77% опрошенных семей столкнулись в этом году с ростом расходов на школьное образование своего ребенка. Примерно каждый второй респондент сообщил, что его расходы на обучение ребенка-школьника «выросли немного», а каждый третий житель РФ указал уже на «значительный рост» таких расходов. По оценкам родителей, затраты на школьное обучение выросли как минимум на 20%, и порой они достигали 70% семейного бюджета.
Это стало первым следствием введения в 2010 году закона о реформе бюджетных учреждений. Закон вводит субсидирование бюджетных учреждений по госзаданию вместо финансирования по смете. Бюджетные учреждения переходят в режим полного или частичного самофинансирования. Так, школы для получения дополнительных доходов могут на законных основаниях предоставлять гражданам платные услуги и свободно расходовать вырученные средства. Родителей предупредили, что со следующего года часть уроков станут платными. А 10% родителей уже сегодня столкнулись с необходимостью платить за ранее бесплатные услуги.
Участники опроса отметили, что уровень преподавания в большинстве школ оставляет желать лучшего. Учителя, по мнению родителей, часто не заинтересованы давать ученикам в рамках основных уроков качественное образование. Родители уверены: школьников искусственно вынуждают посещать дополнительные платные занятия по профильным предметам – русскому языку, математике, английскому языку. Также постоянно требуется дополнительная подготовка к сдаче ЕГЭ. Платные факультативы по профильным предметам иногда оказываются обязательными для посещения. Некоторые родители сообщили о случаях занижения оценок ученикам, которые отказываются посещать платные уроки. Стимулирование учеников к посещению платных факультативов по профильным предметам стало массовой формой перехода к полуплатному образованию, считают и родители и эксперты.
Закон о реформе бюджетных учреждений был принят прошлой весной. Обсуждение и критика реформы, пусть и постфактум, все же состоялась. родители обвинили власть в попрании конституционных прав граждан на бесплатное образование. Президент Дмитрий Медведев, отвечая на недовольство, посоветовал внимательно читать закон, в котором нет ни слова о платности среднего образования. Премьер-министр Владимир Путин постоянно указывал на то, что приватизация бюджетной сферы и всеобщее введение платных услуг – это миф.
«У данной реформы, судя по всему, две цели – снизить нагрузку на бюджет и уменьшить доступность высшего образования, что позволит перенаправить выпускников школ на вакантные рабочие места, не требующие высокой квалификации», – констатировали эксперты.
Кандидат географических наук Пермского госуниверситета Роман Юшков в интервью «НР» заявил, что «новый этап реформы образования направлен на окончательное одичание и варваризацию России». «Мы движемся куда-то в сторону Афганистана. Но у нас все будет хуже, потому что там есть религия, скрепляющая общество, каркас, а у нас население светское, безыдейное, развращенное пропагандой. Поэтому, если оно будет еще и необразованным, то это будет невиданная дикость, агрессия. И власть тьмы», – отметил Юшков.