Как часто, говоря о проповеди в храме, мы вспоминаем святителя Иоанна Златоуста, неизменно за каждой литургией обращавшегося к молящимся. Значительно реже заостряется вопрос о том, что бездарная проповедь может быть не менее разрушительной для молитвенного настроя, чем, к примеру, те же «концертные вставки» перед причастием.
В лучшем случае можно услышать политинформацию, а в худшем длинные и не всегда складные рассуждения «о высоком». Всё это, впрочем, вполне принимается любящими сердцами прихожан, но на «захожан» действует, как правило, отталкивающе.
Альтернативой такой практике стало чтение напечатанных проповедей, одобренных цензурой. Проповеди эти, как правило, представляют собой ответы на не поставленные вопросы. (Это, разумеется, не значит того, что батюшки, не имеющие дара проповеднического, плохие священнослужители или же не молитвенники!)
Но ведь для того, чтобы выделить главные мысли Писания, существует не только храмовая проповедь, требующая незаурядного таланта, но и беседа после литургии. Которая может в себе сочетать и элементы политинформации, и фрагменты напечатанных проповедей и бесед.
Прекрасным подспорьем могут послужить тексты проповедей и бесед наших современников.
К числу таких текстов можно отнести книгу «Тебе и мне Бог письмо написал» (Киев: «Православная библиотека», «Послушник», 2010), которую с Божьей помощью написал протоиерей Андрей Ткачев. Книга имеет подзаголовок: «Беседы после литургии». Такие беседы являются неплохими «психологическими тамбурами» между Домом Божьим, где только что актуализировалась единственная и неповторимая Жертва Христова, и суетой житейских проблем. Беседы позволяют успокоиться и настроить свою душу так, чтобы не просто не расплескать драгоценных частиц Вечности, вобранных в себя за литургией, но и вместить в себя нечто, сконцентрированное в послании.
«Родовые пути, через которые при рождении проходит человек, кажутся узкими. Любой младенец кажется слишком большим для того, чтобы родиться из женщины, но как-то рождается. Тесный путь, узкие врата, большая боль но как-то непостижимо выбирается человек на свет Божий. Примерно так же трудно пробираться и в Царство Небесное. Но раз родиться можно через узкие врата, значит, возможно и в Царство Божие войти, хотя это трудно, тесно, узко и тяжело…»
Кстати, к достоинствам «Бесед после Литургии» стоит отнести и хороший юмор автора.
«Человек пришёл в трактир. Помолился, сел, плотно и красиво поел то, что ему принесли, потом встал и поблагодарил Бога, помолился опять. А какие-то мужики сидят, пьют и смеются над ним:
– У вас что, в деревне все такие сумасшедшие? Все молятся вот так, как ты – до и после еды?
– Нет, – говорит, – далеко не все. У нас ещё есть овцы, свиньи, козы и коровы. Они всего этого не делают. Они просто жуют то, что им насыпали».
Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»
1. Тебе и мне Бог письмо написал