Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Прозелитизм: pro et contra

09.06.2011


Протоиерей Андрей Ткачев о причинах негативного отношения к прозелитской деятельности …

С 31 мая по 7 июня 2011 года в городе Лютерштадт-Виттенберг (Германия) проходила 15-я сессия Совместной лютеранско-православной комиссии, сообщает Патриархия.ru. На встрече была завершена подготовка очередной главы богословского текста, который призван отразить сходства и различия в понимании православными и лютеранами различных аспектов экклезиологии. Подготовка этого текста началась в 2000 году. Глава, обсуждавшаяся в ходе состоявшегося заседания, называется «Таинство Церкви: природа, свойства и миссия Церкви». В ней, помимо прочего, затрагивается также вопрос прозелитизма, который обе стороны осудили как противоречащий смыслу и задачам христианской миссии.

Стоит отметить, что в последнее время понятию «прозелитизм» придается исключительно негативный оттенок, а между тем прозелитизм, согласно толковому словарю русского языка, - это не что иное, как «стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии». Господь наш Иисус Христос, напутствуя своих учеников, говорил им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20).

Действительно ли прозелитизм противоречит смыслу и задачам христианской миссии? Почему в последнее время понятие «прозелитизм» используется чаще с негативным оттенком? Так ли плох православный прозелитизм? На эти и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный пастырь, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев.


К прозелитизму отношение негативное потому, что попытки обращать из веры в веру часто базируются на чьей-то временной исторической слабости. Например, в советский период, когда Церковь была сдержана во многих своих жизненных силах и проявлениях, мы воспринимали как недружественный акт, когда людей, выпавших из-под нашего благовестия, уводили представители других вер. В этом смысле негатив может быть. А вообще-то я как православный человек не могу не радоваться, когда кто-нибудь приходит в Православие и находит в нем то, чего не мог найти у себя или у других.

Поэтому на вопрос, является ли прозелитизм положительным или скорее негативным явлением, ответ двоится. Есть примеры явного оболванивания, агрессивного затягивания, раскачивания человеческой психики, такой прозелитизм негативен. Когда же речь идет об искреннем личном поиске Истины, ослабевании той или иной традиции в целях обретения полноты Христианской веры, то я, конечно, не могу этому не радоваться. Но, если православный человек идет к лютеранам и говорит им, что они отпали от апостольского преемства, и предлагает им бросить их «еретические бредни» и возвратиться в лоно Святой Апостольской Церкви, то, с точки зрения лютеран, это будет недружественный шаг, а, с точки зрения православных, этот шаг будет психологически неверным.

Другое дело, если человек, находясь в лютеранской среде, через чтение книг, через интересные литургические традиции в Православии приобретает сначала интерес к Православию, затем у него появляется жажда, а потом он обретает Истину, тогда удерживать его от этого шага мы не имеем никакого права. Поэтому нам нужно создавать условия для более глубокого знакомства с Православием и не препятствовать глубокому и осознанному переходу в Православие тех людей из христиан из других конфессий, которые доросли до этого перехода. Такого рода переход в Православие не стоит называть обидным словом «прозелитизм», а можно назвать красивым словом «воцерковление».

Отношение к понятию «прозелитизм» напоминает отношение к словам «шпион» и «разведчик», если у нас одни разведчики, то у наших врагов одни только шпионы. Поэтому там, где мы совершаем миссию, они обвиняют нас в прозелитизме, но там, где они совершают миссию, мы говорим, что это прозелитизм. Это игра в одни ворота, некое смещение акцентов. Конечно, если мы упустили свою паству, и ее кто-то подобрал, то мы совершили грех, они же получают бонусы. Если человек познакомился со Священным Писанием, только лишь уйдя из Православия, и потом ставит нам в упрек в том, что мы не научили его читать Святую Книгу, тогда здесь нет прозелитизма, а есть естественные формы миссионерства, которые мы упустили, не подобрали. Когда же привлечение к своей вере совершается агрессивно, хамски, нагло, нечистоплотно, горделиво, с пафосом осуждения всех и вся, с пафосом личного самопревозношения, то здесь можно говорить уже о прозелитизме.

Говоря о временах нынешних, то я даже не знаю, можно ли назвать наши времена самыми неблагоприятными для миссии. Потому что уже во времена Апостолов все народы были приватизированы теми или иными религиозными традициями, поэтому принося народам Евангелие, Апостолы всегда взламывали чужую традицию. Поэтому мы не можем назвать наши времена самыми нехорошими для миссии. Но, конечно, и в наше время силен момент собственничества. В глобализирующимся мире, где люди могут знать несколько языков, кроме своего родного, посещать разные страны, получать свободный доступ к любой информации, миссия затруднена приватизационными факторами. Человек будет находить ту религиозную традицию, в которой успокаивается его сердце. Надо сделать так, чтобы наши люди нашли Истину для себя там, где они родились, а чужие нашли ее у нас, не родившись в ней. Это миссионерство, в нем нет ничего плохого.

 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. Виктор Долгалёв : иерею Илье Мотыке к посту 8
2011-06-09 в 22:59

Из Корана я знаю непримиримую ненависть мусульман к иудеям и двоякое отношение к христианам. Но война с неверными, на которую заточен Коран, - это война с самим собой ради восхождения к Богу. Самая великая победа - победа над собой, познание себя. А как её понимают мусульманские фундаменталисты и буквоеды, меня не интересует. У христиан тоже свои буквоеды, и притчевые перепитии Торы и Евангелия они принимают за открытый текст, за чистую монету. Так Господь обманывает тех, которые хотят Его обмануть. А между тем, Тора, Евангелие и Коран - единое Писание безо всяких противоречий, и кто часть Писания принимает, а часть отвергает, те несправедливы. Я посетил могилы Льва Толстого, Григория Сковороды, Низами Гянджави и воспитан на этих именах, а СОКРОВИЩНИЦУ ТАЙН последнего тоже считаю Священным Писанием. Также я люблю Бхагавадгиту, Дхаммападу и Даодэцзин, а язычниками и варварами никого не называю, кроме как чтущих Бога лишь языком. Заниматься прозелетизмом и уловлять человеков мне ни к чему, - таковым я только сочувствую.
8. иерей Илья Мотыка : Виктору Долгалёву
2011-06-09 в 16:27

Виктор вы бы ради приличия почитали что о христианстве пишут на исламских сайтах, в исламских книгах, брошюрах и статьях. Отец Даниил Сысоев писал об исламе в более спокойных тонах.
Если радикальные мусульмане убивают умеренных муфтиев и богословов, то оставят ли они нас в покое если мы будем сидеть тихо.
Да и всегда в религиозной среде богословские диспуты уважались. И тех кто от них уклонялся считали трусом, который недостоин звания верующего. Исламист спокойно выслушает мнение христианина или иудея, даже если он чрез чур эмоционально и горячо защищать свою веру, закроет глаза на не полит корректные слова, но будет презирать поддакивающего.
7. Александр из Од. : Обладание Истиной обязывает.
2011-06-09 в 16:18

Прозелитизм - это слово нерусское, а потому и негативный оттенок имеет.Особенно обидно, когда наши (потенциально православные) попадают в лапы сектантов. Уж очень они активны и пронырливы и на улицах пристают и в транспорте и по домам шастают. Особенно свидетели Иеговы. И виновато в этом государство, а не РПЦ.
6. Виктор Долгалёв : Иванову, пост 2
2011-06-09 в 16:08

Можно быть убитым даже у себя дома, если кричать в форточку, что Коран спущен от сатаны. Мы живём в многонациональной стране, и спесь в отношении своей нации, религии, истории непозволительны. Почему в Советском Союзе не было сепаратизма? Потому что развивающимся народам была открыта широкая дорога, а слишком уж амбициозным и пронырливым(евреям, например) доступ в вузы, во власть, в командные посты безопасности государства был ограничен. Я счастлив, что был совком и жил в уникальной стране. И эту совковость я вытаскиваю на свет даже из древности, со времён конфуцианства и даосизма, и стряхиваю с неё благородную пыль. ПАРТИКУЛЯРИЗМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАМЕЩЁН УНИВЕРСАЛИЗМОМ. НО КАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ ПАРТИКУЛЯРИЗМ УНИВЕРСАЛИЗМОМ? ОТВЕЧАЮ. ЕСЛИ ЛЮДИ БУДУТ ОТНОСИТСЯ К ЧУЖОМУ ГОСУДАРСТВУ, КАК К СВОЕМУ, КТО ТОГДА СТАНЕТ ПОДНИМАТЬ СВОЁ ГОСУДАРСТВО С ТЕМ, ЧТОБЫ НАПАСТЬ НА ДРУГОЕ? ЭТО ОЗНАЧАЛО БЫ НАПАСТЬ НА САМОГО СЕБЯ. ЕСЛИ ЛЮДИ БУДУТ ОТНОСИТЬСЯ К ЧУЖОМУ ГОРОДУ, КАК К СВОЕМУ, КТО ТОГДА СТАНЕТ ПОДНИМАТЬ СВОЙ ГОРОД, ЧТОБЫ НАПАСТЬ НА ДРУГОЙ? ЭТО ОЗНАЧАЛО БЫ НАПАСТЬ НА САМОГО СЕБЯ. ЕСЛИ ЛЮДИ БУДУТ ОТНОСИТЬСЯ К ДРУГИМ СЕМЬЯМ, КАК К СВОЕЙ, КТО ТОГДА ПОДНИМЕТ СВОЮ СЕМЬЮ, ЧТОБЫ РАЗРУШИТЬ ЧУЖУЮ? ЭТО ОЗНАЧАЛО БЫ СВЕРГНУТЬ САМОГО СЕБЯ.(Мо-цзы) Разве не подписался бы Иисус Христос под этими словами? Мудрецы и пророки от одного Пастыря.
5. Антидот : Re: Прозелитизм: pro et contra
2011-06-09 в 15:05

