Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Традиционализм и радикализм

28.05.2011


Доклад священника Александра Шумского на круглом столе в МГУ «Консервативные ценности России как основа национального бытия» …

Вчера, 27 мая, в рамках Всемирного Русского Народного Собора на социологическом факультете МГУ состоялся круглый стол «Консервативные ценности России как основа национального бытия». Священник Александр Шумский выступил с докладом по теме «Традиционализм и радикализм».

Термину «консерватизм» я предпочитаю термин «традиционализм». Эти термины очень близки по сути, но «традиционализм», на мой взгляд, более точен. Консервировать, как известно, можно все что угодно, в том числе и то, что губит культуру, государство и народ. Например, русские либералы удивительно консервативны в своей ненависти к собственной стране, к ее традиции. Еще Достоевский обратил внимание на этот факт. Он говорил, что в любой другой стране, например, в Англии, либералы очень критично относятся к тем или иным порядкам, тем или иным решениям своего правительства, но при этом они очень любят свою Родину. И только русский либерал ненавидит свое Отечество. Девизом русских либералов продолжают оставаться слова Печорина, сказанные еще в XIX веке: «Как сладостно Отчизну ненавидеть, и жадно ждать ее уничтоженья». 

Русскому традиционализму сегодня противостоит радикализм. Речь идет о радикальном либерализме и радикальном консерватизме. Радикальный либерализм – явление известное и старое, а вот радикальный консерватизм – явление новое, с ним раньше не приходилось сталкиваться. И мы видим, как эти две формы радикализма, казалось бы, совершенно непримиримые в идейном плане, практически совпадают по духу. И радикальный либерализм, и радикальный консерватизм одинаково негативно относятся к государственной и церковной властям. Радикальный либерал и радикальный консерватор – это тип современного революционера, современного нигилиста. 

В последнее время возникло такое странное явление, как либеральный национализм. В сущности, это необольшевизм сегодня. Особенностью радикального консерватизма является то, что он выступает под православными лозунгами. В этом заключается специфика современного нигилизма. Нигилист времен Достоевского говорил: «Бога нет – значит все позволено». Современный «консервативный» нигилист готов заявить: «Бог есть, значит все позволено». Такого выверта сознания не предполагал даже Достоевский. 

Русский традиционализм отличается, прежде всего, трезвомыслием и рассудительностью. Напротив, радикализм во всех формах – это всегда, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), разгорячение крови, нетрезвость духа. Радикал всегда опьянен своей идеей и самим собой. 

Надо заметить, что русский народ, при всех своих замечательных качествах, весьма быстро поддается радикальному воздействию. Это, кстати, относится и ко многим православным русским людям. Стоит признать, что русскому человеку свойственна духовная нетрезвость, и она особенно дает о себе знать в переломные моменты истории в смутные времена.

Неслучайно, конечно, что любая радикальная группа состоит в основном из людей молодых. Для священнослужителей это очень важно понимать. Ведь сегодня многие молодые люди, приходящие в Церковь, попадают в группу радикальных церковных либералов либо в группу радикальных церковных консерваторов. Наша задача – направить молодых людей на Царский путь, на путь подлинного традиционализма. Наш традиционализм должен развиваться, быть современным, сохраняя при этом свое архетипическое ядро. Задача нелегкая. 

Здесь стоит вспомнить ведущего идеолога консерватизма Константина Леонтьева, которого многие по незнанию считают «застывшим охранителем». Но вот что писал сам Леонтьев о консерватизме: «Быть просто консерватором в наше время было бы трудом напрасным. Можно любить прошлое, но нельзя верить в его даже приблизительное возрождение. Примеров полного возобновления прожитого история не представляет…». Леонтьев говорил также, что «таяние» России «одним репрессивным подмораживанием без некоторых ретроградных реформ … приостановить нельзя».

Сегодня Россия тает от либеральных реформ. Но либеральные реформы в России дошли, по словам Леонтьева, «до такой точки насыщения, за которой эмансипировать будет уже некого и нечего». Дальше – либо революция и полный крах, либо возвращение на пути творческого традиционализма или динамического консерватизма, с непременными «ретроградными реформами».

И есть надежда, что все-таки мы восстановимся. В четверг по российскому телевидению показывали авторскую программу Владимира Соловьева «Поединок». Обсуждался вопрос о «гей-парадах». Сторону традиционалистов представлял депутат Госдумы Александр Хинштейн, а сторону «секс-меньшинств» - некий Алексеев. В результате голосования телезрителей с восьмикратным перевесом победил Хинштейн. Это значит, что подавляющее число россиян полностью отвергает содомитов. И, конечно, следует поблагодарить московские власти и лично мэра Сергея Собянина за то, что они продолжили замечательную традицию бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и в очередной раз не позволили осквернить Москву.






РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 36

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

36. катя : вера не имеет отношения к титулам
2011-06-05 в 20:01

прочитала наших замечательных женщин. И правда замечательные. Но вот у меня, грешной, ни одного архиерея знакомого нет , а вера есть. Может, поменьше сладости. В отношении Солоневича. Да, согласна, книги очень интересные, читаются на одном духу. Но как же это не относится к жизни. Поменьше соплей, побольше веры, поменьше идеалистов. Почитайте не только Солоневича. Того же имп Юстиниана. Этот давно почивший имп. что писал6 два великих дара от Бога - священство , свободное от порока , обладающее доступом к Богу, и цари, справедливо управляющие государством. Это- по Юстиниану, симфония ведет к благополучию человеческого рода. Чудны дела твои, Господи, оказывается, наша бывшая Империя была настолько справедливой, что народ пошел за разрушителями страны, и вера была поругана. Все менялось, только вера в народе осталась. Стало быть, не важно, что творится в этом мире. Главное - это вера в Бога. Наша церковь, по каким-то непонятным причинам навязывает очередное изменение строя. Т.Е. монархию. Какая монархия? Вы разберитесь вначале с тем, что есть. Если Церковь будет навязывать православному народу монархию, а признаки есть, то кто будет помогать народу обрести веру в Бога? Можно сколько угодно говорить о знакомых архиереях, но кто поможет народу понять, что вера в Бога поможет России выжить. Монархия не поможет, а священники не должны влезать в грязную политику, а молиться о спасении России и мира.
35. Екатерина Домбровская : 34. Лидия Александрова
2011-06-04 в 16:50

Помощи Божией!Всегда Вам рада.
34. Лидия Александрова : для Екатерины Домбровской
2011-06-04 в 13:58

Спаси Господи, дорогая Екатерина! Я напишу Вам на сайт, если позволите, чуть позже, так сейчас очень трудный (для меня)текст владыки оформляю. Прошу молитв.
33. Екатерина Домбровская : 28 - Лидии Александровой
2011-06-04 в 12:23

Дорогая Лидия! Благодарю за поздравления с праздниками - и я Вас поздравляю с прошедшими. Очень мне отрадно совпадение наших мыслей и тем более близость к мышлению досточтимого и приснопоминаемого митр. Григория. Некоторые читатели решили, что это мы тут от ветра головы своея выкладываем тут некие истины. Это не так - я просто повторила слова своего духовника - архиерея, и оказалось, что они близки духовно к миросозерцанию покойного Владыки. Это учение нашей Матери-Церкви.
Очень отрадно было обменяться с Вами репликами. "Приобрела я от Бога человека".
Помощи Божией Вам в Ваших светлых и интенсивных трудах!
С уважением и искренним сердечным расположением - Екатерина.
32. Аноним : 30
2011-06-04 в 02:47

дамы и пишут друг дружке потому, что вы их не слушаете
31. жасмин : 24. Плющу на руинах чего -?
2011-06-04 в 01:57

А говорили, что овощи из ЕС на таможне не пропускают. Ну конечно, опять вранье. Да, - это все русско-советский синтезъ (это коммунисты и их внуки).
Но это традиционализм или радикализм - сам не понимаю, честно говоря.
30. Богдан : Тра и ра
2011-06-04 в 00:37

Николаю Ш. (21)
На это уповаем.
Сами же должны ПРОЖИВАТЬ ЭТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПО ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ, как пишут друг дружке наши женщины на этой ветке.
29. Иоанна : 27 Екатерине
2011-06-03 в 22:00

Дорогая Екатерина, и я Вас сердечно благодарю. Уже читаю, очень нравится, напишу Вам по э-почте в ближайшее время – загляните в свой ящик.
28. Лидия Александрова : 26. Екатеринe Домбровской - Лидия Александрова
2011-06-03 в 19:08

Екатерина, с праздником Вас Владимирской иконы Божией Матери. Мне очень приятно, что "церковное отношение к социуму и политике, и борьбе с внешними обстоятельствами" у Вас такое же, как и у владыки Григория. Я сама - то ведь совсем не богослов, проэтому:
"Что касается темы противопоставления аскетики - обновленчеству, как некоей крайности (если я верно поняла Вас) - здесь я согласиться не могу - аскетика - это средство и путь, способ , школа христианина, помогающая ему следовать по стопам Христа, совершать свой путь спасения по Евангелию" - думаю, что Вы конечно, правы.
Конечно, наше дело, по мере слыбых сил, стараться жить нравственно по Заповедям Господним, и стараться не ссориться.
С симпатией и уважением Лидия.
27. Екатерина Домбровская : 23. Иоанна
2011-06-03 в 18:07

Дорогая Иоанна, сердечно благодарю за понимание и поддержку, за добрые слова. Приглашаю Вас заглянуть ко мне:http://www.proza.ru/avtor/skityanka
Мне было бы полезно знать Ваше мнение.
Примите мой дружеский поклон и рукопожатие через те многие сотни км., которые нас не могут разделить.
26. Екатерина Домбровская : 20. Лидия Александрова
2011-06-03 в 18:02

Благодарю Вас, уважаемая Лидия Константиновна. Я - Романовна, но просила бы оставить обращение ко мне по церковному - без отчества: это как-то уже устоялось на практике. Так привычнее. Я совершенно согласна с Вами по поводу церковного отношения к социуму и политике и тоже часто повторяю это на форуме. Не наше дело, доверяющих Промыслу Божию - бороться с обстоятельствами, наше дело их нравственно по Заповедям проживать.
Что касается темы противопоставления аскетики - обновленчеству, как некоей крайности (если я верно поняла Вас) - здесь я согласиться не могу - аскетика - это средство и путь, способ , школа христианина, помогающая ему следовать по стопам Христа, совершать свой путь спасения по Евангелию.
Но, возможно, я не точно Вас истолковала...
С глубоким уважением - Ваша Екатерина.
25. Аноним : 24. Плющ на руинах
2011-05-30 в 22:02

Хотелось бы посмотреть как Вы объясняете то же грекам: что они не имеют никакого отношения ни к Элладе, ни к Византии. "Ну, ходят мужики по Афинам, но это ж разве те мужики..."
Циклит вас на каких-то внешних, формальных знаках преемственности.
24. Плющ на руинах : К вопросу о русско-советском синтезе
2011-05-30 в 16:29

Автор данной статьи, многоуважаемый о. Александр Шумский, известен давними симпатиями к Сталину. На фоне дискуссий о десталинизации и ресталинизации неизбежно встает вопрос о цивилизационной принадлежности Хозяина. Я глубоко убеждена в одном. Сталин не был правителем России. Он представлял принципиально иной социокультурный локус - советскую цивилизацию. Советское и русское соотносятся так же, как палач и жертва. Если нужна аналогия из ботаники - фикус оплетает дерево-хозяин и паразитирует на нем, из-за чего хозяин гибнет. Русская и советская цивилизации возникли на той же территории, но имеют абсолютно разные духовные основы. Арабы Египта (Мисра)стали говорить о какой-либо преемственности своей государственности с царством фараонов лишь в XX в. Ну, воздвигли Анвару Садату пирамиду. Ну, ходят по Каиру мужики в фараоновских париках-немесах, фоткаются с ротозеями-туристами... Но цивилизация-то другая, хотя и не менее великая, чем древнеегипетская, - исламская. Преемтсвенности-то подлинной, в действительности, не было. Египетская цивилизация к приходу войск халифата в 639 г. уже давно не существовала. Страна фараонов,прожив необычайно долго и исчерпав свои творческие силы, медленно растворилась сначала в греко-римской (Серапис, Файюмские портреты...), затем в византийской цивилизации, хотя отдельные ее элементы надолго пережили ее самое. К примеру, коптский язык, генетически связанный с древнеегипетским и ныне употребляющийся лишь в богослужении, образы христианских святых с головами соколов (знаменитое изображение Св. Георгия из Лувра, восходящее к Гору Бехдетскому)и шакалов (ср. икона Св. Христофора, облик которой восходит к Анубису).
Подобным образом, хотя сроки здесь куда более спрессованы, советская цивилизация имеет преемственность с русской, убитой ею, лишь в некоторых внешних атрибутах. Как верно отметил Михаил Геллер, 25 октября 1917 г. история России закончилась. Увы, России ныне не существует. Как прикажете называть современное failed state (ну, почти), обогнавшее по коррупции Зимбабве, тянущееся от Кронштадта и до Владивостока? Хм... Федерация? Русская цивилизация в 1917 г. была уничтожена большевиками, ей же поржденными, но являвшимися носителями принципиально новой ментальности, т. е. в какой-то степени совершила самоубийство.
Великая цивилизация захлебнулась собственным плодородием, начало XX в. действительно было золотым веком Российской цивилизации. Мощнейший экономический "тигр". Громадные ресурсы. Трудолюбивое крестьянство. Небывалый взлет культуры и науки - Серебряный век. Вера, Царь, Отчество... Но именно юности свойственно зачаровываться Смертью. И Россия заигралась. Как невинная отличница в матроске (=^_^=), ставшая киллером и нашедшая бесславную смерть.
Брежневская конституция была права - советский народ стал полностью новой исторической общностью. Добавим, новой цивилизацией ойкуменического типа. СССР тоже был империей, его политическая культура держалась на представлении о превосходстве надо всем остальным миром. "Сущность ее, привлекающая к себе рабочих каждой страны все больше и больше" (Ленин, он же Основатель) состоит в концепции мировой реолюции, несущей всем народам земли конечную и самую совершенную форму развития общества. Смерть СССР наступила не в 1991 г., а на двадцать седьмом съезде КПСС, похоронившем фактически классов-имперский подход во внешней политике и "доктрину Брежнева". Большевики создали новую религию со своими богами, "прорками", "мучениками". О. Александр Мень вспоминал однажды, как его умирающий мальчиком друг "видел", как манил его Сталин.
"Разрубил березу на поленья
Он одним движением руки.
Мужики спросили:
- Кто ты?
- Ленин.
И остолбенели мужики". Стоит до сих пор на Красной площади не то зиккурат (love BabElon=)), не то пирамида модели III династии. А в гробу-то Ленин. Мумифицированный. Большевики безжалостно истребляли религию не как атеисты или агностики а как адепты нетерпимой кровавой секты. Павликиане те же ратовали за "всеобщее равенство", как и большевики, что не мешало им жировать за счет продажи в рабство тысяч православных. Сов. государство прошло закономерный цикл правителей - Основатель (Ленин) - Продолжатель (Сталин) - Имитатор (Хрущев) - Разрушитель (Брежнев). Советская история более напоминает ход исторической жизни рада великих империй Востока, к примеру, держав Альморавидов и Альмохадов в Магрибе, чем ситуацию в Европе. Но СССР - не Европа. В отличие от России, Советский Союз умер своей смертью, поэтому еще немного агонизировал. Сталин был Продолжателем дела, заложенного основателем этой "кровавой империи" (это не Рейгана слова, а Бунина) - Ленина. Он ловко расщелкал действительных и мнимых претендентов на власть (Троцкого, Бухарина, Зиновьева, позже - Кирова). В отличие от ситуцаии, скажем в империи Великих Моглов, где болезнь или смерть государя провоцировали ожесточенные коллизии между многочисленными сыновьями, здесь борьба проходила среди политических сыновей и наследников Ильича. Сталин одержал верх. Именно он стремился осуществить сплочение советского общества уже не под знаменем лояльности, но требуя Единочувствия. Основатель закладывает идейный фундамент, сокрушает прежнее государство, но, как правило, живет недолго. Продолжатель воплощает на практике. Он создает мощный бюрокартический аппарат, организует армию, завершает распределение между соратниками земельного и иного фонда. Русское население, большей частью - крестьянство - было для большевиков чужим цивилизационно. И Ленин и Сталин во имя своих классово-имперских целей истребляли его миллионами. "Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата", - говорил Основатель. Сталин уничтожал население более, скажем так, организованно, чем Ленин. Продразверстка, наводившая ужас на село, могла существовать лишь в условиях Гражданской войны. Колхозы свалились на бедные крестьянские головы, как планировал Сталин, навсегда. В период нэпа очень относительный, но плюрализм был. В 1927 г. могло возникнуть объединение молодых поэтов-абсурдистов ОБЭРИУ, в 1937 - нет. Всякая оппозиция жестко и кроваво искоренялась. Концлагеря, созданные при Ленине островами, Сталин превратил в Архипелаг. Хищная мощь советского государства при Сталине оказалась итогом сверхэксплуатации населения. Сталин не встречал сколько-нибудь организованного сопротивления своему курсу, потому что не было национальной идеи, которую можно было бы ему противопоставить. Россия уже была убита. При Сталине процесс разложения ее трупа усокрился, потом прошел кремацию войной. Пожалуй, с окончательной и бесповоротной гибелью советского села в 1960-е гг, можно наблюдать лишь ослепительно белые разрозненные косточки великой России-богатырши. Надо быть или доверчивым человеком, или намеренно искажать ситуацию сталинской эпохи, чтобы принимать "аромат" трупа России при Сталине едва ли не за православный ладан. Станислав Рассадин очень метко назвал торжество Сталина "триумфом вони".
СССР, на гербе которого был изображен всеь "Земшар", с его классово-имперским подходом не мог быть политическим вегетарианцем. Сталин настойчиво желал мирвоой войны, которая помогла бы осуществиться его планам мировой революции. Сталин, безусловно, мечтал о мировом господстве - присоединение Прибалтики, Зимняя война, "Освободительный поход" в Западную Украину и Белоруссию были лишь прелюдией. Ворошилов открыто утверждал, что "советский народ любит воевать". "Как один человек, весь советский народ за свободную Родину встанет". Песенка 1938 г. Никакого упоминания о русской народе, как видите, нет. "Внуки Суворова, дети Чапаева" - это уже во время Великой Отчественной.
Сталин относился к России так же, как многие и многие завоеваели - к культуре народа, о которой ничего не знают. Сомневаюсь, что Сталина мучла совесть по поводу, например, Храма Христа Спасителя. Он и на Василия Блаженного положил глаз. На Бородинском поле памятник Багратиону снесли в 1932. Совесть не мучила афганского полководца Бахтиара Хилджи, сравнявшего в конце XII в. с землей великий буддийский университет в Наланде, в котором, по свидетельству китайского монаха Сюань-цзана, обучалсоь десять тысяч студентов. Крестоносцы в 1204 без угрызений совести набивали мешки храмовой утварью Константинополя. Не мучила она и Франсиско Писсаро, переплавлявшего изящнейшие золотые украшения инков в бездушные золотые слитки...
Обращение к наследию убитой большевиками России в годы войны и частичная либерализация по отношению к Православию - для Сталина были лишь вопросом пиара. Он прекрасно понимал, что, хотя Россия убита, народы ее не полностью обольшевичены, и, чтобы спасти себя и коммунистическую идею (а отнюдь не Россию) и удержать армию от дезертирства в условиях цепи поражений 1941 г., надо сильно нажать на кнопочку этнической идентичности. Не желали люди, хотя имевшие уже основательно деформированное мышление, умирать за Октябрь. В атаку матом поднимали, а "За Родину! За Сталина!" - орал в кустах сытый комиссар. Война на своей территории - для этого нужно было обращение к историческому наследию убитой страны. Победа над нацизмом была достигнута грандиозным напряжением сил народов бывшей России, оставшихся без собственной цивилизации.
* * *
Белеют белые косточки кремлей и храмов по бвшей раздольной вотчине Руси. Руины повсюду. Уже не только русские, но и советские. Впрочем, ослепительно улыбающийся скелет куда красивее, чем тело с отходящими покровами. А вообще-то на этом необъятном пространстве может возникнуть только восточное общество. Насколько Успенский Собор или Храм Василия Блаженного ближе Великой Ступе в Санчи, шедевру индийского зодчества, чем Нотр-Даму! И по форме, и по духу. Я к этой ступе ездила лично, когда работала в Индии, - ни одна репродукция этого сходства не передаст. Мы - наследники умершей России - азиаты. Не надо отрекаться. Москва, пока Сталин со товарищи окончательно ее не убили, была пышнее и роскошнее Питера. Лахор ярче и интереснее Парижа. Чэнду сложнее и живее, чем Мюнхен или Эдинбург. А в том же Лондоне самым интерсным для меня местом был чайна-таун. мы в той же мере наследники Золотой Орды, как и Руси. Мы истощены духовно. Нам нужен прочный геокультурный союз с велкими цивилизациями Востока - Китаем и Индией. Много еще бытует у нас странных и несправдливиых мифов о Китае как об угрозе. Мифы эти носят, скорее всего, искусственный характер. кому выгодно? - Збигнев Бжезинский писал, что особенно неблагоприятной для Америки ситуацией в Евразии будет альянс, включающий Китай, "Россию" и Иран. Ради Бога, выбросьте на свалку миф об "ордынском иге", это был дипломатический союз, который обеспечил России и Православию защиту от тевтонского Drang nach Osten. И тысячу раз был прав Св. Александр Невский. Нам новую общность надо строить, но, как вы догадываетесь, на мощной духовной основе, а не на кровавой и антихристианской марксистской идеологии. Почтим же память почившей России и пойдем дальше. ...На Восток!
23. Иоанна : 19, Екатерине Домбровской
2011-05-30 в 15:02

«Еще раз повторю: в преддверии более тяжких времен только подлинная сила духа будет держать людей и человечество в целом. А сила духа обретается не на конференциях и не в докладах, не в политической трескотне, а в центре жизни - в духовном внутреннем делании (умном делании) в служении Богу и людям (где каждый на своем месте поставлен), не в борьбе с обстоятельствами, а в НРАВСТВЕННОМ ИХ ПРОЖИВАНИИ ПО ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ».

Можно и еще раз повторить. Сожалею, что мало православных людей об этом помнит.
И за 13-й пост благодарю Вас, дорогая Екатерина. Полностью согласна.
22. Елена^ : Re: Традиционализм и радикализм
2011-05-30 в 14:04

Одна из радикальных крайностей - резкое (даже враждебное) противопоставление православных воцерковленных людей, остальному народу. (Есть только православный народ, никакого русского народа нет. Остальные - никто, звать их никак, ответственности за них мы не несем, они нам что индейцы). Никогда такого противопоставления не было в традиции.
При таком брезгливом отстранении вряд ли бы из массы языческих племен на огромной территории появились и православный русский народ, и Россия.
21. Николай Ш. : 17. Богдан
2011-05-30 в 13:24

Мне близок Иван Солоневич ("Народная монархия"). Народ должен почувствовать нутором! Русский Общенародный Собор безусловно на первом месте, а ведь нам просто могут не дать времени. "Они" тоже считают до "верного". Система обрушения общества подготовлена. Россия спасена будет по милости Божией. Далеко не всё уже будет зависеть от людей. Но нужно, чтобы нынешнему Пожарскому пришёл во сне Сергий Радонежский.
20. Лидия Александрова : для № 19. Екатерина
2011-05-30 в 12:46

Многоуважаемая Екатерина, дабы с почтением к Вам можно было бы впредь обращаться (как и Вы к нам), озвучьте, пожалуйста, Ваше отчество. А я вообще-то по батюшке Константиновна. Но можно и просто – Лидия.
О «духовных» современных катакомбниках, членах как РПЦ МП, так и РПЦЗ у меня как раз и говорится в конце поста №13. С десятилетиями, и столетиями даже, понятия практически не меняются.
Общее у обновленцев и катакомбников было то, что и те и другие оправдывали или осуждали тот или иной об¬щественный строй. В то время как «царский путь» христианина - безразличное отношение к этим формам: «Ищите Царствия Божия и правды его (а оно «внутри» вас) и «все остальное» (т.е. лучшие общественные формы) «приложатся» вам (т.е. естественно и с неизбежностью вытекут из того внутренне¬го настроения, которое будет в членах данного общества)».
Предлагаю почитать фрагмент дневника владыки Григория, который, похоже, я не совсем удачно озаглавила. Лучше было бы наверно: «Царский путь - между обновленчеством и аскетикой». Хотя «катакомбничество» 20-30 гг., уходившее от «богоборческих властей», здесь не рассматривается, и оно ведь не совсем «аскетика», или совсем не аскетика.


О миропонимании православном и обновленческом
20 декабря 1923 года / 2 января 1924 года.
«Живая Церковь» в лице Красницкого (в воскресенье он вел беседу в Казанском соборе; я был, но скоро ушел, вследствие на¬чавшихся криков толпы) хочет приспособляться к современному на¬правлению коммунистической мысли и по вопросу о том, что разделя¬ет ее от «тихоновцев», заявляет, что - не имя Патриарха Тихона, не Собор 23 года и не желание белого епископата вместо монашеского, а «особое миропонимание»... Это он высказывал и в своем журнале, но далее этой общей фразы не шел и в статье, и в беседе. Надо думать, что они разумеют крайний аскетический взгляд православия на совершенную неценность здешней жизни и игнорирование всего, что касается земной жизни ради Царствия Небесного.
Сами они идут в другую крайность и примазываются к учению, которое дальше земли ничего не видит. Между тем истинное Христово учение говорит о Царствии Божием, которое «внутри» человека, которое надо осуществлять в жизни, т.е. в земных условиях существования, чтобы воспитать в себе «мужа совершенна, в меру полного возраста Христова» и затем уже, по смерти, войти в «радость Господа своего». Здесь не только не исключаются земные интересы, но они ставятся условием осуществления Царствия Божьего, наступление которого Христос заповедал молиться в молитве Господней, которая и вся приспособлена к жизни земной. Вопрос только в том, что дело христианина ограничивается своей внутренней жизнью, а живоцерковники примешивают сюда заботы об общественном устроении, «оправдывают» тот или иной общественный строй и т.п.
Это, по-моему, не дело христианства: че¬ловеку, знакомому с историей различных общественных течений, стремящихся достигнуть «райского блаженства» в общественных отношениях, не может не быть ясным, что ведь нет надежды найти безусловную форму общественного устройства, нет такого средства в политике, которое раз и навсегда обеспечило бы людям неизменное совершенство жизни. Это потому, что 1) жизнь зависит не от общественных форм, которые хотят регулировать ее, а от внутреннего строя мыслей, чувств и воли отдельных индивидуумов, строящих жизнь; а 2) что между личностью и обществом есть неустранимое несоответствие: личность, ее душевная жизнь шире и глубже «политики» и «общественности» и человек должен искать удовлетворения, прежде всего в себе. Тут, конечно, нет отказа от общественного идеала, но пред сознанием ставится не вера в «земной рай», а вера в человеческую личность, непреклонную в своих нравственных стремлениях. Вот, следовательно, что должно браться за основу общественного сознания.
Если так, то все дело сводится на направление внутреннего «я» человека, на его внутреннюю работу. И здесь дело переходит уже в область близкую к морали, и нет места для какой бы то ни было «борьбы» из-за форм общественной жизни. Потому-то христианство и безразлично относится к этим формам, имея дело с отдельными личностями и говоря только о «внутреннем» усовершенство¬вании... «Ищите Царствия Божия и правды его (а оно «внутри» вас) и «все остальное» (т.е. лучшие общественные формы) «приложатся» вам (т.е. естественно и с неизбежностью вытекут из того внутреннего настроения, которое будет в членах данного общества). Конечно, не сразу, а постепенно.
См.: http://www.bogoslov.ru/text/1625859.html
19. Екатерина Домбровская : 16. Лидия Александрова ДОГОВОРИМСЯ О ДЕФИНИЦИЯХ
2011-05-30 в 10:41

Многоуважаемая собеседница! Вы привели очень важный. содержательный отрывок о многом говорящий. Но я должна сделать оговорку: употребив понятие "катакомбники" я не имела даже в виду то конкретное историческое явление, которое рассматриваете в частности, Вы. Я употребила его, так сказать, в след о. Александру Шумскому, который "катакомбниками" обозначил современных ему православных, которые, раузмеется, катакомбниками в прямом смысле слова не являются, так как они законные чада РПЦ. Это было иронично- обличительное словоупотребление - и главный образом ирония эта была нацелена на духовную составляющую жизни людей, которых до о. Александра крепко обзывали "ревнителями" и "фундаменталистами" - заметьте, из совершенно противоположного лагеря фролеров и К. Я тогда попыталась вступиться
за людей, чьи позиции , мягко говоря, о. Александр каррикатуризировал: мол, оторваны от мiра, от социума - на страждущий мiр им наплевать (это все было в докладе на встрече прессы) и т.п. Но все это не так! "Катакомбников" получили за то, что духовное ставят на первое место, что резко выступают против смещения акцентов в сторону политизации Православия. Весь сыр-бор-то и разгорелся от того, что эти православные придерживаются Царского пути, завещанного свв. отцами, и вот теперь началась перетасовка: где крайности, кто есть центр, причем при перетасовке отсутствуют честные и бесстрастные характеристики иных позиций, то есть - непредвзятые.
Разумеется, почти всегда в церковной жизни имеются крайности - левый и правый радикализм и тот и другой характеризуется несколькими вещами: крайней политизацией, для правых это уход от гнусного мiра в катакомбы в прямом и переносном смысле слова.
Но это не имеет никакого отношения к тем, кого упорно хочет заклеймить о. Александр, кого фролеры обзывают "ревнителями". Полинно церковный человек НИКУДА НЕ УХОДИТ - он не своевольничает в своей жизни, он слушает о себе волю Божию, и пребывает в тех обстоятельствах, которые ему благословляет Бог. В принципе отрицается СВОЕВОЛИЕ и утверждается ПОСЛУШАНИЕ и ДОВЕРИЕ БОГУ. К примеру: когда прп. Силуан Афонский восхотел уйти в монахи на Афон, чувствуя , что это зов Божий, то он написал св. и прав. Иоанну Кронштадтскому:"Помолитесь, чтобы здесь у меня возгорелся огонь под ногами, чтобы я не мог остаться" (прошу прощения - цитирую по памяти - смысл). "Благословения даются индивидуально, - учат нас подлинные духовники. Куда бы телесно человек не перемещался - хоть в пустыню - он не может порвать с человечеством - пример тому схимническая молитва за мир, которую тот же прп. Силуан называл "молиться за мир - кровь проливать".И отцы утверждают, что именно такими молитвами стоит до сих пор мiр. Стоит он литургией. Всем тем, что является сердцем духовной жизни и подлинной церковности. Нас же зовут "играть в бисер": идти в мiр, не идти в мiр...
Куда идти, если человечество онтологически едино от Адама, едино в принятии Искупления?!
Еще раз повторю: в преддверии более тяжких времен только подлинная сила духа будет держать людей и человечество в целом. А сила духа обретается не на конференциях и не в докладах, не в политической трескотне, а в центре жизни - в духовном внутреннем делании (умном делании) в служении Богу и людям (где каждый на своем месте поставлен), не в борьбе с обстоятельствами, а в НРАВСТВЕННОМ ИХ ПРОЖИВАНИИ ПО ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ.
Разумеется, уважаемая Лидия Александровна, я все это не Вам провещала, Вы и без меня и лучше меня все это прекрасно знаете, а, пользуясь Вашим комментарием, обращенным ко мне, еще раз попыталась кратко прописать свою позицию.
Разумеется тему исторических "катакомб" я не брала здесь в рассмотрение. Это тема совершенно отдельного разговора и разговора неоднозначного...
18. Сокол : реплика на п.18 Лидии Александровой
2011-05-30 в 10:22

Уважаемая Лидия Александрова,
Вы – умница.
Поняли суть и написали о существенно важном.
Ваш отсыл к трагическим событиям 1917 года наглядно и убедительно подтверждает органическую, глубинную связь сегодняшних размышлений Иерея Александра Шумского с историческим опытом России.
Смысл тянется к смыслу.
Прошлое рифмуется с Настоящим.
17. Богдан : Тра и ра
2011-05-30 в 01:03

Николаю Ш. (12)
Люди поверят не обозначившемуся "лидеру", а Русскому Общенародному Собору с его специализированными структурами. Последнее условие - обязательно.
16. Лидия Александрова : 13. Екатерина Домбровская
2011-05-29 в 21:41

«Нас, несомненно, ждут все более и более трудные времена». Поэтому, конечно, следует наконец, разобраться в «радикализмах» правых и левых: «Крайности сходятся, - говорят. Так и левый и правый радикализм. Обличать это несомненно нужно. Вопрос - КАК, и с КАКИХ ПОЗИЦИЙ.
Во-первых, надо точно обозначать эти "радикализмы" - что вовсе не просто».

Оказывается, крайности не только «сходятся», они прямо-таки за ручки держатся. Как историю зачастую лучше всего изучать в биографиях ее выдающихся творцов и прочих участников событий, то таким образом проще и «радикализмы обозначить». Рассмотрим на первый взгляд, казалось бы, совершенно антагонистические «радикализмы» - обновленчества и катакомбного «истинного православия», с «позиций» славной, и что интересно, - общей революционной юности основоположников:
«Отпрыск старинного рода князей Ухтомских, он с детства отличался горячей религиозностью, которая еще усилилась благодаря трагическому случаю, происшедшему с ним в детстве. Преосвященный Андрей был увлекающимся и ищущим человеком. В начале своей деятельности он увлекался теософией и спиритизмом, периодически помещая в мистических журналах статьи за подписью “Князь-инок”. После 1905 года потомок князей Ухтомских неожиданно увлекся революционным движением, почти открыто выражал свои симпатии эсерам и резко выступал против Распутина. В то же время он оставался горячим молитвенником и страстным приверженцем церковного обновления. Епископ Андрей играл видную роль в “революционном” Синоде, в который он был кооптирован В. Н. Львовым. Епископ Андрей заинтересовался Союзом демократического духовенства, стал его покровителем и ввел его руководящих деятелей к В. Н. Львову. В июне 1917 года происходит случай, который потом часто ставили в вину главарям Союза. Передаем здесь слово А. И. Введенскому, пусть он сам расскажет об этом.
“Вызывают в один прекрасный день нас всех троих (т. е. Введенского, Боярского, Егорова) к Львову, и он нам говорит: вы едете сегодня на фронт. Я едва жену успел об этом известить. Приезжаем на другой день поздно вечером в Ставку. Вводят нас в кабинет начальника штаба генерала Алексеева. Входим с трепетом: здесь мозг русской армии - тогда еще это ощущение было живо. Поднимается нам навстречу пожилой, осанистый генерал, знакомый по тысячам портретов. Говорит легко и свободно, со сдержанным волнением: “Вам придется ехать на фронт, на самые опасные участки. Имейте в виду, что армия разложена полностью, армии больше нет. Одна из наших надежд - это вы, духовенство. Поезжайте, может быть, вы сумеете что-то сделать. Предупреждаю, вы идете на подвиг, потому что мы не можем гарантировать даже вашу безопасность... ” И мы поехали в зону обстрела. Бросили меня на самый гиблый участок - туда, где солдаты сплошь бегут из окопов. Устроили митинг. Я говорил с жаром. Начал с того, что раньше, при царизме, я не призывал бы их идти в бой. Кончил. Взрыв аплодисментов. “Качать его!” Это единственный раз в жизни меня качали; пренеприятное ощущение. Голова кружится, и все в животе переливается, а потом понесли на руках. Из какого-то чистенького домика выходит ксендз, смотрит испуганно: видит, солдаты тащат какого-то священника, руки, и ноги у меня болтаются в воздухе - впечатление, верно, такое, что меня разрывают на части...”
После этой поездки о Введенском заговорили. В августе он участвует в Совещании представителей русской интеллигенции в Москве, а вскоре назначается членом так называемого Предпарламента в качестве представителя от демократического духовенства. Каждый день, и по нескольку раз в день, петроградское трио выступает на митингах и докладах; особенно часто выступает Введенский. Он все более левеет, он захлебывается в волнах собственного красноречия, он уже, и слышать не хочет о буржуазной республике, ему нужен социализм, но вот уже и эсеровского социализма ему мало... он высказывается за левых эсеров, дружит с анархистами... На заседании Предпарламента, когда обсуждается вопрос о том, какие партии должны участвовать в Предпарламенте, все русские партии или только социалистические, - он стремительно вскакивает с места: “Социалистов, социалистов, одних только социалистов!” (“На правых скамьях, - говорит газетный отчет, - смех, крики: шут гороховый! Большевики осклабились от удовольствия...”) http://krotov.info/h...krasnov/1_revol.html
Отношение к царскому пути митрополита Сергия, и соответственно весь набор слов, употребляемых и ныне «духовными» и другими прочими «катакомбниками», почерпнут главным образом, из сочинения еп. Андрея Ухтомского «История моего старообрядчества»: http://drevle.narod.ru/iststarover.htm
Как известно, именно еп. Андрей первым ввел термин «истинно-правослвные».
15. Богдан : Тра и ра
2011-05-29 в 20:44

12. скептик

Адриану Роуму, Николаю Ш. и другим братьям во Христе:
пусть означенныый скептик, равно как его тезки, колотится о стену, а вы ему не отвечайте, прошу вас.
Сколько места на форуме очистится!

p.s. Он же, как репей, за все цепляется по-верхоглядски (как и все его соплеменники). "Соплеменники" - это не этническая, а физиологическая характеристика.
14. Николай Ш. : 12. скептик
2011-05-29 в 19:11

Ваших суждений я что-то не заметил. По какому сценарию живу я можно догадаться, если хотя бы прочитать. Люди мучительно ищут выход, поскольку власть все очевиднее доказывает свою недееспособность. Россию ведут в небытие (см. "Проект Россия 4" - этот вариант уже не исключается). Должен обозначиться лидер, которому люди поверят.
13. Екатерина Домбровская : Теперь - имитация "центра"?
2011-05-29 в 15:11

Крайности сходятся, - говорят. Так и левый и правый радикализм. Обличать это несомненно нужно. Вопрос - КАК, и с КАКИХ ПОЗИЦИЙ.
Во-первых, надо точно обозначать эти "радикализмы" - что вовсе не просто. А то, размахивая ярлыками, можно много наворотить вредного: мол, лес рубят, щепки летят. В частности - что есть правый радикализм? Чем он отличается от царского пути - в чем его духовная суть, на какое богословие и идеологемы он опирается?
Приходилось об этом писать, - и в частности о том, что как левый, так и правый радикализм (крайности) - отличаются глухотой к духовному, бедностью духовной, внешним использованием духовных понятий при неимении их внутри в качестве подлинного духовного опыта. Это первое, а второе - это следствие первого: не имея духовного христианского ядра те и другие шарахаются в сторону политических приемов мышления, что на духовном языке называется плотским мудрованием. Отвлекают и тащут в эти сферы и доверчивых людей вслед за собой... Человеческое вместо Божия, - вот, что нам предлагают и те и другие. А теперь оказывается, что есть и новенькое - ложная имитация центра - вот что в ДАННОМ случае нам предлагается. Это не центр, это не царский путь, это обманка - паллиатив, заигрывающий с миром, погружаемый нас в него с необратимыми потерями для духа. Потому под видом действительно крайне правой радикалистской политизированной идеологии в церковных кругах здесь подсовывается тайная неприязнь к "катакомбникам" (неомонофизитам) - к тем, кто пытается "хранить себя неоскверненными от мира" («Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» Иак.1:27). Отношение к власти мирской? - Да по учению церковному, - по Евангелию, по апостолу Павлу. И точка. И так во всем. Слово Божие дает ответы на все вопросы жизни в Заповедях Божиих.
Очень жаль, что крайне поверхностное, предельно схематичное - не аргументированное, не прописанное, не развернутое высказывание предлагается на обозрение многим. Опять жонглирование ярлыками и терминами, опять скрытый внутренний посыл и внутренняя полемика с оппонентами.
Нас несомненно ждут все более и более трудные времена. Тем крепче и выше духовно
должны мы все быть - причем каждый наедине с собой. Потому что у каждого в жизни приходит момент, когда только его собственная духовность и молитва будут говорить за него, только это будет заступаться за нас перед судом Божиим. И тут никакое ложное политическое объединительство под видом соборности не поможет. НИКТО не поможет, только наша собственная молитва и то, насколько мы лично успели к Богу приблизиться (не любя Бога и ближнего жертвенно, не исполняя ВСЕ ЗАПОВЕДИ Божии сие невозможно сделать.).
Вот то место, где ЭТОМУ учат и ЭТОМУ помогают добрые священники в Церкви, - и есть ЦЕНТР духовной жизни, Царский путь и точка отсчета.
12. скептик : Re: Традиционализм и радикализм
2011-05-29 в 14:01

2 Николай Ш.
а живете вы тоже по западному сценарию?)

2 Булгарин
пишется м*и*ссионер.

2 Адриан Роум
скажите, а кто именно в цру управляет десталинизацией? вы, видимо, много знаете, поделитесь информацией.
11. РоманС : Re: Традиционализм и радикализм
2011-05-29 в 12:54

Если честно не очень понял, о чём хотел сказать уважаемый и читаемый с интересом отец Александр. Смутно догадываюсь, но ощущение какой-то неоформленности. Такое у него впервые вижу.
10. Фотинья : ,Булгарину
2011-05-29 в 03:43

А что у нас есть другой БОГ ТВОРЕЦ кроме БОГА ТРОИЦЫ БОГсотворил Адама и Еву от них произошли все люди.Или вы полагаете что лукавый когото создал...хым...хым...ох.Ну а разбрелись люди уже потом читайте БИБЛИЮ.
9. Nemo : Re: Традиционализм и радикализм
2011-05-28 в 23:43

следует заметить, что Патриарх удачно отмессионерил буддистов


Ооо...
8. Филимонов : Re: Традиционализм и радикализм
2011-05-28 в 23:18

Говоря об опасности "либерального национализма", батюшка абсолютно прав. И действительно, именно по западным рецептам пестуется сия химера. Национализм, утверждающий приоритет и права "народа", "национальности" - в принципе имеет западное, масонское происхождение. В традиционной России это учение не срабатывало - а на ее руинах вполне имеет шансы на успех: "Русская нация имеет право обособиться от чуждых ей Кавказа, Сибири и Поволжья...". С теми же целями пестуют и "сибиряческую нацию", и прочие неудобсказуемые понятия...
7. Булгарин : Re: Традиционализм и радикализм
2011-05-28 в 21:56

Нынешние радикальные консерваторы ставят в упрёк Патриарху Кириллу активное участие во Всемирном саммите религиозных лидеров. По их мнению «данная встреча по всем признакам соответствует антихристову Восьмому Вселенскому Собору, является воплощением пророчеств и знаменует начало недолгого «глобального» правления князя мира сего». ( http://www.kongord.r.../WSRLqueanswere.html )

Саммит религиозных лидеров проходил по инициативе Межрелигиозного совета России, в который входят православные христиане, мусульмане, иудеи и буддисты. В 2006 году Россия впервые председательствовала в «Большой восьмерке», это навело представителей традиционных религий России на мысль о проведении саммита религиозных лидеров, результаты которого могли бы быть представлены политическим главам ведущих стран мира.

РПЦ МП представлял Председатель ОВЦС Митрополит Кирилл. По его словам "очень важно сделать так, чтобы в мировом масштабе из-за отдельных террористических проявлений на религиозной почве позитивная роль религии стала еще сильнее и заметнее. А это возможно, в том числе, при условии совместных действий ведущих религиозных традиций мира. При этом никто не преследует цель по созданию «единой религии» как основы подобного действия. На саммите вообще не будет идти речь о вероучительных вопросах. Мы будем говорить о присутствии и действии религиозных общин в общественной жизни." ( http://www.sedmitza.ru/text/406242.html )

На Всемирном саммите религиозных лидеров было выпущено ПОСЛАНИЕ, которое гласит: "Мы — главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин, обращаемся к главам государств, к нашим религиозным общинам и ко всем людям доброй воли... Человеческая жизнь — это дар Всевышнего... Человек — уникальное создание Творца, бытие которого простирается в вечность... Будем помогать друг другу и всем благонамеренным людям в созидании лучшего будущего для всечеловеческой семьи. Будем хранить мир, заповеданный Всевышним! ( http://www.patriarch...db/text/123666.html ) [обратите внимание на цифры в адресе]

Получается, что есть общий для всех Всевышний и Творец, который дал человечеству свои заповеди. Однако как может быть один Бог у христиан и мусульман, которые хулят Святую Троицу?! Вот это и является камнем преткновения для ревностных (я предпочитаю этот термин вместо "радикальных") традиционалистов. Они предлагают на основании 15 правила Двукратного Собора не поминать Патриарха, считая его еритиком, при этом не выходить из МП РПЦ.

Справедливости ради следует заметить, что Патриарх удачно отмессионерил буддистов, для которых вообщен нет понятия Творца. И вообще, его мнение таково: "Соединение вероучительной принципиальности с открытостью к людям другой веры - это идеал, к которому должен стремиться каждый верующий человек. Именно его не хватает современным экстремистам и террористам. Они не понимают, как можно одновременно быть верными своей традиции и не уничижать людей другой веры" ( http://www.sedmitza.ru/text/406242.html ).
6. Николай Ш. : Обсуждался вопрос о «гей-парадах»
2011-05-28 в 21:34

Все идет по западному сценарию. Открытое выступление пид...ров по ТВ - это пролом в стене именно традиционализма. Президент чётко "благословил", демонстративно посетив Э. Джона. Обществу дадут поорать и втянут в процесс привыкания. Потом традиционалистов начнут сажать на основе закона о толерантности, который, конечно, примут. Общество уничтожают сверху с учётом Российской специфики. Всё рассчитано.
5. Богдан : Доклад А.Шумского
2011-05-28 в 18:59

Одна реплика, но сразу обо всем.
Это не доклад.
Самые верные слова - о "ретроградных реформах" - но они принадлежат К.Н.Леонтьеву.
Ретроградные реформы - это возвращение традиций через властные инструменты.
Нам же власть всучивает форсайт-проекты под патронатом мировых организаций" и россиянских любителей "мирового опыта".
Власть надо менять, но этому мешают жучки в церковном теле (допустим, не о.Александр, а лжепастыри)
4. Сокол : Re: Традиционализм и радикализм
2011-05-28 в 18:09

Бедный "ветеринар" - так и не понял, что Церковь это не подпольный цех по изготовлению политических булыжников и плакатов с призывами "Режь начальство"...
У неё другое предназначение - спасение душ, в том числе и от сатанинского искуса лево-правого радикализма.
В своих решениях Церковь самостоятельна.
Достаточно напомнить о позиции Патриарха Алексия II в Царском деле, чтобы убедиться в самостоятельном и ответственном характере церковной политики.
А насчет шатания... сам видел из окна башни гостиницы "России" потрясающую символическую картину: в оконном квадрате, как в кино-кадре совместились- сопоставились два символа - не меняющий веками своего устойчивого, изначально-заданного пространственного положения крест Покровского Собора (Храма Василия Блаженного) и вечно вращающайся вправо-влево в зависчимости от направления ветров Красная звезда на Спасской башне.
Вот эта вечная устойчиврсть Церкви в бушующей стихии политических страстей и вызывает приступы яростного бешенства
её вечных врагов - политических бесов и бесенят.
3. Адриан Роум : континуитивная история
2011-05-28 в 17:59

Русским и православным традициям мешает советское мышление

Пожалуйста, не надо забивать клинья в российскую историю! Она континуитивна.
Божий промысел комплексней, чем это представляется фарисею, судящему по внешности (Вас не имею ввиду).
Бог бережет Россию и даже зло обращает постоянно в добро. Разбивая единство истории, мы рискуем потерять ее, и осуждая ее, застрять в перманентной гражданской войне.
В этом и состоит цель "десталинизации", управляемой из ЦРУ.
2. ветеринар : автору
2011-05-28 в 13:57

Автор: "Наша задача – направить молодых людей на Царский путь, на путь подлинного традиционализма."

Если бы Вы сами были на Царском пути, не сквозила бы сквозь строчки та самая неприятная Вам "русская духовная нетрезвость", когда качает из стороны в сторону и при каждом пошатывании - получается низкий поклон властям.
1. А.В.Шахматов : Re: Традиционализм и радикализм
2011-05-28 в 13:32

Русским и православным традициям мешает советское мышление <..>

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме