Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Василий Семенцов: «В этой инициативе я вижу лишь половинчатость решения вопроса»

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 01.06.2011


Известный педагог прокомментировал поручение Президента ввести отсрочку от армии для абитуриентов …

Инициатива Президента по отсрочке от армии для абитуриентов - вполне логичный шаг после разрушения советской системы образования, в первую очередь технического, и разрушения системы подготовки инженеров. Это привело к тому, что на заводе просто некому производить, да и работать. А подобный шаг должен хоть как-то улучшить ситуацию.

Если в технических вузах военные кафедры будут давать не только отсрочку, но в перспективе и офицерское звание, если будет восстановлена прежняя образовательная система, тогда интерес наших юношей-выпускников к инженерным специальностям вновь возрастет. А это очень важно для страны, потому что это, в первую очередь,  вопрос обороноспособности и технической оснащенности страны.

Можно также отметить, что это решение лежит в логике борьбы нашего Президента против коррупции. Спокойнее будет ситуация с поступлением в вузы, будут меньше давать взятки и готовить всякие липовые медицинские справки и т.д. Но меня как работника образования настораживает то, что удельный вес каждого балла, получаемого на ЕГЭ, резко возрастет для юношей, которые не хотят идти в армию. И здесь поток коррупционных родительских средств с медицинских комиссий может перенаправиться на школьные комиссии, связанные с ЕГЭ. Вчера  в своем выступлении премьер-министр Владимир Путин признал, что в ЕГЭ есть лазейки, из-за которых за деньги можно получить высокий балл, позволяющий  поступить в вуз, а не пойти в армию. 

Но много вопросов остается открытыми. Вопрос с образованием может быть поставлен и несколько иначе: честно отслужившему в армии дается право бесплатного высшего образования. Но при том, что сегодня предлагается, престиж армейской службы по-прежнему будет очень низким среди юношей, а ценность бумажки о высшем образовании или хотя бы студенческого билета многократно возрастает, особенно для тех, кто далек от мыслей о служении Отечеству и патриотизме. Это конечно, не принесет нравственного здоровья подрастающему поколению. 

Лично меня срочная служба в армии в свое время удержала от многих бед. Несмотря на все «тяготы и лишения военной службы», как принято говорить, я вспоминаю армию с большой благодарностью. После службы мне удалось полноценно повзрослеть и целенаправленно поступить в университет. То есть вспоминая себя до и после армии, я убеждаюсь в том, что военная служба мне не повредила, а, наоборот, многому научила.

Нужно помнить о том, что есть и сельская молодежь. Если наше образование не позволит допускать сельских выпускников в вузы, то существующая тенденция -  когда в армию идут в основном сельские, нежели городские юноши, - еще более усилится. Должны быть приняты меры, которые, с одной стороны, смогут обеспечить возможность высшего образования для сельских и городских юношей в равной мере, с другой стороны – стимулирующие желание городских юношей из т.н. хороших семей все-таки послужить в армии. 

У нас существует стереотип, что высшее образование следует получать в раннем возрасте, «пока не поздно». На самом деле, такой подход тоже порождает падение престижа высшего образования, если его уровень связывать с жесткими возрастными рамками. Высшее образование в 23 года - это удел западного бакалавра, что в переводе с латинского значит «холостяк» - т.е. юный выпускник, которому еще рано жениться. А уже магистром, то есть зрелым человеком, учащийся становился как правило лет в 30. Наша система 5-6 летнего высшего образования, которая существовала ранее, была близка к магистерскому. И ничего страшного не было в том, что человек выпускался из вуза, например, в 35 лет – человеком зрелым, способным принимать самостоятельные решения. 

Сегодня Россией заимствуется совершенно чуждая русской культуре система западного болонского студенчества. Следует говорить не только о социальном развитии и уровне интеллектуального развития, но и о нравственной, духовной зрелости людей. А в инициативе с отсрочкой от армии я вижу лишь половинчатость решения вопроса, всего лишь одну из нужных мер, за которой должны последовать и другие.

Василий Семенцов, председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, специально для «Русской народной линии» 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Иванов : Re: Василий Семенцов: «В этой инициативе я вижу лишь половинчатость решения вопроса»
2011-06-01 в 13:45

1) Инициатива Президента по отсрочке не логична! Это штопанье расползающегося кафтана. Нужно давно было понять, что вопрос о отсрочке для поступления в ВУЗ после школы не решён, не урегулирован.
Сам я дочку ращу, но хорошо вижу беспокойство родителей, чьи сыновья достигнут 18 лет уже на школьной скамье.
Нормальное решение вопроса – изменение призывного возраста.

2) Проблемы технического образования обусловлены иными, социально-экономическими процессами. Их не решить восстановлением военных кафедр, готовивших ненужных офицеров запаса. Напомню, что сейчас идёт процесс сокращения военных училищ!

3) За деньги можно поступить и в платный ВУЗ, получив отсрочку.

4) Пусть о повышении престижа армейской службы позаботится МО.

5) Проблема доступности высшего образования для сельской молодёжи в значительной степени – материальная проблема. Доходы сельских семей низкие, не только оплатить платное образование, но и просто прокормить учащихся детей – неразрешимая проблема. Да ещё и высокие транспортные расходы у студентов из глубинки! Возможно, нужны специальные стипендии, выравнивающие эти перекосы, но нынешние стипендии столь малы, что никаких материальных проблем не решают.

6) Получить высшее образование в раннем возрасте – это норма. Система должна сохранять доступность высшего образования и для людей зрелого возраста (а эта доступность снизилась после ликвидации многих вечерних и заочных отделений), но для человека способного нормально поступление в ВУЗ после школы. Напомню, что нынешнее материальное обеспечение студентов-очников таково, что без помощи родителей не обойтись. Значит надо получить диплом, до того как родители на пенсию отправятся.

7) Западная двухступенчатая система высшего образования неизбежна, при всех её недостатках.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме