itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Протоиерей Андрей Ткачев: Деятельность Белинского - живой урок для всех нас

Известный киевский священник рассуждает о «наследии» известного богоборца, публициста и литературного критика

0
1509
Время на чтение 5 минут

В минувшее воскресенье, 12 июня, исполнилось 200 лет со дня рождения известного богоборца, публициста Виссариона Григорьевича Белинского. В своем знаменитом письме к Н.В.Гоголю Белинский, в частности, писал: «…Неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? - Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ - самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу. Он говорит об образе: годится - молиться, не годится - горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации; но религиозность часто уживается и с ними; живой пример Франция, где и теперь много искренних, фанатических католиков между людьми просвещенными и образованными и где многие, отложившись от христианства, все еще упорно стоят за какого-то Бога. Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем. Религиозность не привилась в нем даже к духовенству; ибо несколько отдельных, исключительных личностей, отличавшихся тихою, холодною аскетическою созерцательностию, - ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством».

Современник Белинского известный русский писатель Федор Михайлович Достоевский в «Дневнике писателя» дал оценку Белинскому: «Белинский был по преимуществу не рефлективная личность, а именно беззаветно восторженная, всегда, во всю его жизнь. (…) Выше всего ценя разум, науку и реализм, он в то же время понимал глубже всех, что одни разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную гармонию, в которой бы можно было ужиться человеку. Он знал, что основа всему - начала нравственные. В новые нравственные основы социализма (который, однако, не указал до сих пор ни единой, кроме гнусных извращений природы и здравого смысла) он верил до безумия и безо всякой рефлексии; тут был один лишь восторг. Но, как социалисту, ему прежде всего следовало низложить христианство; он знал, что революция непременно должна начинать с атеизма. Ему надо было низложить ту религию, из которой вышли нравственные основания отрицаемого им общества. Семейство, собственность, нравственную ответственность личности он отрицал радикально».

О значении «наследия» известного богоборца В.Г.Белинского рассуждает в интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев:

«Я не думаю, что творчество В.Г.Белинского было совершенно опасным явлением. Оно было насколько же опасным, настолько и стимулирующим. Наличие Белинского не помещало Ф.М.Достоевскому перерасти Белинского, наличие Белинского не изменило мировоззрение Н.В.Гоголя. Наличие Белинского не отвело от Церкви всех тех, кто копал вглубь и не растекался во плоскости. Сильный оппонент - это всегда и стимул для развития мысли. Поэтому господа антиклерикалы пусть дерзают и сжигают свою жизнь, как неистовый Виссарион, в своих бумажных полемиках, пусть, если желают, умирают нераскаянными, - пострадают в итоге они, но мы от этого не пострадаем.

Наоборот, если сравнить деятельность Александра Невзорова и талант Белинского, то Невзоров выглядит просто каким-то пошлым критиком и умолкает на фоне серьезного критика. Белинский, в отличие от того же Невзорова, не был популистом, он искренне верил в свои идеи. Что касается самого Белинского и талантливых антихристиански настроенных мыслителей, то в какой-то степени их творчество способствовало развитию и религиозной мысли. К примеру, много хороших слов сказано о Ницше, потому что его честный пафос обличения лжи в бытовом христианстве имел в итоге пользу для самого христианства. Можно здесь процитировать выдержку из дневников протопресвитера Александра Шмемана, который отмечал, что честный атеист делает больше пользы, чем какой-нибудь вшивенький апологет. И таких примеров немало. Что в лучшую сторону отличало Белинского, то это честность и нравственная тревога. Он - не певец за личное счастье, а борец за лучшую долю для всех людей, отсюда своего рода огненность его жизни.

С другой стороны, заслуга Белинского состоит в том, что он создал публицистическую литературную школу. Повод для ее создания - рассуждение о жизни. Этого нам и сегодня не хватает. Серьезная критика - литературная, музыкальная, театральная - нужна всем нам. Критики - это люди, которые могут вскрыть тот или иной вид искусства, как скальпелем, и показать возможный вред от того или иного направления в искусстве, от того или иного произведения искусства.

Безусловно, каждый человек есть выразитель своей эпохи. Время отбивает печать на произведениях искусства. Белинский также был сыном своего времени. Можно вспомнить, с каким неподдельным интересом он, уже тяжело больной, незадолго до своей смерти, наблюдал за тем, как строится в Петербурге вокзал, и эти наблюдения придавали ему вдохновение, рождали в нем радость. В его понимании железные дороги - это рождение новой жизни. Как и многие его современники, Белинский верил в прогресс, науку, пар, электричество. Теперь, конечно, мы над всем этим пренебрежительно смеемся, но тогда было сосем другое время.

Наличие критиков, подобных Белинскому, в обществе необходимо. Его произведения создавались на фоне личной катастрофы, катастрофы корабля по имени Белинский. Он искренне болел за судьбу своей страны. Он не додумал того, что нужно было бы додумать. Мы можем вспомнить «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского, где Достоевский вспоминает собрания времени своей молодости. На одном из таких собраний Белинский заявил, что если бы Христос был нашим современником, то он стушевался бы возглавить революционное движение. Другой участник дискуссии тогда же сказал, что, напротив, по его мнению, Христос возглавил бы это движение. Какой, однако, масштаб дискуссии, какая ее чрезвычайная мелкость! Как говорится, слона-то участники той дискуссии так и не приметили!

Можно также вспомнить эпизод из «Идиота» Достоевского, а именно беседу с одним атеистом в поезде. Вспомним, какие доводы против существования Бога приводил этот атеист. И в «Идиоте» отмечается, что атеист все время говорил что-то не то, не то, что нужно было бы. Когда люди пытаются оправдать свои лжеучения, то они обычно привлекают разные научные знания - социологию, философию и пр., но толку от этого никакого. Так и Белинский - все время говорил не то, что следовало бы. Сегодня он об этом уже знает, но когда он жил на земле, то не знал...

Мы должны научиться уважать ошибки других людей. Белинский нам не враг. Все, что тревожилось, рвалось, кричало в глубине его души, - в итоге выходило в виде произведений Белинского. Деятельность Белинского - живой урок для всех нас. И мы как христиане должны помнить, что у нас нет врагов, что все люди - наши друзья, что все люди помогают нам - только одни помогают прямо, а другие, как Белинский, - косвенно».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: Протоиерей Андрей Ткачев: Деятельность Белинского - живой урок для всех нас

Вы хуже людоедов - Вы жрете мертвых, всех поголовно объявляя людоедами. Не трогайте память о защитниках Ленинграда.

И эти трупоеды - "друзья" русской литературы.

5. Иногда они возвращаются

Огромные ценности были сосредоточены в Ленинграде. А в Ленинграде во время блокады - людоедство.

Очень точное определение дано было той сатанинской силе, Победу над которой даровал нам Господь, - оккультный фашизм. Трупоеды-зомби, оживляемые на гранты западных спецслужб, опять усиленно зашевелились перед днем нападения фашистской нечисти на нашу Родину. Эти вампиры корчатся, если доказывают, что от репрессий или во время войны погибло меньше людей, чем насочиняли Солженицын и спецслужбы. Нормальный человек радуется, когда узнает, что на самом деле меньше людей приняли страдания, но вампирам нужно больше крови, они начинают буйствовать и искать новых придуманных жертв. Придется этим вампирам и зомби немного покорчиться - в Ленинграде была сохранена коллекция семян Вавилова - бесценное национальное достояние. Люди добровольно жертвовали ради этого своими жизнями, их души отошли ко Господу и не достались мерзкой фашистской нечисти. В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов в сутки, остальным - 125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения. А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь. А фашисткие подонки смеют обвинять таких ленинградцев в людоедстве.

4. Профессинальные монархисты сами себя высекли...

Аноним: Даже если бы Белинский умер действительно от голода и нищеты, то в этом был бы виноват не Николай, а современное общество, которое, как известно, всегда с равнодушием относится к выдающимся людям. Это всегда происходило и всегда будет происходить. Пушкин писал, например, Нащокину в марте 1834 года: “Я ему ставлю в пример немецких гениев, преодолевших столько горя, дабы добиться славы и куска хлеба”. Юный Достоевский пишет брату: “В “Инвалиде”, в фельетоне, только что прочел о немецких поэтах, умерших от голода, холода и в сумасшедших домах. Их было штук двадцать, а какие имена! Мне до сих пор страшно”. А вспомним судьбу Сервантеса? lucia: В нашей стране как сажали за свободу говорить и думать. так и продолжают. Ура нью-Брежневым!

В России советского времени от профессиональных монархистов ни одного непроплёванного места не осталось. Для Германии, которая морила своих гениев голодом и заключением в сумасшедшие дома - просто такое современное общество, это всегда происходило и будет происходить. А как только что-то о времени советском - том самом, о котором так ярко и правдиво рассказал Лесничий, - сразу "брежневизм", "посадки" и вообще прореха на теле человечества. Не нужно так неприкрыто клеветать на мою Родину, господа грантоеды.

3. Но я пойму — по голосу, по звуку, Что ты меня боишься больше всех.

lucia: Это очень серьезно.

Дай такой как Вы шляхте и дефензиве волю, то и от Пушкина ничего бы не осталось. Он же типичный "геростратик": Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Профессиональные монархисты, да еще со шляхетским гонором, такого не прощают.

2. Писарю

Уважаемый Писарь! К сожалению, каким-то фатальным образом получается, что часто обсуждение на форуме переходит в стеб. Я, грешный, тоже подпадаю иногда под это настроение. Но в своем письме в мой адрес, Вы, как мне кажется, заметно перемудрили. Обвинительное дело-то в статье развивается простое - "поставить на место" и "разбальзамировать" еще одного нашего отечественного литературного деятеля. Я просто хочу обратить внимание, что опять, как и в случае с Горьким, очень точно выбрана неоднозначная, но важная фигура нашей литературы, удаление которой даже просто на второй план, а не то что устранение, приведет к разрушению нашей литературы. А это значит, что мы потеряем свою культуру, национальные ориентиры, приблизимся к гибели русского языка и самой России. Сейчас не время делать переоценки важных фигур нашей культуры. Если есть энергия и желание "навести порядок" в нашей культуре, то объектов для хорошей порки предостаточно - это и Солженицын, и Аксенов, и Войнович, и Толстая, и Ерофеев и еще множество подобных, кого надо как следует выпороть, а потом и выгнать взашей в любимую Америку. И синих носов, может быть, не стало бы больше. Должен сказать, что недавние высказывания уважаемого писателя Крупина о Льве Толстом мне лично показались слишком строгими. Все-таки, Толстой автор Войны и мира.

1. Литературоведы в штатском

Бибиков Н.Г: Как хорошо,что столько праведников обличили этого литератора!

Нужны выявить не называемое обстоятельство: все эти "обличения праведниками" Горького, Белинского, Достоевского (да, дорогие "обличители", - его тоже - через "загаживание полян" в "правдивых" фильмах), ну, и далее по списку, предназначены не для "восстановления истины" и просвещения молодежи. Новые поколения обрабатывает нынешняя система образования с ЕГЭ и преподаванием обрезанного Архипелага вместо горьковского романа "Мать". Вроде бы, в школе даже обязаны прочитать "Чонкина". Обличительный раж "праведников" подсказывает, что ни Аксёнов, ни Войнович, ни гнусная ложь Архипелага не опасны так для русского сознания, как Белинский (и Горький конечно же). Я говорил, что начав с Горького, придется взяться за Белинского, потом за писателей-разночинцев, затем за Некрасова. В результате придется вслед за Абрамами Терцами расправиться с Пушкиным, а потом придет черед и Достоевского. Сейчас мы уже имеем вместе с "набальзамированным" Горьким "набальзамированного" Белинского (конечно, слово "набалзамированный" - это эвфемизм слова труп (литературный)). Вот так, "дворянка" начала с того, что русcкие писатели "могут быть легко введены в заблуждение" (в переводе с канцелярита - недоумки), а заканчивается тем, что всю русскую литературу превращают в труп. Думаю, такие литературоведы одевают на себя штатское только чтобы не привлекать внимание. Настоящая одежда у них - форменная и можно даже сказать спецслужб какого государства.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
«Адамово изгнание и прощёное воскресение»:
Главные уроки кануна Великого поста
18.03.2024
«Кто перестаёт молиться за усопших, тот святых забывает»
Бабуля, которая на больных ногах спешит на панихиду, о жизни знает больше, чем философ, который не молится Богу
09.03.2024
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Последние комментарии