Надо свидетельствовать о своей вере, когда того требуют от нас обстоятельства. В разных формах, где угодно. Нет "канонических" территорий. Есть Истина.
4. М.Яблоков : Обессоливание веры.
2011-06-09 в 14:34

"с точки зрения православных, этот шаг будет психологически неверным."

Может свв.отцов Вселенских Соборов обвините в психологической неверности? Надо говорить правду, какой бы горькой она не была. А то, что Вы предлагаете, - это просто обессоливание православной веры. А точнее сказать, ее носителей. И еще Вы этим самым лишаете еретиков возможности покаяния. И последнее, невозможно самому не укоренившись в традициях православия, проповедовать его еретикам.
3. kirillovec : сложность обсужденiя данного вопроса :
2011-06-09 в 14:02

лютеранство внутренне неоднородно и честно говоря переживаетъ кризисъ
немало представителей лютеранскихъ народовъ переходятъ въ Православiе , это одна изъ самыхъ быстрорастущихъ конфессiй Зап.Европы (при томъ что стартъ для роста невысокъ)

м.б. не надо, какъ это попытались католики, что-то тамъ обявлять миссонерской территорiей... но это не значитъ что Церкви не нужны прихожане и въ т.ч. новообращенные
2. Иванов : Виктору Долгалёву (1)
2011-06-09 в 13:38


Мне нравится умеренный взгляд протоирея Андрея Ткачёва на расширение конфессиональной территории. В недавней нашей памяти остался неприятный осадок - за крайности прозелитизма погиб Дмитрий Сысоев. Не стоит переступать древнюю межу...



Уточните, пожалуйста, на какой, на чьей КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ погиб Дмитрий Сысоев?
Вроде, в Москве-матушке дело было!?

И как и от чего он погиб?
К чему такое неопределённое слово?
Под машину попал - погиб, из окна вывалился - погиб, наркотиком передозировался - тоже погиб...
Почему не сказать, что он был УБИТ?
1. Виктор Долгалёв : Re: Прозелитизм: pro et contra
2011-06-09 в 12:55

Мне нравится умеренный взгляд протоирея Андрея Ткачёва на расширение конфессиональной территории. В недавней нашей памяти остался неприятный осадок - за крайности прозелитизма погиб Дмитрий Сысоев. Не стоит переступать древнюю межу ради того, чтобы сделать неуверенного в себе человека ещё и ущербным: как ученик не может быть выше учителя, так и уловленный выше скудного умом ловца. Потому-то Евангелие и запрещает называть Учителем кого-либо, кроме Христа. Потому-то святые и укрывались в пустынь, в затвор, чтобы Его созерцать в тишине и молчании. ИСТИННУЮ МУДРОСТЬ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ЛИШЬ ВДАЛИ ОТ ЛЮДЕЙ, В ВЕЛИКОМ УЕДИНЕНИИ, И ПОСТИГАЕТСЯ ОНА ЛИШЬ ПУТЁМ СТРАДАНИЙ. ТОЛЬКО НУЖДА В СТРАДАНИЯХ МОГУТ ОТКРЫТЬ УМУ ЧЕЛОВЕКА ТО, ЧТО СКРЫТО ОТ ДРУГИХ.(К.Расмуссен, Великий санный путь)

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме