Протоиерей Георгий Городенцев: «Священник не должен уподобляться стукачу»

Верховная Рада Украины приняла законопроект о соблюдении тайны исповеди

Вчера, 14 июня, Верховная Рада Украины приняла за основу проект закона о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины о соблюдении тайны исповеди, сообщает официальный сайт украинского парламента. Законопроект №5335 предлагает внести изменения в часть первую статьи 69 Уголовно-процессуального кодекса Украины, установив в пункте 1, что адвокаты и другие специалисты в сфере права, которые согласно закону имеют право на оказание правовой помощи лично или по поручению юридического лица, нотариусы, врачи, психологи не могут быть допрошены как свидетели по поводу того, что им доверено или стало известно при осуществлении профессиональной деятельности, если они в письменной форме не освобождены от обязанности хранить профессиональную тайну лицом, которое доверило им эти сведения.

Предлагается также дополнить часть первую статьи 69 Уголовно-процессуального кодекса пунктом 6, устанавливающим, что священнослужители не могут быть допрошены в качестве свидетелей по поводу сведений, полученных ими на исповеди.

Протоиерей Георгий Городенцев«Как относиться к данному законопроекту православным верующим? Повлияет ли он на церковную жизнь на Украине? Как поступить молодому и неопытному священнику, если на исповеди ему стало известно о преступлении человека, который избегает заслуженного наказания?» - на эти и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, кандидат богословия протоиерей Георгий Городенцев:

«Тайна исповеди существует независимо от этого законопроекта. Нарушение тайны исповеди есть смертный грех для священника, и никакой закон не может заставить священника преступить этот запрет. Если священник не будет хранить тайну исповеди, то это оттолкнет многих людей от покаяния. Со святителем Игнатием (Брянчаниновым), когда он был ещё молодым человеком, произошел следующий случай: На исповеди он рассказал священнику о своих грехах, а тот донес начальству об услышанном. Из-за этого у святителя были большие неприятности, а также сомнения, но он, будучи человеком духовным, перенес это искушение, хотя и был соблазн отпасть от веры. В этой же ситуации другой человек, более слабый в вере, мог бы и не перенести такого.

И хотя в советское время по закону существовало наказание о недонесении, но мне не известен ни один случай, чтобы кого-то из пастырей обвинили по этой статье. Такой закон трудно применить на практике. Священник зачастую даже не знает человека, который исповедуется. Если кто-то совершил преступление, то вряд ли это прихожанин храма. Как правило, приходят на исповедь со страшными грехами люди незнакомые священнику, такое бывало и в моей практике.

Молодые неопытные священники, в которых сильно чувство справедливости, могут попасть в затруднительное положение, когда исповедник, которого они знают, кается в совершенном им преступлении, за которое он не понес наказание. Но честно говоря, подобная ситуация надуманная, такое крайне редко встречается, и это далеко не самая большая проблема для молодого священника. Решение здесь одно: священник, узнав на исповеди о совершенном преступлении, ни в коем случае не должен идти к властям и доносить им о том, что было совершено преступление, он должен воздействовать на кающегося человека для того, чтобы тот сам пошел к властям с повинной.

В житиях святых описаны случаи, когда на исповедь приходили разбойники и каялись в убийствах, и некоторые после принесенного покаяния даже достигали святости, но все равно разбойник, несмотря на то, что позже он достигал святости, получал воздаяние за свершенное злодеяние. Описаны случаи, когда даже после нескольких лет проведенных в монастыре в покаянии человек шел и сдавался властям. За убийство человек все равно понесет на земле воздаяние, несмотря на покаяние, он должен за преступление пострадать. Как правило, такие люди от возмездия не уходят.

Молодой священник должен объяснить человеку, преступившему закон, что он все равно будет мучиться, пока не понесет наказание за содеянное перед людьми. Священник не может идти сам открывать преступление исповедующегося человека властям, это неправильно, это нарушение тайны исповеди, это делать строго запрещено. Священник не должен уподобляться стукачу, а именно так его будут воспринимать люди, если они узнают о том, что он доносит властям о том, что слышит на исповеди. Нарушение тайны исповеди недопустимо. Священник может только дать совет кающемуся в преступлениях пойти с признанием к гражданским властям, понести наказание и вернуться к нормальной жизни. Другого пути здесь нет».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. действительно оригинальное заглавие очередной статьи - ?

Ваше Высокопреподобие, думаю, что неудивительно, что под статьей с заглавием: «Священник не должен уподобляться стукачу»... - нет никаких комментариев. И даже в том случае, если бы Вы привели конкретные примеры из жизни синодального периода ПРЦ в данном вопросе, ну или из жизни например, специально выделяемого (обычно) т.н. советского периода, то это слово "стукач", так или иначе, для современного бытия и служения священства, Ваше Высокопреподобие, простите, но требует более обширного разъяснения. Увенена, что "стукачей" в Церкви, как Вы здесь изволили выразиться, на самом деле не было, никогда не было, и сейчас нет.

Лидия Александрова / 15.06.2011

2. Re: Протоиерей Георгий Городенцев: «Священник не должен уподобляться стукачу»

На Запаже уже поставлен вопрос, что священник в скором [b]будет обязан[/b] сообщать властям о тяжких уголовных преступениях и т.н. "терроризме". Все это делается, чтоб окончательно отвратить людей от церкви и от исповеди, которая там и так еле совершается. У протестантов практически ее вообще нет.

Адриан Роум / 15.06.2011

1. Указ Святейшего Синода от 2 мая 1722 года.

"Если кто при исповеди объявит духовному отцу своему об умысле на честь и здравие Государя, или о намерении прои­звести бунт и измену, и, объявляя о том, не пока­жет искреннего раскаяния и твердой решимости оставить свое намерение, то духовный отец до­лжен доносить об этом немедленно... Однако ж надлежит духовнику, в том объявлении, не открывать именно показания на исповеди, но только в оном сказать, что такой то, показав его имя и звание, имеет злой умысел против Государя или государства и не раскаянное к тому намерение..."

М.Яблоков / 15.06.2011
Георгий Городенцев:
Домыслы и некоторые факты в деле священника Глеба Грозовского
Анализ последних публикаций, посвященных данному делу, для непонимающих
25.01.2018
Сеанс массового гипноза
Протоиерей Георгий Городенцев о суде над священником Глебом Грозовским
23.01.2018
«В этой истории еще надо объективно разобраться»
Ответ Василию Бойко-Великому, считающему необходимым отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имяславия
09.12.2017
Странное обращение
О просьбе «православной общественности» к Церкви отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имяславия
29.11.2017
Мужчина и женщина неравноправны по природе
Гримасы феминизма вытекают из пресловутого «равноправия», причем вытекают как его необходимое следствие
16.11.2017
Все статьи автора