Мне уже доводилось писать о православном сербском предпринимателе Милое Стевановиче. Несколько дней назад во время пребывания в Сербии мне довелось лично с ним познакомиться и побеседовать. Познакомился я и с известным сербским православным публицистом Владимиром Димитриевичем, который также подвергается преследованию в Сербии. Недавно, В.Димитриевич дал интервью влиятельному сербскому порталу «Борба за веру», в котором размышляет о причинах отлучения Милое Стевановича. Думаю, основные мысли будут интересны и русскому читателю.
Предваряя публикацию текста интервью, редакция «Борбы за веру» обратила внимание читателей, что Влад порою бывает ироничен, поэтому не стоит сразу же сжимать кулаки и набрасываться на него со вздорными обвинениями. Увы, некоторые читатели РНЛ тоже читают материалы, связанные с Димитриевичем не очень внимательно, о чем свидетельствуют не всегда адекватные реплики на форуме.
Борьба за веру: Г-н Димитриевич, что думаете о г-не Милое Стевановиче?
Владимир Димитриевич: Думаю, он виноват.
БЗВ: ?
ВД: Повторяю, виноват. Виноват в том, что принял веру всерьез. Т.е. «зилотски», «фундаменталистски». Это значит, что обратившись, решил, что верующий должен быть верным, и не понял одной важнейшей вещи - в Сербии сейчас ищут таких верующих, которые бы не особо веровали.
Когда к нему приехали монахи из мон. Црна Река, нужно было сделать вид, будто он их видит первый раз в жизни. А что касается молитвы в Люляках, то идти туда не следовало. Нужно было ехать в Рим, к папе.
Тем самым можно было доказать свою толерантность и свободомыслие. Тогда он бы не только не был исключен из Церкви, но стал бы весьма популярной персоной в СМИ, к примеру, среди читателей газеты «Блиц» (аналог нашенского «МК»).
После этих слов Влад напомнил читателям о том, что еще в 2001 году в «Православном миссионере» публиковалась статья «Поездка в духе экуменизма», написанная Николой Солдатовичем, студентом-теологом. В статье, в числе прочего, черным по белому говорилось о том, что по благословению епископа Шабацко-Валевского Лаврентия группа из тридцати пяти священников епархии путешествовала по Италии, знакомясь с архитектурными и пр. достопримечательностями. В числе прочего, была совершена Божественная Литургия в том самом монастыре, где была подписана Флорентийская Уния: «Тут наши священники служили Св. Литургию (св. антиминс всегда был при себе), и тем показали западным христианам лепоту и таинственный смысл Литургии Восточной церкви. <...> Центральной точкой этого Богом благословенного путешествия был Рим. 20 августа 2000 года было заключительное торжество Юбилея. На импровизированном подиуме преосвященный владыка Лаврентий и прот. Вл.Станимирович имели почетное место рядом с Понтификом...». «Таким образом, - подытожил Влад Димитриевич, - мы видим, что если бы Милое Стеванович молился в том храме, где была подписана Флорентийская Уния, никто бы не отлучил его».
БЗВ: Но ведь каноны запрещают совместные молитвы с иноверными?
ВД: Наши специалисты по экуменизму и профессора теологии считают эти каноны преодоленными. Стеванович отказался принимать к сведению такое отношение.
БЗВ: Некоторые говорят, что Стеванович - бывший коммунист и, как таковой, неспособен к покаянию, что и проявилось в том, что он явно демонстрирует свои заблуждения...
ВД: Если бы Стеванович захотел остаться в нынешней церкви, и, после кончины, захотел бы быть похороненным по православному обряду, то он и не должен был бы особенно каяться.
Эту свою мысль Димитриевич подкрепляет напоминанием, почерпнутым, кстати, из Википедии, о том, что один из коммунистических вождей Югославии, Милован Джилас, несмотря на то, что вся его партийная борьба имела ярко выраженный сербофобский и антицерковный характер, «завещал похоронить свои останки по сербскому православному обычаю, с отпеванием». Что и было совершено по смерти Джиласа.
Говоря о делах черногорских, Влад вспомнил и о Мило Джукановиче, который буквально несколько дней назад переполошил сербское общественное мнение заявлением, что СПЦ является препятствием для создания черногорской идентичности, что Черногорско-Приморская Митрополия не действует в согласии с государственными интересами Черногории. Совсем в духе Л.М.Кравчука: «Незалежний держави - незалежну церкву!»
БЗВ: Но, может быть, есть еще причины, по которым Стеванович мог бы быть отлучен?
ВД: Вступил бы в ложу, никто бы его и не тронул. Вот недавно в США скончался владыка Христофор, в американской прессе были опубликованы его фотографии в одежде тамплиера - и ничего!
БЗВ: Но ведь Стеванович оскорблял высокопоставленных церковных лиц, и, тем самым заслужил то, что заслужил?
Говоря об оскорблениях, Влад напомнил читателям - нет, не о либеральной тусовке - но о деятельности людей, близких к Драшковичу.
Т.е. о тех, кто позиционируется в сербском обществе как национал-демократы. На страницах журнала «Српска реч» неоднократно употребляется словосочетание «Православный Иран». В 2002 году это издательство выпустило книгу Даницы Драшкович «Не могу молчать», где публиковались острые выпады против митр. Амфилохия, еп. Афанасия и других. Эти владыки обвинялись сербскими национал-демократами в разжигании межрелигиозной ненависти. Кстати, словосочетание «Православный Иран» появилось несколько раньше выхода этой книги. Я хорошо помню, что в сборнике речей Вука Драшковича, изданных еще во время бомбардировки 1999 года отдельным номером журнала «Српска реч», были следующие слова «Не должна Сербия превращаться в Православный Иран!»
БЗВ: Наказана ли хоть как-то Даница Дашкович?
ВД: Нет. Точно так же, как не наказаны отлучением ни автор фарса «Падение» Биляна Срблянович, а также Милорад Томанич, опубликовавший книгу «Сербская церковь в войне и войны в ней». Т.о. мы видим, что можно оскорблять конкретных архипастырей, можно глумиться над всем тем, что в народе свято - и за это никому ничего не будет. Не только никаких анафем, но даже и замечаний. А Милое, безусловно, отпал. Отпал от духа времени, и, тем самым, остался жив.
Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»