мы видим возрождение Церкви, которая всеми силами пытается остановить процесс разрушения нравственности, но Церкви нужна поддержка. В конце концов, именно падение моральных основ ведет к воцарению Антихриста, а допустить этого нельзя» - добавил он.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что нельзя выводить падение нравственности из крушения Советского Союза. «Дело ведь определяется не тем, что ты не можешь делать в условиях несвободы, а тем, что ты можешь себе позволить делать в условиях свободы. Можно быть высоконравственным богачом, а можно быть порочным извращенным бедняком. Ведь и в советское время у многих было стремление смотреть порнуху, но она тогда мало кому была доступна, а сейчас почти навязывается», - сказал он.

«Иосиф Прекрасный удержался от соблазна, искушаемый самой царицей, хотя и понимал, что поплатится за это собственной свободой, но не пошел против нравственного закона, который так властно звучал в его душе. А многие ли, даже ничем не рискуя, смогут явить такую нравственную высоту? В нашем случае, когда были сняты все запреты, в том числе и правильные, на поверхность вылезли все те низменные страсти, которые копились в течение многих лет. Запреты, естественно, надоели, и захотелось свободы во всем», - добавил протоиерей.

«Так что дело не в социальном или политическом строе, а в том идеале, который народ перед собой ставит. Об этом, собственно, и говорит патриарх. Поэтому мы и должны вернуться к тем идеалам, которые на протяжении тысячелетия формировали наш народ. И во время невзгод и падений, и во время успехов народ оставался православным. Он оставался православным и в годы Великой Отечественной войны. И это была не война социальных систем, а война религиозная. Вопрос стоял – быть или не быть на Руси русскому православному народу? К сожалению, этот звездный час русского народа сменился тяжелым нравственным поражением. Наши предки выиграли тяжелейшую войну, а мы оказались недостойными их слабыми потомками, которые не выдержали гораздо более слабого натиска» - продолжил отец Александр.

«Церковь же является хранительницей вековечных незыблемых и непререкаемых нравственных законов, которые проистекают от Самого Господа Бога. Это более непреложные законы, нежели законы физического мира. Поэтому каждому из нас, не осуждая брата своего, нужно со всей серьезностью получше взглянуть на самого себя и постараться на своем месте быть на той высоте, которую ожидает от нас Господь», - заключил он.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что у многих людей или весьма сумбурные представления о Православии, или какие-то остаточные и обрывочные. «У многих и малейшего представления нет о нравственной норме в ее христианском понимании. И это неудивительно. На людей последние двадцать лет через телевидение, радио и газеты обрушиваются тонны такой «информации», которая целенаправленно губит душу человека. А у Церкви нет возможности проповедовать кроме как с амвона. Вот у нас одна только частная радиостанция «Радонеж», да один кабельный канал на телевидении. Силы слишком неравные. И по-новому уже воспитано целое поколение. Сколько вреда при этом принес один только канал ТНТ!» - воскликнул он.

«Чтобы вырастить хороший урожай, нужна не только хорошая земля и не только хорошие семена, но землю нужно еще обрабатывать, и удобрять, и бороться с вредителями и сорняками. А сил на это уже нет. Более того, сами уже сорняки засеваем. Чего же жалуемся, что такой плохой урожай нравственности вырастили?» - добавил батюшка.

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, напомнил, что в советском обществе молодежи старались привить вполне здравые нравственные идеалы, хотя и оторванные от религиозной почвы. «После крушения коммунистической империи наступила свобода, и ее поняли как возможность делать все, что угодно. Люди, у которых был нравственный стержень, развитое нравственное чувство, естественным образом пришли ко Христу, обрели веру во Христа, обрели то, что внутренне искали – Сам Источник нравственности. И таких были миллионы. Но было немало людей, стремившихся к иным идеалам, достижению которых православные принципы, как правило, мешают. И в большинстве своем, к сожалению, само общество пошло по пути зарабатывания денег, причем неважно, каким путем. Именно преуспевшие, состоятельные люди становятся кумирами нашей молодежи. Их ценности и прививаются современному обществу», - отметил отец Гермоген.

«Но я считаю, что русский народ все равно остается православным. Подавляющее большинство жителей России считают сами себя все-таки православными, хотя они, может быть, и не являются активными, «практикующими» христианами, но хоть иногда они все-таки заходят в храм свечку поставить. При этом у нас все-таки достаточно большой процент людей по-настоящему верующих. Да, у нас сейчас очень много проблем и болезней, в том числе и нравственного характера и в обществе и в Церкви. Но все-таки народ наш – православный, и страна наша – православная. Иначе не возникали бы постоянно новые храмы и монастыри», - считает отец игумен.

«Да, есть нравственные проблемы и болезни. И здесь надо обязательно учитывать мощный натиск «светской», по существу – антихристианской идеологии. Но при этом нельзя сказать, что православие у нас в каком-то духовном гетто. Путешествуя по стране, я воспринимаю ее именно как православную страну. Народ к священникам относится в основном уважительно, не воспринимает их как нечто чужеродное. Да, страна серьезно больна, но это все-таки православная страна», - заключил он.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, вспомнил годы, когда началось падение советской морали, а затем и развал СССР. «В советское время была жесткая цензура во всем, и цензура нравственности в том числе. К тому же существовавший в СССР Моральный кодекс строителя коммунизма был практически полностью списан из евангельских заповедей» - рассказал отец Георгий

«Тысячелетние общечеловеческие правила – не укради, не убивай, не прелюбодействуй, не укради, и так далее – оказались втиснуты в коммунистическую идеологию, причем вполне осознанно, так как эти простые понятия легко принимались общественным сознанием. Так что даже в советские времена люди, отрицающие Бога, жили и руководствовались христианскими заповедями, хоть и под видом коммунистической пропаганды», - заключил священник.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии