Не может не удручать пренебрежение представителями нашей власти наименования «русский». Достаточно напомнить, что министр образования Андрей Фурсенко, явно не случайно уже второй год подряд, зачитывая обращение Президента, называет Всемирный Русский Народный Собор «российским», допуская грубую ошибку в названии известной и общепризнанной организации. Это, конечно, дело в высшей степени постыдное и непатриотичное.
Вносить же в название политических, образовательных и общественных организаций слово «православный», далеко не всегда целесообразно. Потому что практика показывает, что не так важно иметь упоминание в названии какой-то светской организации прилагательное «православный», сколько важнее, чтобы люди ее составляющие, и особенно ее руководство, были бы таковыми на деле. В противном же случае, внешние проявления Православия служат лишь основанием к сугубым упрекам и недоумениям окружающих. Поскольку если ты прямо называешься православным, т.е. церковным, то почему ищешь получения прибыли? Почему во многих вопросах не действуешь прямо по заповедям Христа Спасителя?
Заповеди предназначены к исполнению личностями, а организации призваны соответствовать своей задаче в обществе, для выполнения которой они и создаются. Поэтому не думаю, что в самом названии правящей партии такое изменение было бы спасением. Это же касается и учебных заведений. Главное, чтобы руководитель был таковым по своей жизни и по расположению своего сердца. А названия должны быть адекватными целям. Раз партия политическая, то она должна и определять свои планы соответственно целям, строить власть в государстве, которая была бы полезна верноподданным Отечества и служила бы всем во благо.
Внешняя же принадлежность к православному вероисповеданию вовсе не приведет ни к спасению членов той или иной организации, ни к спасительной роли самой такой организации в нашем обществе. Поэтому я бы не стал бы настаивать на использовании слова «православный» в названиях светских организаций. Например, слово «православная» в случае присвоения такого определения гимназии приводит к определенным сложностям – такая школа уже не может получать полное финансирование от государства, как это полагается для светских школ. В связи с этим не каждая православная гимназия выживает, остается на плаву и может давать среднее образование наряду с духовным воспитанием. А как хорошо чувствуют себя те обычные государственные школы, во главе которых стоит православный директор, всеми силами подтягивающий свое образовательное учреждение к православному мировоззрению. И в результате, не имея в названии слова «православная», такие школы в своей деятельности приближаются к культуре Православной Церкви.
Всем известна Белгородская область, которая отнюдь не именуется официально «православной Белгородской областью», но устойчивое единство губернатора и правящего архиерея приносит свои плоды. Все знают, что там и в образовании и в общекультурной жизни утверждено торжество Православия.
Так что успех не в переименовании, как в постановке знака качества на всех деяниях, а в том, чтобы люди, составляющие партии и различные организации, становились православными. У нас есть Церковь Православная, которая состоит из православных личностей, венчаемая ее Главою – Христом. А организации могут иметь отношение к Церкви своим служением, а отнюдь не названием, в котором указывается, что они православные. Если в организации будут состоять православные люди, то и без указующего на это наименования будет достигнута та цель, которую ставит перед нами Господь – личное спасение и спасение ближних.