Известный ученый перечислил причины своего отказа. «Во-первых, - пишет Е.Козловский, - в этот же период Вашим указом был награждён высшим орденом России орденом Андрея Первозванного предатель моей Родины СССР, её разрушитель и изменник Горбачёв. Сам процесс его награждения мы, ветераны, рассматриваем как издевательство над нами, прошлой историей нашей страны СССР. Ваш поступок вызвал недоумение и не может быть оправдан ни с какой стороны! Вместо объединения народа в этот трудный для России период, Вы внесли "яблоко" раздора, совершили не поддающийся осмыслению поступок в угоду западному миру, бойко "отпраздновавшему" 80-летие предателя дела, которому он якобы служил!»
«Во-вторых, - отмечает ученый, - в связи с моим 80-летием Учёный совет Российского Государственного геологоразведочного университета, профессором которого я являюсь, представил меня, в соответствии со статусом ордена, к награждению орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, оценив моё личное участие в укреплении минерально-сырьевой базы СССР-России, многолетнюю результативную работу на Дальнем Востоке и на посту Министра геологии СССР (1975-1989). Так совпало, что крупные открытия многих видов полезных ископаемых приходятся на указанный период моей деятельности. Для меня мнение моих коллег является высшей моральной наградой! И я искренне благодарен научному сообществу за столь высокую оценку моей деятельности! А наградили или нет это второй вопрос!»
«По указанным выше причинам, я не могу принять Почётную грамоту Президента РФ, но буду искренне благодарен, если Вы, господин Президент, задумаетесь над тем, что я написал Вам в этом необходимом послании! Прошу: вдумайтесь, поймите, осознайте!» - призывает Дмитрия Медведева бывший министр геологии СССР Евгений Козловский.
Напомним, что в 1998 году от высшей государственной награды – ордена Святого Андрея Первозванного – отказался известный писатель-диссидент Александр Солженицын. В своем отказе публицист написал следующее: «от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу».
В связи с этими событиями мы попросили известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова ответить на следующие вопросы: «Как Вы оцениваете нынешнюю практику присуждения государственных наград? Каковой она должна, на Ваш взгляд, быть в нашем государстве? Каково подлинное значение государственных наград?»
«Следовало бы ожидать кризиса практики вручения государственных наград в обществе, в котором мы наблюдаем кризис ценностей в принципе. Награды должны иметь нравственный, идеологический, исторический базис, а как раз этого в нашем сегодняшнем обществе и нет. Отсюда и нелогичные случайные награждения. Трудно представить себе, что до революции кто-либо мог отказаться от царской награды, потому что это действительно было почетно. Я не могу припомнить хоть один прецедент подобного случая в истории. Потому что за этими наградами, во-первых, стоял безусловный авторитет лица, которое имело право награждать. Во-вторых, награды имели глубокую историческую традицию. В-третьих, не допускалась девальвация наград.
Первый же вопрос, который встает в связи с современными награждениями, это какое право имеет нынешнее правительство награждать наградами, имеющими точно такое же название, как и царские? Ведь орден Святого Андрея Первозванного – старший из русских орденов – был учрежден Императором Петром I, и награждать этим орденом имел право только он, как, впрочем, и другими наградами Российской Империи. Спрашивается, на каком основании Президент светского государства, который отнюдь не является продолжателем политики Царской России, награждает этим орденом? Уже в этом содержится некая двусмысленность. Последователи бунтовщиков 1917 года, отвергшие Царскую Россию, теперь берут ордена Российской Империи и награждают ими разрушителей.
Во-вторых, сами критерии таких награждений четко не выражены. За что они даются? За служение государству? Но ведь под служением России мы подчас подразумеваем диаметрально противоположные вещи: Российскую Империю, Советский Союз, Российскую Федерацию в ее нынешнем виде. У многих россиян совершенно разная мотивация своего служения России. Отсюда возникает и та путаница, которая приводит к отказу от наград.
Сама практика награждения в настоящее время выливается в пиар определенных личностей. Когда не хватает общественного признания, то его пытаются дополнить определенного рода количеством наград. Очевидно, что это относится и к Горбачеву, рейтинг которого равен нулю. Это было ясно и в 1990-е годы, когда он попытался выдвинуть себя кандидатом в Президенты, и с минимумом поддержки удалился в исторический архив. Но нынешняя власть почему-то посчитала необходимым наградить его высшей наградой России. Я считаю, что это оскорбление для многих россиян, оскорбление для самой награды. Это был чисто пропагандистский жест, но кроме неприятия он едва ли что вызвал – ведь награждение Горбачева даже самыми высокими наградами неспособно спасти его репутацию.
Поступок уважаемого ученого Е.Козловского вызывает восхищение его принципиальностью. Если бы таких ученых было больше, я думаю, власть реагировала бы на проблемы общества иначе. Позиция этого ученого свидетельствует, что он служил Родине не за награды, а за идею, за совесть. Для него история России не исчерпывается последними двадцатью годами, как для Президента Медведева, этот ученый служит той России, которая существует от времен князя Владимира до дня сегодняшнего.
Безусловно, надо пересматривать практику вручения наград, она должна быть выверенной и ответственной. Награды не должны становиться «подарочными сертификатами» к очередной юбилейной дате. Иначе скоро награждать будет нечем и незачем. К тому же нужно быть крайне осторожным в возрождении исторических наград, поскольку весьма сомнительно право нынешних властей награждать такими орденами.
Вопрос о наградах ставит перед нами и вопрос о преемственности. Какую Россию мы возрождаем, продолжаем? Если возрожден орден Святого Андрея Первозванного, то, наверное, надо возродить и другие исторические институты Царской России. К тому же все это выглядит двусмысленным и по отношению к существующему Дому Романовых, легитимность которого все-таки признают и РПЦ, и РПЦЗ. Имеет ли право нынешнее правительство награждать царскими наградами сегодняшних граждан, не корректируя это с потомками Царского Дома? Этот вопрос носит исторический и нравственный характер, ибо только правильный ответ на него объясняет, насколько эта награда легитимна с точки зрения исторической традиции».