Патриарх Кирилл: Мы никогда не ставили своей задачей преодолеть религиозные и богословские различия 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Патриарх Кирилл: Мы никогда не ставили своей задачей преодолеть религиозные и богословские различия

20.07.2011


Предстоятель Русской Церкви о допустимых границах межконфессиональных отношений …

Во вторник, 19 июля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие во встрече председателя Правительства России Владимира Путина с главами и представителями религиозных и общественных организаций и национально-культурных автономий, сообщает Патриархия.ru. В своем выступлении Предстоятель Русской Церкви отметил, что «от того, как человечество решит проблему взаимодействия этносов, культур, цивилизационных моделей, будет зависеть будущее. И многим, кто здесь сегодня присутствует, по роду деятельности приходится постоянно думать на эту тему. И я хотел бы в этой связи подчеркнуть большую роль Межрелигиозного совета России, где не только обсуждаются темы межрелигиозных отношений, но где и предпринимаются совершенно конкретные практические шаги. Сознавая, что в богословском, вероучительном плане очень многое нас разделяет, мы никогда не ставили своей задачей преодолеть эти мировоззренческие, религиозные, богословские различия, но одновременно максимально сблизить свою позицию по общественно значимым вопросам. И вот с помощью Божией это удается делать, и я благодарю, что сегодня именно таким образом, в рамках Межрелигиозного совета России, решаются многие практические вопросы».

«Но теперь мне бы хотелось, может быть, о самом главном сказать, - продолжил Патриарх Кирилл. - За свою жизнь я участвовал, наверное, в сотне межрелигиозных встреч, может быть, больше, я не могу подсчитать. И я ни на одной этой встрече не встретил того, кто бы сказал: знаете, мы не должны жить в мире. Нет, у нас есть свои интересы, есть свои партикулярные цели, мы их должны достигать, не очень-то думая о других. Всегда все очень выглядит респектабельно, хорошо, принимаются замечательные резолюции, кто-то эти резолюции читает, а вот те, кто бомбы бросает, нередко прикрываясь религиозной мотивацией, они этих резолюций не читают. И поэтому я думаю, что сейчас межрелигиозный, межкультурный, межнациональный диалог — по крайней мере в нашей стране, потому что у нас есть к этому потенциал, — должен выйти на совершенно иной уровень. Мы должны все-таки определить причину, почему происходят сегодня кровавые столкновения. Везде практически практически — и в благополучной Европе, и за океаном, и на Ближнем Востоке».

«Как известно, существует ведь несколько моделей решения межнациональной проблемы. Самая распространенная модель — это модель мультикультурализма, которая возникла за океаном, потому что сама природа Соединенных Штатов Америки к этому подталкивала. Приезжали иммигранты из разных стран, люди разных взглядов, религий и убеждений, и путь, по которому пошли, совершенно естественно, был направлен на то, чтобы в этом плавильном котле единой страны, которая выстраивается по соответствующим законам, которая провозглашает определенные светские ценности, отдаленные от религиозных ценностей, в рамках вот этой системы и преодолелись все разделения. Частично по этому пути пошла и Западная Европа, но, похоже, что сейчас серьезно пересматривается вот этот подход», - отметил Предстоятель Русской Церкви.

«Что достигается в таком подходе, а что не достигается? С одной стороны, как бы сглаживаются различия между конфессиями, между культурами, нивелируются традиционные ценности. Но что сейчас становится совершенно очевидным? Ценности из мультикультурального общества уходят, а различия остаются. Да еще такие различия, что люди теперь бомбы бросают друг в друга, зажигательные бутылки, переворачивают автомобили. Респектабельная Европа стоит перед огромным вопросом: а что же дальше, как действовать-то? Не работает плавильный котел. Законы существуют, правовое мышление существует, правоохранительные органы существуют, а, выходит, люди сталкиваются друг с другом и борются. Это происходит также и в нашей стране. И вот я думаю, что главный тезис следующий — невозможно попытаться нивелировать различия, игнорируя ценности человеческой жизни. Если мы хотим построить общество, отстраненное от этих ценностей, как мы говорим — абсолютно секулярное, которое допускает множественность различного рода поведений, мы исторгаем то общее, что объединяет людей любой религии, мы разрушаем нравственную основу нашей жизни», - считает Первоиерарх.

«И вот главная тема, которая меня сегодня беспокоит, — это разрушение нашей общественной морали, как Вы сказали. Речь идет не только о Российской Федерации, разрушается нравственная основа нашей жизни. И вот в этих условиях, я думаю, невозможно будет остановить рост преступности. Никаких правоохранительных сил не хватит, невозможно будет приостановить рост межнациональных столкновений, потому что человек, свободный от нравственных постулатов, нравственных норм, раскрепощенный в реализации своих устремлений, ни перед чем не останавливается. Поэтому мне кажется, что есть некая другая модель, в том числе и нормализации межличностных и межнациональных отношений», - полагает он.

«Я не оговорился: межличностные отношения — это тоже огромная проблема. Общество сейчас действительно, с одной стороны, как бы объединяется законами, общими программами, но, с другой стороны, происходит колоссальное отчуждение одного человека от других, партикуляризация общественной системы. Люди становятся одинокими, не связанными с другими. И в основе всего, конечно, — колоссальный нравственный кризис, который имеет место. Поэтому мне кажется, что преодоление межнациональных и межрелигиозных различий лежит на пути укрепления того, что Вы очень правильно назвали общественной моралью, личной общественной моралью. Ведь нравственные ценности, исповедуемые всеми религиями, очень близки друг к другу — это наш общий базис. На этом общем базисе развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени, когда сказали: традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Вот что я выбираю, то и морально. Но в таких условиях не может существовать общественный организм», - считает Патриарх Кирилл.

По его словам, «сегодня тема морали — это не десятый, не двадцатый, не тридцать пятый вопрос, как иногда мы можем видеть это в программах политических партий. В начале экономика, инфраструктура, а потом там где-то мораль, культура. Сегодня вопрос морали — это самый фундаментальный вопрос существования человеческой цивилизации, не только России. Мы здесь все остро чувствуем, потому что у нас, с одной стороны, еще сильны традиционные нравственные понятия, мы еще рудиментарно сохраняем эту мораль — и люди старшего поколения, и даже молодежь, — но именно рудиментарно, потому что очень опасны современные тенденции, направленные на нивелирование, на разрушение, я бы сказал, вот этих общих нравственных основ».

«Теперь: почему я говорю, что это важно для межнациональных отношений? Да потому что уважение вырастает тогда, когда есть общность. Почему одна этническая группа с легкостью нападает на другую? Да потому что ничего общего нет. Ничего нет общего, наоборот, надо этнически объединиться, чтобы защитить свой бизнес, чтобы вытеснить местных жителей, — то, что иногда, к сожалению, происходит в Российской Федерации. Нет общности. Люди не чувствуют себя действительно братьями и сестрами. Вспоминается замечательная модель, нелегко сложившаяся модель, — отношения наших казаков на Северном Кавказе с горцами в XIX веке. Закончились военные трудности на Кавказе, и что мы получили? Мы получили достаточно стабильную систему. Горцы с уважением относились к казакам: к их укладу жизни, морали, устоям, самоорганизации. А что казаки? А казаки с уважением относились к горцам: к их моральным устоям, к их нравственности, к их образу жизни. И получилось удивительное взаимодействие. Там и там сильная мораль, сильные традиции, сильная вера. С одной стороны мусульмане, с другой стороны — православные. Жили-то как дружно вместе! Единственное, иногда там девушек воровали, уж больно красивые казачки, да и жительницы Кавказа тоже», - напоминает Предстоятель Русской Церкви.

«А в основном это было доброе взаимодействие, - продолжил он. - Поэтому мне кажется, что тема возрождения нравственных основ нашей национальной жизни, перевод этой темы с плана второстепенного на первостепенный, развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам одновременно формируют, конечно, духовно сильную личность, которую будут все уважать. В том числе и приезжие в Москве будут уважать русских, которые верят, крепко стоят на своих нравственных основах и являют нравственный пример другим. Как и русские будут уважать точно таких же людей, которые у себя дома крепко стоят в вере, в нравственных своих основах и принципах. Поэтому мне кажется, что религиозное воспитание, формирование нравственности в каждой религии в соответствии с ее законами и одновременно развитие того, что мы сегодня называем диалогом, вовлечение религиозных общин, национальных общин в решение общих проблем — это, я думаю, и есть какой-то путь к решению вопроса».

«Поэтому я бы хотел заверить Вас, Владимир Владимирович, в том, что слова, которые я сегодня озвучивал, — это не просто фантазия и мысли одного Патриарха: огромное число людей сегодня думает об этом, переживает, сознает наличие нравственного кризиса в жизни нашего общества и вообще всей человеческой семьи. Производным этого нравственного кризиса являются, конечно, в том числе и невероятно сложные межнациональные, межрелигиозные отношения по всему лицу земного шара. Дай Бог, чтобы в России мы сумели отстроить, опираясь на наш замечательный исторический опыт, на потенциал добрых отношений — межрелигиозных и межнациональных, такие отношения и такую систему, которая помогла бы нам здесь решить вопросы, а вместе с тем предложить нашу модель и всем, кто захотел бы повнимательнее ее изучить», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме