Сергей Кара-Мурза: «Я не склонен приписывать нашим властям сатанинские замыслы» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Сергей Кара-Мурза: «Я не склонен приписывать нашим властям сатанинские замыслы»

ЕГЭ / 06.07.2011


Просто чиновники колониального типа беспрекословно выполняют то, что рекомендует им метрополия, убежден аналитик …

Российские чиновники от образования продолжают косметический ремонт системы ЕГЭ, которая в последнее время была окончательно дискредитирована целой серией скандалов. Свою лепту в этот процесс вносят и деятели из Общественной палаты, которые предлагают разделить экзамен на две части (базовую и профильную), фиксировать на видео сам экзамен и обработку данных, а за подлоги и мошенничество при сдаче ввести уголовную ответственность, пишет портал KM.ru

«Вряд ли все это может быть решением проблемы, - заявил в интервью изданию известный политолог Сергей Кара-Мурза. – Потому что недостатки системы ЕГЭ носят более фундаментальный характер, чем о них принято говорить. Дело в том, что авторы этой доктрины и те, кто ее реализует, категорически отказываются вступать в диалог как с преподавательской общественностью, так и с учеными-обществоведами, которые давно критикуют это нововведение. Точнее говоря, власти слышат критику лишь в частностях и обещают исправить ту или иную частность, что, в принципе, погоды все равно не делает».

По мнению аналитика, проблема же заключается в том, «что в хороших школах, дающих качественное образование (школы для элиты), исторически сложился определенный тип экзамена, основанный на прямом диалоге экзаменатора и ученика. В его ходе последний должен продемонстрировать не столько запас фактической информации, которую он запомнил, сколько способность осмысливать эти данные, связывая их в единую картину. Принципиально важно, чтобы учащиеся могли работать с информацией и имели собственное представление о предмете. А это совершенно особое умение, которое отличает выпускников посредственной школы от общеобразовательного заведения высшего уровня».

«Традиционный экзамен, условно скажем, "диалогового типа" использовался в советской школе. А после распада СССР его унаследовала и российская школа. В течение десятков лет это было одним из системообразующих элементов в нашем образовании. И все образовательные программы были подогнаны под этот стандарт (каждый экзамен это была небольшая диссертация). Любой учащийся знает, что экзамены являются венцом всего учебного года. Очень многие вещи ты начинаешь понимать, только когда готовишься к экзамену. Когда ты весь годовой курс схватываешь как целое. Это все равно что для специалиста дипломный проект в годовом исчислении. Теперь экзамен такого типа уничтожен. ЕГЭ является формой оценки знания, которая принята на Западе в таком типе школы, который социологи определяют "школой для массы" (а не для элиты). Это резко сокращает образовательные горизонты и уровень мышления в целом. Сознание учащегося, которого "натаскивают" на ЕГЭ, дискретно. По итогам обучения в нем остается лишь набор цифр и разрозненных данных, которые после окончания обучения начинают понемногу "испаряться". ЕГЭ развивает лишь способность к запоминанию, причем это скорее механическая, чем творческая память. Педагоги говорили чиновникам от образования об этом с самого начала. Поскольку последние, по сути, лишили школу важного инструмента, повышающего уровень знаний и культуры», - отметил С.Кара-Мурза.

«Впрочем, помимо сугубо образовательных издержек, ЕГЭ имеет много других недостатков, - добавляет политолог. - Взять, например, резкий рост бюрократизации процедуры сдачи экзаменов или деформацию всей учебной программы, не говоря уже о коррупции и всевозможных подтасовках. Однако наши чиновники отвергают все аргументы критиков концепции ЕГЭ. Они их как будто вообще не слышат. Я не склонен приписывать нашим властям какие-то сатанинские замыслы и не думаю, что они сознательно хотят угробить наше образование. Проблема в том, что чиновники колониального типа вообще беспрекословно выполняют то, что рекомендует метрополия. А метрополия "рекомендует" нам резко снизить уровень школьного образования, затем высшего и науки. Я даже думаю, что наши чиновники стараются вообще не вникать в то, что они делают. Хотя при этом они могут ощущать, что проводят антинациональную операцию, но стараются об этом не говорить», - заключил аналитик.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме