Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Стена» Роджера Уотерса - проблема либерального эгоизма личности

26.04.2011


Эссе о рок-шоу «The Wall» …

Шоу The Wall25 апреля, в Светлый понедельник, в Санкт-Петербурге состоялся концерт Роджера Уотерса с его знаменитым шоу «The Wall» - «Стена», которое в первый раз было показано группой Pink Floyd в Лос-Анжелесе, Нью-Йорке и Лондоне 30 лет тому назад. Затем, в 1990 году это шоу было поставлено в Берлине, и было приурочено к падению берлинской стены, разделявшей город на «западную» и «восточную» части.

Я в первый раз услышал этот альбом в 1980 году, после его выхода в Англии. Наше УКВ-радио сразу же передало его в эфире, что было совсем несвойственно для тех времен. Рок-музыка в эфире - это нонсенс для позднесоветского периода. Но «Пинк Флойд» в своих текстах и музыке выразили резкий протест социальной модели капитализма тех лет и это не могло остаться незамеченным идеологической верхушкой СССР. Как результат - пластинка прозвучала по радио и была записана мною на магнитофон. Мне тогда было 12 лет.

С тех пор альбом был одним из моих любимых. Мне нравилось в нем то, как «правдиво» отражаются чувства маленького человека, постоянно сталкивающимся с проявлениями власти мощных социальных институтов и общественных привычек, с постоянной ложью, которая преследует тебя отовсюду - с экранов телевизоров, из уст людей, в различиях между их словами и делами.

Надо сказать, что слова и музыка в этом произведении написаны очень талантливо, а современные (для того времени) музыкальные эффекты лишь усиливали это впечатление. Учитывая специфику и ложь дряхлеющей советской государственной идеологической машины того времени, этот альбом известной группы особенно хорошо ложился на наши молодые сердца, которые ждали освобождения от фарисейского строя, ждали «глотка свободы». Однако, советские идеологи быстро поняли, что протест музыкантов не только против капитализма, но и против социализма (а как мы выясним позже - против любых насильственных общественных форм) и альбом по радио более не передавался.

С момента прихода в Церковь я перестал слушать рок-музыку. Слишком эмоциональные и громкие песни зачастую вызывают движение совсем не тех центров души, какие хочется, особенно когда знаешь на опыте, что такое настоящая божественная музыка. Поскольку я начал петь в церковном хоре, все потребности моей души в музыке были удовлетворены, и просто не возникало желания, как раньше, что-то другое слушать или, тем более, петь. Но когда мне предложили билеты на шоу «Стена», я согласился, так как это был мой любимый альбом в течение долгих лет.

Р.УотерсРоджеру Уотерсу, автору текстов и существенной части музыки альбома «Стена» уже 67 лет. Но он по-прежнему пытается выглядеть и двигаться на сцене как молодой 36-летний музыкант, в свое время написавший это произведение. Такое ощущение, что время для этого человека застыло. Огромный успех альбома и поставленного на его основе грандиозного шоу, вероятно, привел автора к мысли, что он попал в точку и развития мысли о страданиях и чувствах индивидуальной личности в мире торжествующего зла не требуется. Дана констатация факта - «весь мир лежит во зле», известная еще с Евангелия, и освободить от него может только чудо

Давайте посмотрим, какая стоит проблема перед личностью в социальном окружении, с точки зрения Уотерса. Средствами шоу, текста и музыки нам показывают тоталитарного лидера, который криками в стиле Геббельса сообщает нам, что мы пришли в зал не расслабиться, а «продраться сквозь эту маскировку» («In The Flesh» - «Во плоти»). Кто это во плоти, не вызывает сомнений и это отнюдь не Ангел Божий, а наоборот. Следующие композиции показывают, что зло присутствует во всех, с кем сталкивается современный человек с детства - в учителях («Happiest Days Of Our Lives», «Another Brick In The Wall. Part 2» со знаменитым рефреном «Учителя! Оставьте их (детей) в покое!»); в родной матери («Mother»), которая осуществляет тотальный контроль над личностью ребенка под предлогом его безопасности и благосостояния и тем самым помогает ему выстраивать пресловутую Стену между собой и окружающим миром; в женщине, которая обретается в грехе и грязи («Young Lust»), а потом не в состоянии ответить на острые душевные запросы и бросает героя(«One of My Turns»), который жестоко страдает и зовет ее назад («Don't Leave Me Now»), и продолжает растить стену в своем сердце... Одновременно стена складывается из больших блоков и на сцене и к этому моменту заслоняет уже практически полностью музыкантов, оставляя лишь небольшие прорехи. Первая часть заканчивается композицией «GoodBye Cruel World», в которой звучат слова «Прощайте, все вы, люди. Вам нечего мне сказать, чтобы я изменил свое решение. Прощайте!» - на этом восклицании последний кирпич встает на свое место и на сцене возвышается монолитная стена.

Шоу The WallПервая часть показывает нам процесс построения отчуждения в сердце индивидуума, который видит в окружающем обществе (даже в матери!) лишь посягательства на свою свободу и воспринимает это в штыки. Это ощущение знакомо очень многим в западном обществе (а теперь и в российском), так как идеология либерализма сама по себе подталкивает людей к такому восприятию мира. Здесь музыкант попал в точку. Именно по этой причине альбом слушают многие миллионы людей. Но закономерен вопрос - неужели герой ни разу на пути своего взросления не повстречал Любовь? Даже со стороны матери? В это поверить трудно. Скорее он не придал этой Любви значения, поскольку не любил сам. На первом месте личная свобода и бегство от личных страданий - все, что нарушает или препятствует этому - трактуется как зло, со всеми присущими злу атрибутами - самолетами, бомбами, автоматами, униформой со свастикой. Выстраивается четкая ассоциация - все кто стоят на пути личной свободы, все кто пытаются корректировать твое поведение - обязательно насилуют и убивают, являются злодеями. Мать и любимая женщина в этом ряду. Философия отчужденности личного эгоизма и гимн ему. Стена выстроена.

Шоу The WallВо второй части герой рефлексирует. Он ощущает стену в сердце, хочет выбраться за пределы, хочет взлететь, но не может. Со стеной в сердце он - послушный раб «закабалившего» его общества и навязанных стандартов поведения. Назревает очередной диссонанс - жить со стеной в сердце («Comfortably Numb») герой не хочет и не может, это не жизнь. За стеной его начинают есть черви - мысли, страхи и воспоминания, он надевает маски, пытается бежать, но ничего не помогает. Сейчас его раздавят внешние угрозы вкупе с внутренними страстями - червями («Waiting For The Worms»). Его мучает вопрос - «Неужели я во всем виноват и был виновен все это время, как мне все вокруг и говорили?», выстроенная стена не позволяет ему увидеть ничего кроме обвинений со стороны других людей. Герой не подчиняется внешнему и внутреннему злу, он продолжает хотеть жить. Развязка наступает в композиции «Trial» - «Испытание». Самый Главный Червь судит его и присуждает самое страшное с точки зрения червя - разрушение того, что герой строил всю жизнь - стены в сердце, чтобы герой испытал весь ужас от встречи с себе подобными «злыми» существами. Но жизнь без стены оказывается не так страшна, оказывается есть люди, которые любят тебя, и на этом композицией «Outside the Wall» заканчивается шоу.

Шоу The WallВсе, казалось бы, замечательно. Есть свет в конце тоннеля. И даже, как в сказке, зло вдруг САМОуничтожается. Но так не бывает в действительности. Стену, которую ты позволил себе самому выстроить, необходимо столь же долго самому и разгребать при помощи Божией, докапываясь до любви в своем сердце. Этот тяжелый труд не показан в спектакле, не показан тот Свет, при помощи которого вообще только и возможен такой труд. Музыкант оставляет современным людям лишь надежду на чудо. Причем чудо обезличенное, не связанное с идеалами Добра, или, тем более, именем Спасителя.

Произведение показывает психологическую драму современного человека, живущего без любви и постоянно противопоставляющего себя и остальных. Это противостояние создает стену отчуждения между индивидуумом и социумом. Такая проблема типична для современного западного общества, поэтому, как я считаю, спектакль 30 лет продолжает собирать полные стадионы. Однако, у человека всегда остается интуитивное стремление к Жизни и это стремление оставляет человеку Надежду...

Если бы кроме Надежды, в альбоме-спектакле «Стена» были бы показаны еще Вера и Любовь, то его можно было бы с уверенностью назвать христианским, как не страшно это может некоторым показаться.

Сергей Житинский, «Русская народная линия»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. крестьянский сын : Автору
2011-04-28 в 20:01

Что-то я, уважаемый Сергей, не пойму.
Пишу Вам ясным русским языком одно, вы же воображаете и приписываете мне совсем другое.
Вы, пожалуйста, читайте внимательно и воспринимайте именно так, как написано, а не то, что Вам подумалось!

Про детские дома ничего я не придумываю. Речь о пластинке ведь совсем не шла. Говорилось про шоу в России. И о том, что Роджер Уотерс для этих шоу брал детей из детдомов, что было показано в телепрограмме, а конкретно, дело происходило в Питере.

И никаких ярлыков ненавистных мы тоже не расклеивали. Где это Вы их увидели?
И талант у Уотерса никто не собирается отнимать....
Я, кстати, совершенно аналогично с Вами долгое время увлекался рок-музыкой, и тоже это продолжалось - ровно до того момента, как воцерковился. Хотя и сейчас не прочь иногда ... взбодриться...
И к конкретным рок-звездам продолжаю испытывать симпатию, понимая при этом, что большинство из них - люди пропащие с христианской точки зрения.
У них у всех практически одна и та же беда - талант, который получили от Бога, приписывают себе.
Никак не хотят уразуметь, что: "Всяк дар совершен свыше есть..."

Ну а если Вы до сих пор не поняли, что рок-н-ролл, как явление, является частью сатанизма, и что на рок-концертах и шоу идет поклонение князю тьмы, то, извините, Вам еще следует до этого понимания дорасти...

Не обижайтесь и всего наилучшего!
7. Сергей Житинский - вебмастер РНЛ : Re: «Стена» Роджера Уотерса - проблема либерального эгоизма личности
2011-04-28 в 10:15

Про детские дома это вы придумали, я думаю, на оригинальной пластинке пел детский хор из уважаемой английской школы.
Все же вы, дорогой сын крестьянина, склонны расклеивать ярлыки и ненавидеть.
Пожалейте старичка Уотерса - его мама била, скорее всего, и женщина бросила. А он, хоть и валит вину на них за свои страдания, все же человек живой, ищущий Света. Да и музыкант талантливый.
Не верю я , что Господь оставил бы ему талант, если бы в этом не было Провиденциального смысла.
6. крестьянский сын : Житинскому Сергею
2011-04-27 в 18:47

Никаких возражений, кроме маленького "но".
Бог поругаем не бывает, но сбрасывание в общую кучу, как бы хламья, главного символа христианства - креста, является надругательством над нашей верой и поношением Христа.

Тут бы как раз нашей патриотической общественности, которая борется против ЮЮ, самое время устроить протестные пикеты. Потому что бывший лидер Пинк Флойд как раз и является агентом глобализма, который занимается подрывом семейных и других устоев.
Сегодня детишки запоют - "учитель, оставь нас в покое", а завтра начнут грубить родителям и качать свои права.

Еще хотелось бы добавить, почему, допустим, Р.У. собирает детей для хора по детдомам...
Причина видится простая: нормальные родители могут его послать подальше и постараются уберечь своих детей от подобных "шоу", на которые бесы со всего мира слетаются легионами.

А чиновники, которые за какие-то подачки от "суперзвезды" позволяют ему экспериментировать с душами подрастающего поколения, не имеют совести и забывают, что чужих детей не бывает.
5. Сергей Житинский - вебмастер РНЛ : крестьянскому сыну
2011-04-27 в 09:49

У меня нет сомнений по поводу мировоззрения самого Уотерса. Оно явно индивидуалистическое и антирелигиозное.
Про крест - Бог поругаем не бывает.
Что касается детей и приведенного вами отрывка - это место из первой части, где герой как раз опускается на дно и выстраивает стену отчуждения.
Во второй части было бы место для покаяния, но его нет - именно из-за антирелигиозных взглядов самого Уотерса.
Собственно я об этом и говорю. Что грехопадение показано и даже оставлена Надежда на спасение. Но не показан путь - покаяние.
Уверен, что Уотерсу моя трактовка не понравилась бы. Тем не менее, мне важны люди, которые его слушают и важно попытаться понять, что они чувствуют, ибо они далеко не все потеряны для Бога.
4. крестьянский сын : Рок-н-рольные шоу - суть антихристианство
2011-04-26 в 22:59

Спасибо автору за очень своевременную попытку произвести анализ одного из самых, как выражаются, знаковых произведений рок музыки...

В свою очередь, хочется заметить, что подобным шоу и концертам до христианства, как говорится,- до луны. И даже больше: все это, по сути - антихристианство, и даже еще больше - все это является в определенной степени "мессой" того самого, которого упомянул автор, как - («In The Flesh» - «Во плоти»).

Обратите внимание на то, что обычно такие концерты происходят в определенные, на наш взгляд, специально выбранные дни.
Первое такое весьма шумное шоу, в Москве, состоялось накануне Пасхи, в Великую, "Тихую", как ее называют, субботу.
В Питере - в Светлый понедельник...

И при этом в середине шоу там есть момент, когда сверху падают в общую кучу разные символы цивилизации, в числе которых, например, доллар, а также - КРЕСТ.. Причем, крест падает несколько раз, так, чтобы его явно можно было увидеть.
Нет, наверно, необходимости, разъяснять, что Крест, во-первых, падению не подлежит, а во-вторых, его нельзя ставить в один ряд со всеми другими символами. Как нельзя ставить в один ряд Христа с Буддой и прочими учителями и пророками...
Для православного человека это понятно, как дважды два. Но, не для Роджера Уотерса.

И еще один момент. Для каждого шоу он везде подбирает в детдомах детей, которым специально переводят тексты, которые они будут хором петь...

И если все связанное с остальными песнями забудется, то одно у них из памяти не выветриться до седых волос определенно. Вот такие вот слова:

Нам не нужно никакого образования;
Нам не нужен контроль над мыслями...
Учитель, оставь детей в покое...

Вот такая, зомбирующая, разрушительная, если можно так сказать, "мантра"...

По идее, ни использовать детей для таких шоу, ни позволять им смотреть их, в интересах духовного здоровья нации - должно быть категорически запрещено

Но, увы, "святые" отцы, должные, казалось, возвысить свой голос так, чтобы его услышали властные структуры, обычно молчат как раз тогда, когда молчать не следует!
3. Андрей Х. : Re: «Стена» Роджера Уотерса - проблема либерального эгоизма личности
2011-04-26 в 22:46

Депрессивная музыка для наркоманов этот самый Пинк Флойд "СТЕНА".
2. Анатолий Артюх : стена
2011-04-26 в 18:07

Если бы кроме Надежды, в альбоме-спектакле «Стена» были бы показаны еще Вера и Любовь, то его можно было бы с уверенностью назвать... протестантским!
1. Константин : Re: «Стена» Роджера Уотерса - проблема либерального эгоизма личности
2011-04-26 в 17:39

Pink Floyd,"The Wall" - да,давно это было,более 30 лет назад,я тогда учился в 9 классе,больше любил Boney M.)))
У Pink Floyd мне тогда больше нравился альбом "The dark side of the Moon" и немножко "WISH YOU WERE HERE". Но после выхода альбома "Стена" стал их ярым поклонником,много раз переслушивал этот альбом. И "Final cut" тоже очень нравился,и "Division Bell".Но всё же потом,придя к вере, понял что эта музыка далеко уводит от Бога,не духовная она совсем.Сейчас лчень полюбил классическую музыку,помимо духовной.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме