Протоиерей Николай Балашов: Всякое долготерпение Священноначалия когда-то может иметь конец

Зампред ОВЦС МП не исключил, что зачинщики церковной смуты в Абхазии могут быть наказаны

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии 
0
1089
Время на чтение 5 минут
Заместителель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов дал интервью Государственному информационному агентству Республики Абхазия по поводу церковной смуты в Абхазии, спровоцированной иеромонахами о .Дорофеем (Дбаром), недавно приехавшим в Абхазию из Греции, и о. Андреем (Ампаром).

Как рассказал протоиерей Николай Балашов, отец Дорофей учился в Московских духовных школах и был рукоположен в священный сан в Майкопской епархии Русской Православной Церкви. Потом он, по его просьбе, был уволен из штата Майкопской епархии, но остается ее заштатным клириком, как и иеромонах Андрей (Ампар), прошедший такой же путь.
Несколько лет назад отец Дорофей отправился учиться в Грецию. Он сообщал, что работает над диссертацией, тема которой - место захоронения святого Иоанна Златоуста в Команах. В прошлом году иеромонах Дорофей обратился в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата с просьбой предоставить ему справку о том, что он является клириком Русской Православной Церкви. Он объяснил, что такая справка необходима ему для того, чтобы продолжить обучение в университете Салоник и довести до конца свой научный труд, и его просьба была удовлетворена.
На вопрос корреспондента абхазского издания - дала ли Московская Патриархия согласие на возведение о. Дорофея в сан архимандрита и является ли он теперь кандидатом в епископы, о. Николай ответил, что эти утверждения не соответствуют действительности.

По его словам, Русская Православная Церковь не давала согласия на переход иеромонаха Дорофея в клир Элладской Православной Церкви, а только клирик Элладской Церкви может быть возведен в более высокий сан иерархом этой Церкви и тем более рассматриваться в качестве возможного кандидата на епископское служение. Согласно действующим церковным правилам, разрешение на такой переход дается только Священным Синодом Московского Патриархата в ответ на соответствующий запрос (которого в данном случае не было), и отпускная грамота на основании синодального решения подписывается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. О том, что отец Дорофей теперь именуется архимандритом, Московская Патриархия узнала лишь из сообщений в абхазской печати, где была опубликована и грамота, подписанная иерархом Греческой Церкви митрополитом Гуменисским Димитрием. В связи с этим из МП были направлены официальные запросы в Гуменисскую митрополию и в Священный Синод Элладской Православной Церкви.

«Из полученных разъяснений следует, что отец Дорофей просил дать ему возможность для улучшения его материального положения временно, на период обучения, служить на каком-либо из приходов данной митрополии, в пределах которой он проживал на территории одного из монастырей. А по правилам греческих Церквей, иеромонах служит в монастыре. Если же он находится вне монастыря, то должен иметь сан архимандрита, который в греческой традиции вовсе не имеет такого высокого значения, как, например, в Русской Церкви. В Греции монашествующие после окончания учебного заведения и рукоположения в священный сан сразу именуются архимандритами, если они не будут проходить дальнейшее послушание в стенах монастыря», - рассказал протоиерей Николай Балашов.

«Поэтому решение митрополита Гуменисского имело значение и силу исключительно в пределах его епархии, - пояснил священник. - Несомненно, митрополит Димитрий никак не предполагал, что его добросердечный поступок, направленный лишь на оказание материальной поддержки студенту-иностранцу, получит со стороны последнего такую неожиданную интерпретацию и такой политизированный резонанс в абхазском обществе. И уж конечно, не следует думать, будто архимандрит, даже и в Русской Церкви, где это действительно высокое звание, "без пяти минут епископ". Такой образ мысли указывает на внутреннее устроение, весьма далекое от монашеского духа, в основе которого лежат смирение и послушание».

В этой связи зампред ОВЦС МП напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им летом прошлого года на Соловках: «Самое отвратительное в Церкви - это монашеский карьеризм», - подчеркнул тогда Предстоятель РПЦ, пожелавший послать «очень ясный сигнал всем нашим монахам, у которых голова от архиерейства кругом идет и которые считают, что жизнь не состоялась, если к тридцати годами они еще не архимандриты».

Отец Николай Балашов, продолжая разговор о ситуации в Абхазии, сказал, что по благословению Святейшего Патриарха иеромонахи Андрей и Дорофей несколько дней назад были срочно вызваны в Москву на беседу с митрополитом Волоколамским Иларионом для обсуждения сложившейся ситуации, связанной с острым противостоянием в среде абхазского духовенства и абхазского народа в результате объявлений о созыве в Новоафонском монастыре некоего «церковно-народного собрания», которое не предусмотрено канонами Церкви и на которое никто из иерархов Церкви благословения не давал.
Однако иеромонахи отказались приехать. На своем последнем, мартовском заседании Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о необходимости упорядочения статуса заштатного духовенства. Утверждено «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат». Всем архиереям предписано до 1 июля представить в Патриархию сведения о заштатных клириках их епархий, священнослужение которых будет теперь регулироваться особыми правилами.

«Полагаю, что в рамках этих решений может быть рассмотрено и положение двух заштатных клириков Майкопской епархии в свете их нынешней деятельности. Всякое долготерпение Священноначалия по отношению к клирикам когда-то может иметь конец, даже если оно обусловлено пониманием трудностей положения Православия в Абхазии и немногочисленности священнослужителей из числа дорогого нам абхазского народа», - подчеркнул протоиерей Николай Балашов.

Корреспондент абхазского издания попросил о. Николая прокомментировать слова отца Андрея (Ампара): «Нас не смущает, что может произойти раскол и может появиться вторая Церковь, это нормально. В любом православном государстве существует не одна Церковь, а множество. И если Абхазии будет суждено пойти по этому пути, ничего страшного в этом нет».

«Трудно даже поверить, что такое мог сказать православный иеромонах, - ответил о. Николай. - Это - поистине страшные слова, свидетельствующие о помрачении церковного сознания. Раскол - это величайшая беда для Церкви. Грех раскола не смывается даже мученической кровью, как говорил святой Иоанн Златоуст. Этот великий подвижник был, как известно, оклеветан, но, хотя собор принял против него неправедное решение, он не пошел против воли иерархов, не стал основателем раскола, но скончался в ссылке в Команах. И вот ныне мы слышим подобные высказывания на земле, которая освящена его мученическим подвигом! Очень хочу надеяться, что отец Андрей и все, кто разделяет такой образ мыслей, одумаются. Раскол может принести неисчислимые бедствия Православию в Абхазии и согласию в абхазском обществе. Конечно, он только отдалит и последующее каноническое решение вопроса о статусе Церкви в Абхазии. Упаси Бог пойти по такому погибельному пути и способствовать созданию церковного раскола! Напротив, надо приложить все усилия для сохранения единства среди духовенства и всех верующих, для укрепления любви, мира и взаимного терпения, для общего труда ради возрождения церковной жизни».

«Дай Бог, чтобы здравомыслие восторжествовало, чтобы политикой занимались политики, а священнослужители – заботились о спасении человеческих душ, о христианском просвещении сердец, учили любви к Родине и добрососедству с окружающими народами, учили верности супругов и крепости семей, почитанию родителей и знанию своей истории, самоотверженному служению ближним и добросовестному труду. Такой нам из России видится "страна души". Таковы, насколько нам известно, традиционные ценности абхазского народа», - заключил протоиерей Николай Балашов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии
Не допустить патриарха Варфоломея на Кавказ
Об обращении протоиерея Виссариона Аплиа к патриархам Кириллу и Илие
29.10.2021
Невеселые заметки о посещении Нового Афона
Необходимо активизировать усилия по освобождению монастыря от раскольников, рейдерски захвативших его
04.08.2021
Патриарх Варфоломей подталкивает грузин к расколу
Глава Фанара диагностировал у Русской Церкви «болезнь Третьего Рима», а вот Константинополь имеет «эксклюзивные полномочия»
08.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:42
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30